Разработка и внедрение проектов организации управленческого труда
Процесс проектирования организации управленческого труда состоит из следующих стадий: анализ, разработка, функционирование. Каждая стадия включает ряд этапов со свойственными им задачами (табл. 13).
Таблица 1 3 Последовательность и содержание разработки проектов организации управленческого труда*
_______________________
* Заимствована из работы: Научная организация труда в управлении производственным коллективом. Общеотраслевые методические рекомендации. - М.: Экономика, 1991. - С. 263.
Стадия анализа
На стадии анализа определяется существующий уровень организации труда по выбранным объектам (подразделениям, работникам и т. д.) для проектирования организации труда и намечаются направления ее совершенствования. Для этого формируется группа специалистов, определяются обязанности и полномочия каждого, выделяются средства для предполагаемых исследований. Ее задача - изучение предстоящих изменений, с тем чтобы учесть их при выборе вариантов проектных решений. При этом рекомендуется изучить: Ø динамику развития объекта оргпроектирования с позиций стабильности или изменения его места и роли в организационной структуре управления; Ø предполагаемые изменения содержания труда вследствие экономических и управленческих нововведений; Ø необходимость полной или частичной реорганизации сложившейся системы организации труда; в последнем случае новое решение отдельных элементов организации труда должно вписываться в действующую систему организации труда и управления на предприятии;
Ø наличие ресурсов предприятия (материальных, кадровых, информационных). Целесообразно вначале провести укрупненное обследование, с тем чтобы ориентировочно определить состав проектных работ, их объем, сроки, стоимость, а также затраты, связанные с деятельностью рассматриваемой управленческой службы (фонд оплаты труда с необходимыми отчислениями, канцелярские и почтовые расходы, расходы на содержание служебного помещения, мебели, организационной и вычислительной техники, расходы на командировки и разъезды). Затем проводится более детальное обследование элементов организации труда, намеченных в качестве объектов рационализации при укрупненном обследовании. На основе его результатов составляется задание на проектирование, в котором дается характеристика службы и перспективы ее развития, отмечаются недостатки в деятельности и возникающие из-за этого производственные потери, комплекс намечаемых мер для совершенствования по отдельным направлениям, график их разработки, расчет ожидаемой эффективности оргпроектирования.
Стадия проектирования На данной стадии обосновываются оптимальные решения по всему кругу вопросов (элементов) организации труда применительно к конкретным условиям и осуществляется их регламентация. Для обеспечения комплексности и системности разработки проекта целесообразно воспользоваться рекомендациями по проведению этой работы, изложенными в 3.2. Результаты проектирования оформляются в виде проекта организации труда службы (подразделения) в их взаимосвязи с проектными решениями по организации производства и управления и проектов организации труда для отдельных должностей (рабочих мест). Проект отдела (службы) содержит следующие разделы: 1) общие положения (наименование подразделения, целевое назначение, степень самостоятельности, руководство и подчиненность, структурные звенья, условия и схема совмещения должностей, условия и порядок ликвидации и реорганизации подразделения); 2) цели и функции подразделения (перечень целей по объектам и предметам управления, перечень функций подразделения, прав, видов и размеров ответственности за недостигнутые цели);
З) структура подразделения (схема структуры, специализация работников по задачам, вытекающим из целей подразделения); 4) технология управления (процедуры реализации функций с указанием нормативных затрат времени и создаваемой информации, описание видов и методов контроля соблюдения технологии); 5) информационное обслуживание (схема внешних и внутренних связей с указанием периодичности и направлений связи, перечень поступающей нормативно-справочной информации с указанием источника, срока и способа поступления, действия получателя при нарушениях поступления информации); 6) материально-техническое обслуживание (перечень и порядок обеспечения организационно-вычислительной тех никой, мебелью и др. с указанием ответственных лиц); 7) режим работы подразделения; 8) планировка и эстетика помещения подразделения (эскиз размещения мебели и технических средств и средств эстетизации); 9) санитарно-гигиенические условия труда (перечень параметров, соответствующих санитарным нормам); 10) социальные условия труда (наставничество, формы и виды самоуправления, формы повышения квалификации); 11) оценка работы подразделения (показатели оценки, методы и субъекты оценки); 12) стимулирование (виды и условия морального и материального стимулирования). Проекты организации для отдельных должностей (рабочих мест) требуют большей конкретизации из-за привязки к видам деятельности работников различных должностей. Типовой проект организации труда для отдельных должностей имеет следующие разделы: 1) содержание труда и информационные связи должностного лица (описание состава выполняемых работ с указанием ориентировочных затрат времени в % к месячному фонду времени; процедуры выполнения основных видов работ или операционно-технологические карты); 2) квалификационные требования к должностному лицу; 3) эскиз размещения рабочего места, его оснащение и планировка (указываются размещение рабочего места в служебном помещении, его планировка), средства оснащения: оргтехника, мебель, инвентарь с указанием модели;
