Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные подходы к пониманию сущности социальной работы




РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Современные подходы к пониманию сущности социальной работы

Разнообразие трактовок понятия «социальная работа» наиболее ярко отражается в определении объекта.

Объект социальной работы в литературе характеризуется с по­мощью таких понятий, как «личная проблема», «недостатки», «трудная жизненная ситуация». Общность подходов к проблеме объекта может быть интерпретирована следующим образом. Жизне­деятельность (социальное функционирование) конкретного чело­века или группы, социальной категории осуществляется в процес­се реализации тех или иных потребностей данного объекта. Имен­но в этой связи человек, группа, сообщество вступают в опреде­ленные отношения с окружающей средой. Трудная жизненная си­туация возникает тогда, когда жизнедеятельность нарушается. В этом случае объект не может удовлетворить собственные потребности из-за разрыва взаимосвязи с социальной средой. Разрыв этой взаимосвязи приводит к недостатку ресурсов для удовлетворения потребностей. Ресурсы — это средства, которые используются в случае необходимости, источник будущего действия, внутренняя возможность, т. е. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того чтобы мобилизовать возможности индивида, груп­пы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила — внутренняя или внеш­няя.

Воздействие субъекта социальной работы на объект традици­онно характеризуется термином «помощь», что предполагает внеш­нее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутству­ющий ресурс. Помощь рассматривается как вмешательство в про­цесс активизации ресурса, управление его использованием.

Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование, реализация потребностей, обес­

 

печение необходимого уровня жизни, реализация прав, компен­сация недостатков. Следовательно, социальная работа — это уп­равление использованием ресурсов человека, семьи или общности, на­ходящихся в трудной жизненной ситуации.

Ресурсы объекта социальной работы могут быть условно диффе­ренцированы как внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные (результат взаимодействия объекта и общества).

Внутренние ресурсы включают в себя физические воз­можности, способности и уровень развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт, материальные возможности, временной потенциал.

Физические возможности (физический ресурс) рассматриваются применительно к индивиду или группам лиц, объединяемым на основе данного признака. Они проявляются в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), вы­носливости, физической силе и т.п. Наиболее уязвимыми по это­му признаку считаются следующие категории граждан: дети, по­жилые люди и инвалиды. Утрата физического ресурса может про­исходить в результате болезни, травмы, техногенной катастрофы, участия в военных действиях и т. п. В современном мире наиболее опасными для человека признаны заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические и инфекционные болезни. Они могут при­водить к преждевременному разрушению физического ресурса.

Одной из самых распространенных социальных проблем во всем мире быша и остается бедность — низкий имущественный статус (недостаток материального ресурса). Имущественный статус вклю­чает в себя материальное положение семьи в целом и предполага­ет соотнесение доходов, получаемых ее членами, с расходами. Весь­ма показательна в этом плане структура расходов семьи. Домини­рование в расходах трат на продукты питания и товары первой необходимости свидетельствует о низком имущественном статусе.

Способности традиционно понимаются как свойства, опреде­ляющие успешность в какой-либо деятельности. Каждый человек имеет врожденные задатки, от которых зависит возможность раз­вития его способностей. Динамика развития способностей в на­чальный период жизни обусловлена обстоятельствами социализа­ции человека, но в определенный момент начинает зависеть от его жизненной позиции.

Жизненная позиция, самоотношение, — это субъективное отно­шение к себе, собственным возможностям и перспективам. В плане социальной работы недостатками в состоянии такого ресурса, как жизненная позиция, являются свойства регулятивной сферы, со­циально-психологический инфантилизм и иждивенчество.

Освоенный социальный опыт и здравый смысл. Индивидуальный опыт трактуется как «самобытный синтез различного рода запе­

 

чатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов пове­дения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок»1. Наличие опыта позволяет ориентироваться в ситуа­циях жизнедеятельности, а приобретение его происходит в соци­альных институтах. Необходимый объем социального опыта обес­печивается богатством жизненного пути. Освоение социального опы­та тесно связано со способностью здраво мыслить и принимать решения, адекватные ситуации.

Временной потенциал — весьма существенное средство удо­влетворения потребностей. Он может быть определен путем вычи­тания из стандартных 24 часов затрат на непосредственное удо­влетворение витальных потребностей, а также на производствен­ную деятельность (или подготовку к ней — образование), на под­держание гигиенических условий существования семьи. Динамика данного ресурса специфична, так как максимальный временной потенциал может быть обнаружен у детей и пенсионеров.

