Современные подходы к пониманию сущности социальной работы
Стр 1 из 22Следующая ⇒ РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Современные подходы к пониманию сущности социальной работы Разнообразие трактовок понятия «социальная работа» наиболее ярко отражается в определении объекта. Объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью таких понятий, как «личная проблема», «недостатки», «трудная жизненная ситуация». Общность подходов к проблеме объекта может быть интерпретирована следующим образом. Жизнедеятельность (социальное функционирование) конкретного человека или группы, социальной категории осуществляется в процессе реализации тех или иных потребностей данного объекта. Именно в этой связи человек, группа, сообщество вступают в определенные отношения с окружающей средой. Трудная жизненная ситуация возникает тогда, когда жизнедеятельность нарушается. В этом случае объект не может удовлетворить собственные потребности из-за разрыва взаимосвязи с социальной средой. Разрыв этой взаимосвязи приводит к недостатку ресурсов для удовлетворения потребностей. Ресурсы — это средства, которые используются в случае необходимости, источник будущего действия, внутренняя возможность, т. е. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того чтобы мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила — внутренняя или внешняя. Воздействие субъекта социальной работы на объект традиционно характеризуется термином «помощь», что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как вмешательство в процесс активизации ресурса, управление его использованием.
Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование, реализация потребностей, обес
печение необходимого уровня жизни, реализация прав, компенсация недостатков. Следовательно, социальная работа — это управление использованием ресурсов человека, семьи или общности, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ресурсы объекта социальной работы могут быть условно дифференцированы как внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные (результат взаимодействия объекта и общества). Внутренние ресурсы включают в себя физические возможности, способности и уровень развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт, материальные возможности, временной потенциал. Физические возможности (физический ресурс) рассматриваются применительно к индивиду или группам лиц, объединяемым на основе данного признака. Они проявляются в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т.п. Наиболее уязвимыми по этому признаку считаются следующие категории граждан: дети, пожилые люди и инвалиды. Утрата физического ресурса может происходить в результате болезни, травмы, техногенной катастрофы, участия в военных действиях и т. п. В современном мире наиболее опасными для человека признаны заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические и инфекционные болезни. Они могут приводить к преждевременному разрушению физического ресурса. Одной из самых распространенных социальных проблем во всем мире быша и остается бедность — низкий имущественный статус (недостаток материального ресурса). Имущественный статус включает в себя материальное положение семьи в целом и предполагает соотнесение доходов, получаемых ее членами, с расходами. Весьма показательна в этом плане структура расходов семьи. Доминирование в расходах трат на продукты питания и товары первой необходимости свидетельствует о низком имущественном статусе.
Способности традиционно понимаются как свойства, определяющие успешность в какой-либо деятельности. Каждый человек имеет врожденные задатки, от которых зависит возможность развития его способностей. Динамика развития способностей в начальный период жизни обусловлена обстоятельствами социализации человека, но в определенный момент начинает зависеть от его жизненной позиции. Жизненная позиция, самоотношение, — это субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам. В плане социальной работы недостатками в состоянии такого ресурса, как жизненная позиция, являются свойства регулятивной сферы, социально-психологический инфантилизм и иждивенчество. Освоенный социальный опыт и здравый смысл. Индивидуальный опыт трактуется как «самобытный синтез различного рода запе
чатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок»1. Наличие опыта позволяет ориентироваться в ситуациях жизнедеятельности, а приобретение его происходит в социальных институтах. Необходимый объем социального опыта обеспечивается богатством жизненного пути. Освоение социального опыта тесно связано со способностью здраво мыслить и принимать решения, адекватные ситуации. Временной потенциал — весьма существенное средство удовлетворения потребностей. Он может быть определен путем вычитания из стандартных 24 часов затрат на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, а также на производственную деятельность (или подготовку к ней — образование), на поддержание гигиенических условий существования семьи. Динамика данного ресурса специфична, так как максимальный временной потенциал может быть обнаружен у детей и пенсионеров. Внешние ресурсы — это финансовые, организационные, кадровые возможности субъекта помощи, т. е. учреждения, способного или призванного оказывать требуемую помощь. Финансовые ресурсы, которыми являются фонды общественного потребления, предназначены для социального обеспечения нуждающихся, включают бюджет (федеральный, субъекта федерации, местный), выделенный на реализацию социальной политики, средства общественных объединений, частных лиц и т.п. Оснащенность материальной базы социальных учреждений означает наличие необходимых помещений, транспорта, специального оборудования. Организационные ресурсы — это государственные, конфессиональные, общественные, совместные программы социальной помощи различным категориям населения. К организационным ресурсам социальной работы можно отнести структурированность деловых отношений в рамках тех или иных организаций, занимающихся помощью населению. Кадровые ресурсы профессиональной социальной работы — это возможности специалистов, работа которых оплачивается из общественных и государственных фондов. Кадровые ресурсы социальной работы выражаются в уровне компетентности решения профессиональных задач специалистами (степень развития способностей и опыта профессиональной деятельности). В качестве ресурса можно рассматривать личностный ресурс субъектов неформальной помощи: родителей, друзей, знакомых, соседей и т. п.