4) информационное обслуживание рабочего места (регламент обеспечения работника необходимой постоянной, оперативной, текущей информацией для выполнения закрепленного за работником перечня работ с указанием источника, срока, вида и средств, перечень и периодичность поступающей устной информации, и перечень документов, хранящихся на рабочем месте); 5) материально-хозяйственное и техническое обслуживание (обеспечение организационной и вычислительной техникой, обеспечение бумагой и канцелярскими принадлежностями, мебелью; указываются должностные лица, осуществляющие профилактический ремонт мебели, техники, инвентаря и помещения). Режим работы, условия труда и другие составляющие проекта по содержанию принципиально не отличаются от оргпроекта подразделения, но конкретизируются применительно к отдельным должностям. При разработке проектов организации труда целесообразно пользоваться методическими рекомендациями НИИ труда: типовыми проектами по функциям управления, типовыми организационными решениями по отдельным функциям управления, организационными нормативами. Их применение значительно снижает трудоемкость и повышает качество проектов в условиях предприятия [1]. Типовые проекты включают комплекс документов применительно к одной должности (или группе должностей), содержащих рациональные типовые решения по регламентации процессов выполнения управленческих работ в определенных организационно-технических условиях. Типовые проекты содержат также методические рекомендации по разработке технологии (методов, средств) выполнения управленческих работ, методические и справочные материалы по подбору и расстановке кадров, по разделению и кооперации труда, по определению содержания работ и других элементов организации труда. Типовые решения по отдельным функциям управления дают характеристику функций, примерные положения о подразделениях, должностные инструкции исполнителям, блок-схемы состава работ, перечень постоянно повторяющихся работ, процедуры их выполнения. Под организационными нормативами понимаются расчетные величины, параметры, разработанные для различных элементов организации труда. На их использовании основан сравнительно новый метод оргпроектирования нормативный. В отличие от типовых решений, нормативный метод создает возможность дифференцированного подхода к учету конкретных условий объектов проектирования. Систему организационных нормативов составляют отраслевые и местные нормативы, разрабатываемые с учетом межотраслевых нормативных материалов. Они не являются директивными и рассматриваются в качестве рекомендуемых к применению. Степень обязательности их применения устанавливается самим предприятием.
НИИ труда выделяет четыре группы организационных нормативов: 1) нормативы, регулирующие обеспечение сферы управленческой деятельности необходимыми ресурсами. Сюда относятся нормативы кадрового, информационного и технического обеспечения, нормативы по параметрам условий труда, а также на денежные и материальные средства; 2) нормативы, регулирующие использование выделенных ресурсов в процессах управленческого труда работниками различных категорий (нормативы использования профессионально-квалификационного потенциала, рабочего времени, информации, техники), установление нормы труда; 3) нормативы, регулирующие состав (виды), объем и структуру получаемых результатов. При этом используются экономические, технические и социальные показатели. Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности могут использоваться в комплексе с показателями, отражающими специфические результаты труда определенной категории работников или подразделения. Выбираемые показатели должны отражать результаты труда работника за ограниченный период (месяц, квартал, год); 4) нормативы эффективности, регулирующие соотношение ресурсов, затрат и результатов в их взаимосвязи. Нормативы выбираются в зависимости от типа предприятия (организации), сферы и особенностей деятельности различных категорий управленческого персонала. В настоящее время методически наиболее проработаны нормативы кадрового обеспечения: нормативы численности, числа подчиненных, обслуживания, нормативы соотношений между различными должностными и квалификационными группами работников. Переход к рыночным отношениям делает актуальной разработку нормативов движения кадров, использования профессионально-квалификационного потенциала, конечных результатов труда [2].
