Институциональные особенности социальной работы
Исходя из понимания социального института как исторически сложившейся, устойчивой формы организации совместной деятельности людей, следует выделить формализованные и неформальные группы институтов, осуществляющих различные виды помощи. К формализованным институтам относятся как специально для этой цели предназначенные, так и реализующие функцию помощи наряду с другими. Часть формализованных институтов социальной помощи и защиты были созданы государством: социальное обслуживание населения, образование, пенитенциарная система, армия, здравоохранение, система организации свободного времени. Центральное место среди перечисленных институтов занимает социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону «Об основах социального обслуживания населения» (1995) государственная система социальных служб состоит из предприятий и учреждений, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации. Законодательством предусмотрено осуществление социального обслуживания также предприятиями и учреждениями иных форм собственности, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Особое место в государственной системе социальной работы занимают федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Образование, здравоохранение, учреждения культуры также решают задачи социальной помощи разным категориям населения. Так, например, органы опеки и попечительства, призванные за
щищать права детей, помогать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, входят в состав органов управления образованием. Образовательные учреждения различного типа оказывают социальную помощь детям, подросткам и молодежи, обучающимся в них, т.е. предоставляя образовательные услуги, школа, лицей, колледж, вуз, учреждение дополнительного образования фактически занимаются предоставлением и социальных услуг. В здравоохранении и в сфере культуры и досуга также происходит сочетание профильных и социальных услуг. Вооруженные силы, пенитенциарная система предназначены для иных социальных целей, здесь возникает необходимость в помощи военнослужащим, осужденным и находящимся в заключении. Как правило, для выполнения функций социальной защиты и помощи в учреждениях вышеперечисленных институтов создаются службы (отделы, управления) социальной работы. Ведомственная разобщенность государственных институтов социальной помощи нередко осложняет разрешение тех или иных проблем, находящихся на пересечении компетенции различных министерств. В этом случае создаются федеральные и региональные программы, разделяющие полномочия и объединяющие общественные ресурсы для решения ключевых задач социальной работы. Интеграцией возможностей учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т. д. занимаются органы местного самоуправления. В условиях муниципального образования оно представляет собой единую систему социальной помощи. К негосударственным формализованным институтам социальной помощи относят: церковь, общественные организации (в том числе профессиональные союзы, политические партии, движения), благотворительные фонды, производственные предприятия (различных форм собственности).
Негосударственные формализованные институты социальной помощи могут играть роль социального инвестора (реализуя собственный финансовый ресурс на определенных условиях) либо социального исполнителя (кадровый и организационный ресурсы), используя финансовый ресурс иных институтов, в том числе и государства. В этом случае создаются конфессиональные или общественные социальные службы. Анализ реальной практики социальной помощи церкви, общественных организаций, предприятий показывает, что часто эти роли совмещаются. В практике социальной работы европейских государств одним из самых фундаментальных принципов является принцип субси- дарности, предполагающий законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Широко применяемый в практике индустриально развитых стран с социально ориентиро
ванной рыночной экономикой западноевропейского образца этот законодательно закрепленный принцип вменяет в обязательство государству осуществлять «поиск» так называемых свободных носителей для привлечения их к реализации социальных программ и проектов. Только в тех случаях, когда такого рода предложения отсутствуют, создаются государственные учреждения. При наличии нескольких общественных предложений и инициатив государственные ведомства на основе конкурсного отбора финансируют наиболее перспективные проекты. Реализация принципа суб- сидарности позволяет не только эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на все вновь возникающие социальные запросы, привлекать к решению социальных проблем самих граждан в их собственных интересах и в интересах развития гражданского общества. Церковь традиционно понимается как объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом, религиозная община; она способна осуществлять благотворительную деятельность, опираясь на консолидированные ресурсы, а также на возможности представителей религиозной общины. Русская Православная церковь, следуя историческим традициям милосердия, с самого начала легализации церковной благотворительной деятельности в начале 1990-х гг. активно включилась в работу по оказанию социальной помощи соотечественникам. При многих приходах возникли группы добровольцев, посещающие больницы и помогающие персоналу в уходе за пациентами. Постепенно эта деятельность стала приобретать более организованный характер. Возникли многочисленные структуры, ухаживающие за тяжелобольными. В настоящее время существует несколько основных типов православных организаций, реализующих медицинские программы: сестричества; группы врачей и сестер милосердия при приходах; социально-медицинские станции; благотворительные фонды; группы православных сестер милосердия в государственных медицинских училищах.
