Самостоятельная работа № 5.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Самостоятельные работы по Возрастной анатомии, физиологии и гигиене
Студента группы __________________________ Факультет (институт) ________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ (Фамилия, имя, отчество)
Киров 2018 Клетка. Характеристика тканей человека
Цель работы: уточнить и расширить представления об особенностях структурной организации клетки животного типа и тканей человека.
1. Дайте определение: Клетка – это
2. Повторите, вспомнив из школьного курса биологии, строение клетки. На представленной ниже схеме структуры клетки допишите её недостающие компоненты, отметьте их на рисунке 1. Клетка Поверхностный Ядерный аппарат: аппарат: - ……………………. - кариолемма - биологическая - ……………. мембрана Цитоплазма - ядрышко(и) - субмембранный комплекс
Гиалоплазма Органоиды Включения (матрикс)
Мембранного строения: Немембранного строения: - митохондрии; - рибосомы; - ……………… - ……………. - ……………… - ……………. - ……………… - ……………. - ……………… - …………….
3. Охарактеризуйте в виде таблицы основные структуры клетки, указав их особенности строения (можно в виде схематических рисунков с подписями) и основные функции в соответствующих графах (табл. 1):
Таблица 1 Строение клетки
4. Дайте определение: Ткань – это
5. Дайте общую характеристику эпителиальной и соединительной тканей в виде таблицы (табл. 2): Таблица 2 Особенности эпителиальной и соединительной тканей
6. Дайте общую характеристику мышечной и нервной тканей (табл. 3): Таблица 3 Особенности мышечной и нервной тканей
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________ Самостоятельная работа № 2. Общая характеристика систем органов Цель работы: изучить общие принципы строения основных систем органов. Ход работы 1. Составьте сравнительную характеристику основных систем организма человека; заполните таблицу 4 по образцу. Таблица 4 Сравнительная характеристика основных систем органов
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________ Самостоятельная работа № 3 Соматоскопия. Плантография. Цель работы: научиться определять и оценивать формы тела методом наружного осмотра (методом соматоскопии); овладеть техникой оценки формы стопы различными способами по плантограмме. Оборудование: калькулятор, плантограммы обеих стоп, линейка, карандаш, треугольник.
Ход работы 1. Оценить формы своего тела 1.1. Оценить форму грудной клетки (таблица 5). По таблице найти тип грудной клетки, Результат записать в Протокол. Таблица 5 Основные типы | Типы грудной клетки | Описание типа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Плоская | При рассмотрении сбоку: передняя стенка расположена вертикально; малый переднезадний диаметр; При рассмотрении спереди: грудная клетка длинная, суженная, подреберный угол острый | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Уплощенная | Сбоку: переднезадний диаметр невелик, лучше развита в поперечном направлении (при рассмотрении спереди достаточно широкая) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Цилиндрическая | Сбоку: широкая, переднезадний диаметр хорошо развит; спереди равномерно расширена (напоминает бочонок); подреберный угол – прямой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Коническая | Сбоку: контур передней стенки наклонный кпереди и вниз, плавно переходит в контур живота; переднезадний диаметр по величине приближается к поперечному; спереди: подреберный угол тупой, грудная клетка расширяется книзу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аномальные
| 5. Килеобразная (куриная) | Спереди: сдавлена с боков, грудина выступает вперед в виде киля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. «Грудь сапожника» | Грудная клетка плоская, грудина как бы вдавлена | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Асимметричная | Асимметрия левой и правой половины |
1.2. Оценить форму спины по степени изгибов позвоночника, положению лопаток и развитию мышечного тонуса. По таблице 6 найти тип формы спины, результат записать в Протокол.