К смежным ресурсам можно причислить социальный и правовой статус. 1 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — С. 126.
Правовой статус — это положение, занимаемое объектом социальной работы в системе правовых отношений. Согласно Гражданскому кодексу РФ возможны три варианта правового статуса: отсутствие дееспособности, частичная дееспособность, полная дееспособность. Дееспособность — способность своими действиями или бездействиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. На примере личности можно проследить, как изменяется правовой статус: в полном объеме дееспособность наступает с совершеннолетием, частичная (ограниченная) — имеется у несовершеннолетних (с 14 до 18 лет) и отсутствует у малолетних (с 0 до 14 лет). В соответствии с существующим законодательством интересы лиц, не достигших совершеннолетия, представляют родители или лица, их заменяющие.
Социальный статус можно определить как общественное отражение (зеркало, иногда кривое) внутренних ресурсов. С одной стороны, социальный статус показывает отношение общества к конкретному человеку или сообществу, а с другой — открывает непосредственный доступ к использованию ими внешних ресурсов. 0бъективными показателями социального статуса человека являются пол, возраст, состояние здоровья, профессия, имущественный, должностной и правовой статус и т.д. Наиболее высокий социальный статус — в трудоспособном возрасте; чем престижней сфера профессиональной деятельности, занимаемая должность, тем выше общественное положение человека. Поэтому наиболее высокий статус в современном обществе имеют высокопоставленные государственные чиновники, представители крупного бизнеса, широко известные представители культуры и искусства и т. д. Социальный статус имеет исторические, этнокультурные корни (во многом определяется социальными традициями, мифами, предрассудками и заблуждениями), складывается стихийно. Так, в сегодняшних условиях практически невозможно найти сферы общественной жизни, в которых женщина реально уступала бы мужчине, однако социальный статус мужчин в целом значительно выше. Таким образом, социальная работа как управление процессом использования ресурсов может быть направлена на сохранение, приумножение, компенсацию недостающих внутренних ресурсов. Если внутренний потенциал индивида, семьи или сообщества достаточен для реализации основного массива потребностей, необходимость в социальной работе отпадает. В противном случае возникает востребованность в использовании внешних ресурсов. Особая роль смежных ресурсов состоит в том, что они открывают доступ к внешним ресурсам или препятствуют ему. Приведем пример: низкий социальный статус лиц с ограниченными возможностями может помешать получению желанной работы, поэтому необходимо усиление правового статуса, который даст дан
ной категории преимущества на рынке труда. Смежные ресурсы в целях соблюдения социальной справедливости должны быть уравновешены. В случаях высокого социального статуса достаточен обыга- ный правовой статус, специальный правовой статус (социальные гарантии) необходим при низком социальном статусе.
Специфическая ситуация складывается с ресурсным потенциалом у детей. Развитие цивилизации привело к формированию особого института родительства как правого и социального представительства интересов ребенка — индивида не только слабого физически, но и не обладающего необходимым опытом, уровнем развития способностей и т. д. Поэтому утрата ребенком своеобразного социального и правового посредника (родителя) создает трудную жизненную ситуацию, называемую сиротством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|