Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институциональные особенности социальной работы




Исходя из понимания социального института как исторически сложившейся, устойчивой формы организации совместной дея­тельности людей, следует выделить формализованные и нефор­мальные группы институтов, осуществляющих различные виды помощи.

К формализованным институтам относятся как специально для этой цели предназначенные, так и реализующие функцию помощи наряду с другими. Часть формализованных институтов социальной помощи и защиты были созданы государством: социальное обслу­живание населения, образование, пенитенциарная система, ар­мия, здравоохранение, система организации свободного времени.

Центральное место среди перечисленных институтов занимает социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону «Об основах социального обслуживания населения» (1995) государственная система социальных служб состоит из предприя­тий и учреждений, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации. Законодательством предусмот­рено осуществление социального обслуживания также предприя­тиями и учреждениями иных форм собственности, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социаль­ному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Особое место в государственной системе социальной ра­боты занимают федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования).

Образование, здравоохранение, учреждения культуры также ре­шают задачи социальной помощи разным категориям населения. Так, например, органы опеки и попечительства, призванные за­

 

щищать права детей, помогать детям-сиротам и детям, оставшим­ся без попечения родителей, входят в состав органов управления образованием. Образовательные учреждения различного типа ока­зывают социальную помощь детям, подросткам и молодежи, обу­чающимся в них, т.е. предоставляя образовательные услуги, шко­ла, лицей, колледж, вуз, учреждение дополнительного образова­ния фактически занимаются предоставлением и социальных услуг. В здравоохранении и в сфере культуры и досуга также происходит сочетание профильных и социальных услуг.

Вооруженные силы, пенитенциарная система предназначены для иных социальных целей, здесь возникает необходимость в помощи военнослужащим, осужденным и находящимся в заключении. Как правило, для выполнения функций социальной защиты и помо­щи в учреждениях вышеперечисленных институтов создаются служ­бы (отделы, управления) социальной работы.

Ведомственная разобщенность государственных институтов со­циальной помощи нередко осложняет разрешение тех или иных проблем, находящихся на пересечении компетенции различных министерств. В этом случае создаются федеральные и региональ­ные программы, разделяющие полномочия и объединяющие об­щественные ресурсы для решения ключевых задач социальной работы.

Интеграцией возможностей учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т. д. занимаются орга­ны местного самоуправления. В условиях муниципального образова­ния оно представляет собой единую систему социальной помощи.

К негосударственным формализованным инсти­тутам социальной помощи относят: церковь, общественные орга­низации (в том числе профессиональные союзы, политические партии, движения), благотворительные фонды, производственные предприятия (различных форм собственности).

Негосударственные формализованные институты социальной помощи могут играть роль социального инвестора (реализуя соб­ственный финансовый ресурс на определенных условиях) либо социального исполнителя (кадровый и организационный ресур­сы), используя финансовый ресурс иных институтов, в том числе и государства. В этом случае создаются конфессиональные или об­щественные социальные службы. Анализ реальной практики соци­альной помощи церкви, общественных организаций, предприя­тий показывает, что часто эти роли совмещаются.

В практике социальной работы европейских государств одним из самых фундаментальных принципов является принцип субси- дарности, предполагающий законодательное регулирование взаимо­действия государственных и негосударственных структур в соци­альной сфере и поддержку последних. Широко применяемый в практике индустриально развитых стран с социально ориентиро­

 

ванной рыночной экономикой западноевропейского образца этот законодательно закрепленный принцип вменяет в обязательство государству осуществлять «поиск» так называемых свободных но­сителей для привлечения их к реализации социальных программ и проектов. Только в тех случаях, когда такого рода предложения отсутствуют, создаются государственные учреждения. При нали­чии нескольких общественных предложений и инициатив госу­дарственные ведомства на основе конкурсного отбора финансиру­ют наиболее перспективные проекты. Реализация принципа суб- сидарности позволяет не только эффективно использовать суще­ствующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на все вновь возникающие социальные запросы, привлекать к реше­нию социальных проблем самих граждан в их собственных интере­сах и в интересах развития гражданского общества.

Церковь традиционно понимается как объединение последова­телей той или иной религии, организация, ведающая религиоз­ной жизнью и соответствующим культом, религиозная община; она способна осуществлять благотворительную деятельность, опи­раясь на консолидированные ресурсы, а также на возможности представителей религиозной общины.