Таблица 6
Формы спины | Описание |
1. Выпрямленная | Характеризуется сглаженностью всех изгибов позвоночного столба и контуров лопаток. Мышечный тонус, как правило, снижен |
2. Нормальная | Средняя выраженность всех изгибов позвоночника и контура лопаток. Наблюдается при хорошо выраженном мышечном тонусе |
3. Сутуловатая (круглая) | Характеризуется выступанием назад грудного отдела позвоночника и наклоном вперёд шейного отдела. Углы лопаток выступают. Наблюдается у людей со слабым тонусом мускулов |
4. Кругловогнутая (кифотическая) | Характеризуется одновременным усилением грудного кифоза и поясничного лордоза; увеличен угол наклона таза; живот выпячен, ягодицы выдаются назад |
5. Плосковогнутая (лордическая) | Характеризуется усилением только поясничного лордоза |
6. Сколиотическая | Характеризуется боковым искривлением позвоночного столба, асимметрией надплечий, лопаток и треугольников талии |
1.3. Определить тип осанки.
Осанка оценивается по положению частей тела и выраженности изгибов позвоночника (таблица 7). Результат записать в Протокол.
Таблица 7
Типы осанки | Описание |
1. Правильная (нормальная) | Наблюдается при среднем и сильном развитии мышц. Голова располагается прямо, подбородок смотрит вперед; плечи расправлены, на одном уровне, лопатки прижаты, живот прямой, ноги прямые. Изгибы позвоночника выражены средне, уравновешенные |
2. Выпрямленная | Изгибы позвоночника сглажены. Спина прямая |
3. Сутуловатая | Резко выражен грудной кифоз и шейный лордоз; грудная клетка уплощена; плечи сведены вперед, подбородок опущен |
4. Лордическая | Увеличен поясничный лордоз; усилен поясничный изгиб; живот выпячен или отвисает; шейный изгиб сглажен |
5. Кифотическая | Усилены шейный и поясничный лордозы; плечи сведены вперед; голова опущена; живот выпячивается; локтевой и коленный сустав полусогнуты |
6. Сколиотическая | Боковые искривления позвоночника придают асимметрию положению плеч, лопаток, ключиц; один из треугольников талии сглажен; при стоянии усилена опора на одну ногу |
|
|
1.4. Оценить форму живота. По таблице 8 найти тип форму живота, результат записать в Протокол.
Таблица 8
Формы живота | Описание |
1. Впалый | Полное отсутствие подкожно-жировой ткани, слабый мышечный тонус брюшной стенки. Хорошо виден рельеф костей таза |
2. Прямой | Значительно развита брюшная мускулатура с хорошим тонусом. Жироотложение слабое или умеренное, рельеф тазовых костей сглажен |
3. Выпуклый | Характеризуется обильным развитием подкожно-жирового слоя. Развитие мышц может быть слабым или умеренным. При выпуклой форме живота часто появляется жировая складка, расположенная над лобком. Костный рельеф тазовых костей полностью сглажен и часто трудно прощупывается |
1.5. Оценить форму ног. Она бывает 3 типов – прямые ноги, Х-образные и О-образные (табл. 9). По таблице найти тип формы ног и степень ее отклонения от прямых. Результат записать в Протокол.
Таблица 9
Типы | Описание | Степень |
1. Прямые | Ноги соприкасаются друг с другом в области бедер, коленей и щиколоток. При развитой икроножной мышце – и в области голени | – |
2. Х-образные (вальгусный тип) | Соприкасаются в области коленей, но не соприкасаются в области бедер и щиколоток (или только щиколоток – при ожирении) | 1 – 3 * (Х1 – Х3) |
3. О-образные (варусный тип) | Ноги не смыкаются на всем протяжении от паха до щиколоток | 1–4 степени** (О1 – О4) |
Примечания: Кроме этих типов также различают асимметрию ног и хромоту.
* Степень определяется в баллах по расстоянию между медиальными линиями стоп при сомкнутых коленях. 1-я степень (Х1) – расстояние между стопами не более 5 см; 2-я степень (Х2) – расстояние от 5 до 10 см; 3-я степень (Х3) – расстояние свыше 10 см.
** Степень определяется в баллах по размеру щели между коленями при сомкнутых стопах. 1-я степень (О1) – расстояние между коленями не более 5 см; 2-я степень (О2) – расстояние от 5 до 10 см; 3-я степень (О3) – расстояние свыше 10 см; 4-я степень (О4 – «кривые ноги») – просвет превышает 20 см.
|
|
2. Оценить степень развития мускулатуры, жира и костяка методом соматоскопии.