Стадия функционирования Цель этой стадии - обеспечить выполнение проектных решений, для чего необходимо разработать специальный план внедрения, в котором найдут отражение мероприятия по подготовке к внедрению (определение масштабов, сроков, разработка графиков внедрения), план обучения новым методам работы, контроль за внедрением со стороны разработчиков проекта, формы и источники стимулирования за своевременную и качественную разработку и внедрение проекта. Важно позаботиться о создании условий, от которых зависит реальное внедрение проекта. Это прежде всего организационное обеспечение проекта, предусматривающее четкое определение состава работ по внедрению и порядок их реализации: кто, когда и как осуществляет запланированные мероприятия по внедрению. Большое значение имеет материально-техническое обеспечение: планировка помещений, заказ и закупка необходимой мебели, оргтехники, бланков документации и т. п., поскольку рациональная организация рабочих мест основана на современных научных и технических достижениях. Внедрение требует соответствующих экономических условий выделения средств на приобретение, изготовление и монтаж орудий труда, создание благоприятных условий труда, приобретение мебели и оргтехники, персональных компьютеров и т. п., а также на стимулирование разработчиков проекта и работников, для кого предназначен проект. Стимулирование может осуществляться в виде надбавок к должностным окладам пользователей на период внедрения, и единовременного вознаграждения по результатам внедрения - разработчикам. Внедрение проекта невозможно без положительного отношения работников службы к проекту, формирование которого составляет один из аспектов социального обеспечения. Здесь важны доказательства преимуществ предлагаемых мер и их значения для улучшения условий труда и повышения работоспособности, расширения профессиональных возможностей при использовании новейшей организационной и вычислительной техники. Другой аспект социального обеспечения - обучение сотрудников новым методам выполнения работы, а также формирование у работника не только способности к труду (знания, навыки, способности), но и готовности к нему. Речь идет о мотивах, побуждающих работника добиваться лучших результатов, о стремлении к их достижению. Умение и стремление тесно связаны. Переход к рациональной организации труда в нем алой степени может оказаться скрепляющим это единство. Для успешного внедрения оргпроекта необходимы контроль за выполнением проектных решений и их корректировка или пересмотр, если возникает такая необходимость. Такой контроль целесообразно поручить представителю отдела НОТ или кому-либо из разработчиков проекта. Контролируется соблюдение установленных регламентов, параметров или других положений, зафиксированных в различных разделах проекта. При контроле используются различные методы: метод экспертных оценок, статистические методы (по результатам апробации, по отклонениям от показателей деятельности контролируемого подразделения) и др. Главная задача контроля - анализ отклонений от принятых проектных решений и на основе этого корректировка (пересмотр) проектных решений или корректировка деятельности исполнителя с учетом всех инициативных предложений, направленных на улучшение проектных решений. Оргпроект как эталон организации труда дисциплинирует и непосредственных исполнителей, и руководителей. Опираясь на проектные решения, исполнитель, следуя правилами рекомендациям, установленным в проекте, организует свой труд более рационально, повышая тем самым его эффективность, а руководитель может контролировать выполнение решений, предусмотренных проектом. Необходимым условием внедрения оргпроектных разработок являются определения экономической и социальной эффективности оргпроектирования. При этом следует учитывать, что экономический эффект образуется как в сфере управления, так и в сфере производства. Социальная эффективность достигается тем, что спроектированная рациональная организация труда улучшает социально-психологический климат в коллективе - результат уменьшения конфликтных ситуаций, возникающих при нерациональной организации труда из-за отсутствия четко поставленных целей, распределения обязанностей и ответственности, из-за несвоевременного поступления необходимой информации, невозможности обоснованно доказать нерациональность использования рабочего времени и выполнения той или иной работы и т. п. И если социально-психологический эффект количественно рассчитать невозможно, экономический поддается оценке. Методы его определения рассматриваются в следующем параграфе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|