Внешние ресурсы — это финансовые, организационные, кадровые возможности субъекта помощи, т. е. учреждения, способ­ного или призванного оказывать требуемую помощь. Финансовые ресурсы, которыми являются фонды общественного потребления, предназначены для социального обеспечения нуждающихся, вклю­чают бюджет (федеральный, субъекта федерации, местный), вы­деленный на реализацию социальной политики, средства обще­ственных объединений, частных лиц и т.п. Оснащенность матери­альной базы социальных учреждений означает наличие необходи­мых помещений, транспорта, специального оборудования. Орга­низационные ресурсы — это государственные, конфессиональные, общественные, совместные программы социальной помощи раз­личным категориям населения. К организационным ресурсам со­циальной работы можно отнести структурированность деловых отношений в рамках тех или иных организаций, занимающихся помощью населению. Кадровые ресурсы профессиональной соци­альной работы — это возможности специалистов, работа которых оплачивается из общественных и государственных фондов. Кадро­вые ресурсы социальной работы выражаются в уровне компетент­ности решения профессиональных задач специалистами (степень развития способностей и опыта профессиональной деятельности). В качестве ресурса можно рассматривать личностный ресурс субъек­тов неформальной помощи: родителей, друзей, знакомых, сосе­дей и т. п.

К смежным ресурсам можно причислить социальный и правовой статус.

1 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — С. 126.

 

Правовой статус — это положение, занимаемое объектом со­циальной работы в системе правовых отношений. Согласно Граждан­скому кодексу РФ возможны три варианта правового статуса: отсут­ствие дееспособности, частичная дееспособность, полная дееспо­собность. Дееспособностьспособность своими действиями или без­действиями приобретать и осуществлять гражданские права, созда­вать для себя обязанности и исполнять их. На примере личности можно проследить, как изменяется правовой статус: в полном объеме дееспособность наступает с совершеннолетием, частичная (огра­ниченная) — имеется у несовершеннолетних (с 14 до 18 лет) и отсутствует у малолетних (с 0 до 14 лет). В соответствии с существую­щим законодательством интересы лиц, не достигших совершен­нолетия, представляют родители или лица, их заменяющие.

Социальный статус можно определить как общественное отра­жение (зеркало, иногда кривое) внутренних ресурсов. С одной сто­роны, социальный статус показывает отношение общества к кон­кретному человеку или сообществу, а с другой — открывает не­посредственный доступ к использованию ими внешних ресурсов.

0бъективными показателями социального статуса человека яв­ляются пол, возраст, состояние здоровья, профессия, имуществен­ный, должностной и правовой статус и т.д. Наиболее высокий со­циальный статус — в трудоспособном возрасте; чем престижней сфера профессиональной деятельности, занимаемая должность, тем выше общественное положение человека. Поэтому наиболее высокий статус в современном обществе имеют высокопоставлен­ные государственные чиновники, представители крупного бизне­са, широко известные представители культуры и искусства и т. д.

Социальный статус имеет исторические, этнокультурные кор­ни (во многом определяется социальными традициями, мифами, предрассудками и заблуждениями), складывается стихийно. Так, в сегодняшних условиях практически невозможно найти сферы об­щественной жизни, в которых женщина реально уступала бы муж­чине, однако социальный статус мужчин в целом значительно выше.

Таким образом, социальная работа как управление процессом использования ресурсов может быть направлена на сохранение, приумножение, компенсацию недостающих внутренних ресурсов. Если внутренний потенциал индивида, семьи или сообщества до­статочен для реализации основного массива потребностей, необ­ходимость в социальной работе отпадает. В противном случае воз­никает востребованность в использовании внешних ресурсов.

Особая роль смежных ресурсов состоит в том, что они открыва­ют доступ к внешним ресурсам или препятствуют ему. Приведем пример: низкий социальный статус лиц с ограниченными воз­можностями может помешать получению желанной работы, по­этому необходимо усиление правового статуса, который даст дан­

 

ной категории преимущества на рынке труда. Смежные ресурсы в целях соблюдения социальной справедливости должны быть урав­новешены. В случаях высокого социального статуса достаточен обыга- ный правовой статус, специальный правовой статус (социальные гарантии) необходим при низком социальном статусе.

Специфическая ситуация складывается с ресурсным потенциа­лом у детей. Развитие цивилизации привело к формированию осо­бого института родительства как правого и социального предста­вительства интересов ребенка — индивида не только слабого фи­зически, но и не обладающего необходимым опытом, уровнем развития способностей и т. д. Поэтому утрата ребенком своеобраз­ного социального и правового посредника (родителя) создает труд­ную жизненную ситуацию, называемую сиротством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...