2.1. Определить степень развития мускулатуры по объему и тонусу (напряжению) мышц (табл. 10). Результат записать в Протокол.
Таблица 10
Развитие мышц | Описание |
1. Слабое Развитие | Малый объем мышц; слабый тонус; рельеф отсутствует; лопатки выступают |
2. Среднее | Средний тонус, мышцы имеют типичную форму, контуры (бицепс, грудные мышцы); лопатки прижаты; живот прямой |
3. Сильное | Хорошо различается рельеф мышц (на спине, груди, конечностях). Бицепс при напряжении значительно увеличивает тонус и объем; сегментарность мышц брюшного пресса |
2.2. Оценить развитие костяка по массивности скелета и суставов и индексу Соловьева (окружность запястья) (табл. 11). Результат записать в Протокол.
Таблица 11
Костяк | Описание |
1. Тонкий | Кости тонкие, скелет грациальный; окружность запястья менее 14 |
2. Средний | Умеренное развитие скелета; окружность запястья 14,5–15,5 |
3. Массивный | Крепкий костяк с широкими костями; суставы массивные; окружность запястья более 15,5 см |
2.3. Оценить степень жироотложения по развитию подкожной жировой клетчатки и сглаженности контуров тела (табл. 12). Результат записать в Протокол.
Таблица 12
Жироотложение | Описание |
1. Слабое | Рельеф костей плечевого пояса ясный. Хорошо виден рельеф суставов запястья, коленного, ступни. У особо худых ясный рельеф ребер |
2. Среднее | Рельеф костей сглажен (кроме ключицы) |
3. Сильное | Сглажен контур тела в целом; не просматривается мускульный рельеф; округленность частей тела, могут быть складки жира |
3. Оценитьформу стопы по отпечатку (по плантограмме).
3.1 Оценка стопы по плантограмме по методике Штрирер. Метод основан на соотношении узкой (опорной) части стопы к ширине стопы. Для этого проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутренней стороны стопы, из середины которой ведут перпендикуляр до наружного края отпечатка (рис. 2А). Вычисляют процентное соотношение отрезка, прошедшего через закрашенную часть отпечатка к длине всего перпендикуляра. Стопа оценивается как сводчатая – если результат не более 60 %; уплощенная – 60–70 %; плоская – более 70 %.
3.2 Оценка стопы по плантограмме по методике Яралова-Яралянца. Методика основана на рассмотрении положения двух линий, идущих из средины пятки по отношению к отпечатку стопы. Первая линия соединяет центр пятки со срединой основания большого пальца, вторая – с промежутком между 2 и 3 пальцами стопы (рис. 2Б). При сводчатой стопе внутренний край отпечатка не заходит за линии; при уплощенной стопе – располагается между линиями, при плоскостопии – выходит за границы обеих линий.
Оценить форму стопы различными способами. Результаты записать в Протокол соматоскопического исследования. Плантограммы вклеить.
А | Б |
Рис. 2. Оценка формы стопы методами Штрирер (А) и Яралова-Яралянца (Б) |
Таблица 13
Протокол соматоскопического исследования
Признаки | Характеристика |
1. Форма грудной клетки | |
2. Форма спины | |
3. Осанка | |
4. Форма живота | |
5. Форма ног | |
6. Степень развития мускулатуры | |
7. Развитие костяка | |
8. Степень жироотложения | |
9. Оценка стопы: левой правой | |
10. Общий вывод | |
11. Рекомендации |
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Самостоятельная работа № 4.
Анализаторы
Цель работы: дать характеристику анализаторов человека.
1. Опишите возрастные особенности и строение анализаторов: название и местоположение рецепторов, название нервов проводящих путей и местоположение подкорковых центров, положение корковых центров.
Таблица 14
Общая характеристика анализаторов
Возрастные особенности | |||||||
Высший центр (в КБП какой доли) | |||||||
Проводниковый отдел, подкорковые центры | |||||||
Периферический отдел (рецепторы) | |||||||
Анализатор | Слуховой | Вестибулярный | Вкусовой | Обонятельный | Кожный | Двигательный | Висцеральный |
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Самостоятельная работа № 5.
|
|