Социальная работа как отрасль знаний
Социальная работа — довольно молодая отрасль знания и ее становление еще не завершено. С некоторой долей условности, как и для большинства гуманитарных знаний, в социальной работе могут быть выделены методологические подходы, собственно научное знание, собрание методик и технологий, а также опыт практической деятельности. Эти разделы взаимосвязаны. Само слово «методология» состоит из двух греческих корней: методос и логос. Дословный перевод на русский язык может дать несколько вариантов понимания, отличающихся друг от друга оттенками смысла: а) способ познания, б) путь к знанию, в) знание о путях знания, г) знание о способах познания. Синтезируя разницу значений указанных оттенков, приходим к двум аспектам методологического знания. Методологическое знание представляет собой, с одной стороны, совокупность идей, смыслов, принципов, значений, а с другой — совокупность методов получения нового зна
ния. Таким образом, методология отвечает на два вопроса: как называть явления и предметы, встречающиеся в окружающей нас действительности, и как познавать и понимать окружающий нас мир? По мнению специалистов, при интерпретации явлений практики социальной работы могут быть выделены три группы подходов, связанных с оценкой субъективного фактора объекта социальной работы. В психолого-ориентированных подходах высоко оцениваются возможности регулирования ресурсов, имеющихся у человека. Причину возникновения трудной жизненной ситуации представители психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма и других психологических теорий видят в психике человека. Поэтому помощь, в которой он нуждается, имеет психолого-педагогическую окраску.
В социолого-ориентированных подходах источник разрыва социальных связей видят в обществе, а основным объектом социальной работы называют систему общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, сообщества. К социолого-ори- ентированным относят системный подход, концепцию экологических систем, социально-радикальную модель и т.д. В комплексно-ориентированных подходах обращают внимание на процесс взаимодействия индивида (группы, социальной категории) с обществом. С. И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова в качестве комплексно-ориентированных называют социально-педагогическую, когнитивную и витальную модели теоретического обоснования социальной работы. Однако ни одна из названных концепций не раскрывает в полном объеме феномен социальной работы, тем не менее каждый подход вносит в интерпретацию социальной защиты и помощи свою лепту. Существуют несколько вариантов определения социальной работы как науки. В данном аспекте ее мо жн о понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования. В системе любой науки выделяются объект, предмет, основные категории, закономерности и методы познания. Объектом социальной работы как науки является взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом. Предмет данной отрасли научного знания — закономерности нарушения и восстановления (прежде всего управляемого) взаимодействия индивида, семьи или локального социума с обществом. Социальная работа как наука широко использует междисциплинарные научные категории, категории других наук (социологии, психологии, педагогики, экономики, медицины, юриспру
денции). В то же время оформляются научные категории социальной работы: трудная жизненная ситуация, социальная помощь, социальная защита, социальные гарантии, социальные услуги и т. п.
Формулировки закономерностей (связей явлений, действие которых проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы действительности) социальной работы как науки также находятся в стадии уточнения. Тем не менее ряд положений представляются весьма существенными. 1.Политическая обусловленность социальной работы (взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы). Поскольку государство определяет объемы финансирования социальных программ, структуру социальных служб, категории населения, имеющие право на те или иные виды помощи и защиты, социальная работа (содержание, объемы, критерии качества и т.п.) целиком зависит от социальной политики, проводимой правительством в данный момент. 2.Детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее осуществления. 3.Структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы (взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов). 4.Профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальных служб. 5.Раннее диагностирование и своевременная профилактика. В современной социальной работе широко используются методы исследования иных научных отраслей: социологии, психологии, экономики и т.д. Теоретические методы научного исследования в социальной работе включают в себя анализ, синтез, моделирование и др. Анализ — разделение изучаемого объекта на элементы, синтез — обратный процесс — соединение элементов в целое, моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей (упрощенных аналогов). Эмпирические методы научного исследования в социальной работе могут быть представлены в виде трех основных групп: опросные методы, наблюдение, изучение документов и продуктов деятельности клиентов. 0просные методы включают в себя письменные и устные опросы (анкетирование, интервьюирование, тестирование). Опрос может быть индивидуальным и групповым. Наблюдение — это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. 0сновное условие научного наблюдения — объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо при
менения иных методов исследования (например, эксперимента). Изучение документов как метод научного исследования в социальной работе предполагает работу с различными видами актов, имеющих юридическое значение, письменными свидетельствами о каких-либо событиях, фактах. Технология социальной работы — это идеальная модель решения некой совокупности близких задач социальной защиты и (или) помощи, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, пси- холого-педагогических и правовыгх механизмах. В практической деятельности в чистом виде технологии не существует. Она адаптируется к особенностям социального учреждения или к совокупности предоставляемых социальных услуг и определенных форм, превращаясь в методику. Методика социальной работы отличается от технологии тем, что первая подчинена решению конкретной задачи, а вторая имеет определенный набор задач (потенциал) для нормирования процесса решения. Не вызывает сомнения, что потенциал каждой технологии конечен, более того, каждая технология имеет свои ограничения. Опыт практической деятельности — составная часть социальной работы как отрасли знания. Ее особенностью является персо- нифицированность, т. е. опыт предполагает описание профессиональной практической деятельности конкретного специалиста в определенном учреждении или соответствующей деятельности целого населенного пункта (города, села, региона и т.п.). Вопросы и задания для самоконтроля 1.Сравните мнения ученык в определении социальной работы. 2.Назовите объект и предмет социальной работы как науки. 3.Каковы основания для дифференциации методологических подходов к интерпретации социальной работы?
4.Охарактеризуйте перспективы развития профессиональной формы социальной работы в России. 5.Дайте характеристику социальной работы как социокультурного института. Рекомендуемая литература Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы. — М., 2004. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М., 2005. Социальная работы / под ред. В.И.Курбатова. — Ростов н/Д, 2006. Фирсов М. В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М., 2005. Холостова Е.И. Социальная работа. — М., 2006.
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|