Существуют также благотворительные организации, члены которых исповедуют те или иные религиозные взгляды. Ведущая из них — Армия спасения — международная религиозно-филантропическая организация (создана в Англии в 1865 г.). Профсоюзами называют добровольные организации трудящихся с целью защиты социально-экономических прав и интересов своих членов. В нашей стране профессиональные союзы являются субъектами социальной защиты и помощи, им предоставлены права в сфере труда и его оплаты, быта, культуры. Профсоюзы могут использовать собственные финансовые возможности для единовременных выплат пособий, приобретения и передачи конкретному лицу необходимых предметов (натуральная форма помощи).
Политические организации — партии, движения, объединения — создаются для выражения интересов социальных групп, они объединяют, как правило, наиболее активных представителей этих групп. Политические организации могут создавать собственные социальные учреждения, а также активно участвовать в социальной политике, изучая общественные потребности (нужды тех или иныгх категорий населения) и предлагая социальные программы в ходе предвыборной борьбы. Благотворительные фонды — это, как правило, неправительственные организации, которые финансируют различные благотворительные программы за счет средств фирм, банков, организаций и отдельных лиц. Фонды не только используют существующие финансовые ресурсы, но и увеличивают их в результате экономической деятельности.
Коммерческие и финансовые структуры также занимаются благотворительностью. Практически каждый из 2 тыс. членов Ассоциации российских банков в той или иной мере вовлечен в эту деятельность. Наращивание объемов финансовой помощи сопровождается совершенствованием форм и механизмов работы в некоммерческом секторе. В 1990-х гг. в банках стали создаваться специализированные подразделения (отделы, департаменты, управления) для решения комплекса вопросов, связанных с этим направлением деятельности. Ряд крупных банков пошли по пути создания собственных благотворительных фондов. Негосударственные промышленные предприятия реализуют функции социальной работы как на своей территории (по отношению к работникам предприятия), так и за его пределами — в качестве инвесторов и организаторов благотворительной деятельности. Неформальные институты помощи включают в себя семью (родственников), соседство, приятельство, частных благотворителей и могут быть использованы формализованными (институтами социальной работы) для увеличения внешних ресурсов. Реализация семьей, ближайшими родственниками тех или иных видов помощи связана с моральной ответственностью за людей, которые идентифицируются как родные (брак или кровное родство), а также необходимостью и возможностью взаимопомощи для совместного выживания. Семья и близкие родственники оказывают эмоционально-психологическую (восстановление такого ресурса, как самоотношение), материальную (финансовую, в том числе и безвозмездную), действенную, связанную с исполнением тех или иных функций (увеличение временного потенциала) индивида, семьи. Институт приятельства (дружбы) в сфере помощи имеет схожий механизм действия: приятель (приятели), друг (друзья) воспринимаются как близкие люди, отношения с которыми строятся на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Су
щественная разница между этими двумя институтами состоит в регламентированности со стороны общественных норм. Помощь родственникам более жестко предписывается обществом практически во всех культурах. Институту соседства присущ более стихийный и случайный характер; основанием для реализации человеком собственных ресурсов с целью оказания помощи соседу является субъективно отражаемая необходимость и возможность совместного выживания, практичность взаимопомощи и взаимоподдержки. Соседство, в силу территориальной близости сторон, обеспечивает простоту взаимодействия. Неформальные объединения, возникшие по территориальному признаку, благодаря инициативе участников становятся общественными объединениями и организациями людей с аналогичными проблемами.
Частную благотворительность осуществляет отдельное лицо, не связанное с нуждающимся какими-либо родственными, приятельскими (дружескими), соседскими отношениями. Действия частного благотворителя лишены внешнего прагматизма, они безвозмездны и направлены на общественную пользу. Отечественная история богата примерами частной благотворительности, в современной России славные традиции продолжают корпоративные благотворители (банки и промышленные предприятия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|