Русская Православная церковь, следуя историческим традици­ям милосердия, с самого начала легализации церковной благотво­рительной деятельности в начале 1990-х гг. активно включилась в работу по оказанию социальной помощи соотечественникам. При многих приходах возникли группы добровольцев, посещающие больницы и помогающие персоналу в уходе за пациентами. Посте­пенно эта деятельность стала приобретать более организованный характер. Возникли многочисленные структуры, ухаживающие за тяжелобольными. В настоящее время существует несколько основ­ных типов православных организаций, реализующих медицинские программы: сестричества; группы врачей и сестер милосердия при приходах; социально-медицинские станции; благотворительные фонды; группы православных сестер милосердия в государствен­ных медицинских училищах.

Существуют также благотворительные организации, члены ко­торых исповедуют те или иные религиозные взгляды. Ведущая из них — Армия спасения — международная религиозно-филантро­пическая организация (создана в Англии в 1865 г.).

Профсоюзами называют добровольные организации трудящих­ся с целью защиты социально-экономических прав и интересов своих членов. В нашей стране профессиональные союзы являются субъектами социальной защиты и помощи, им предоставлены права в сфере труда и его оплаты, быта, культуры. Профсоюзы могут использовать собственные финансовые возможности для едино­временных выплат пособий, приобретения и передачи конкретно­му лицу необходимых предметов (натуральная форма помощи).

 

Политические организации — партии, движения, объедине­ния — создаются для выражения интересов социальных групп, они объединяют, как правило, наиболее активных представителей этих групп. Политические организации могут создавать собствен­ные социальные учреждения, а также активно участвовать в соци­альной политике, изучая общественные потребности (нужды тех или иныгх категорий населения) и предлагая социальные програм­мы в ходе предвыборной борьбы.

Благотворительные фонды — это, как правило, неправитель­ственные организации, которые финансируют различные благо­творительные программы за счет средств фирм, банков, организа­ций и отдельных лиц. Фонды не только используют существующие финансовые ресурсы, но и увеличивают их в результате экономи­ческой деятельности.

Коммерческие и финансовые структуры также занимаются бла­готворительностью. Практически каждый из 2 тыс. членов Ассоци­ации российских банков в той или иной мере вовлечен в эту дея­тельность. Наращивание объемов финансовой помощи сопровож­дается совершенствованием форм и механизмов работы в неком­мерческом секторе. В 1990-х гг. в банках стали создаваться специа­лизированные подразделения (отделы, департаменты, управления) для решения комплекса вопросов, связанных с этим направлени­ем деятельности. Ряд крупных банков пошли по пути создания соб­ственных благотворительных фондов.

Негосударственные промышленные предприятия реализуют функ­ции социальной работы как на своей территории (по отношению к работникам предприятия), так и за его пределами — в качестве инвесторов и организаторов благотворительной деятельности.

Неформальные институты помощи включают в себя семью (род­ственников), соседство, приятельство, частных благотворителей и могут быть использованы формализованными (институтами соци­альной работы) для увеличения внешних ресурсов.

Реализация семьей, ближайшими родственниками тех или иных видов помощи связана с моральной ответственностью за людей, которые идентифицируются как родные (брак или кровное род­ство), а также необходимостью и возможностью взаимопомощи для совместного выживания. Семья и близкие родственники ока­зывают эмоционально-психологическую (восстановление такого ресурса, как самоотношение), материальную (финансовую, в том числе и безвозмездную), действенную, связанную с исполнением тех или иных функций (увеличение временного потенциала) ин­дивида, семьи.

Институт приятельства (дружбы) в сфере помощи имеет схо­жий механизм действия: приятель (приятели), друг (друзья) вос­принимаются как близкие люди, отношения с которыми строятся на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Су­

 

щественная разница между этими двумя институтами состоит в регламентированности со стороны общественных норм. Помощь родственникам более жестко предписывается обществом практи­чески во всех культурах.

Институту соседства присущ более стихийный и случайный характер; основанием для реализации человеком собственных ре­сурсов с целью оказания помощи соседу является субъективно отражаемая необходимость и возможность совместного выжива­ния, практичность взаимопомощи и взаимоподдержки. Соседство, в силу территориальной близости сторон, обеспечивает простоту взаимодействия. Неформальные объединения, возникшие по тер­риториальному признаку, благодаря инициативе участников ста­новятся общественными объединениями и организациями людей с аналогичными проблемами.

Частную благотворительность осуществляет отдельное лицо, не связанное с нуждающимся какими-либо родственными, приятель­скими (дружескими), соседскими отношениями. Действия частного благотворителя лишены внешнего прагматизма, они безвозмезд­ны и направлены на общественную пользу.

Отечественная история богата примерами частной благотво­рительности, в современной России славные традиции продолжа­ют корпоративные благотворители (банки и промышленные пред­приятия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...