Оценка показателей высшей нервной деятельности
Цель работы: изучить типы высшей нервной деятельности (ВНД); овладеть методиками оценки типа ВНД, функциональной асимметрии мозга, памяти. Оборудование: учебные таблицы, часы или секундомер, динамометр, карандаш. Ход работы 1. Определите типологические особенности ВНД с помощью личностного опросника Айзенка (см. Приложение). Данный опросники Айзенка содержит 3 шкалы: 1) экстраверсия – интроверсия. Характеристики экстраверта: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах, действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел; предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности; чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам; на него не всегда можно положиться. Типичный интроверт: спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу; сдержан и отдален от всех, кроме близких; планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит м порядок; контролирует чувства, пессимистичен, высоко ценит нравственные нормы; 2) нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость – показатель организованного поведения в обычных и стрессовых ситуациях, характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве вины и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз;
3) специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого
1.1. Экспериментатор с небольшими паузами зачитывает 57 вопросов теста. Испытуемый должен дать первый «естественный» ответ, не раздумывая. Если он согласен с утверждением, рядом с его номером поставить «+» (да), если нет – знак «–» (нет) в бланк ответов для испытуемых (табл. 15). Отвечать необходимо быстро и точно, помня при этом, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Таблица 15 Протокол оценки типа ВНД
1.2. Результаты сопоставляются с «ключом»: ответ, соответствующий ключу, оценивается в 1 балл, несоответствующий – 0 баллов. Полученные баллы суммируются. Ключ ответов по шкалам: 1) экстраверсия – интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44. 46, 49, 53, 56; «нет» (–): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. 2) нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57; 3) «шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36; «нет» (–): 12, 18, 30, 42, 48, 54. Показатель по «шкале лжи», равный 4–5 баллам, является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только «хорошие» ответы. 1.3. Провести интерпретацию результатов в соответствии с таблицей 16. Сделать вывод.
Таблица 16 Интерпретация результатов
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ознакомиться с методиками определения функциональной асимметрии мозга (ФАМ). Считается, что левое полушарие (ведущее у правшей) играет преимущественную роль в речи, чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим у левшей, играет роль для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования. Определенный тип ФАМ, как правило, закрепляется в возрасте 10–14 лет. 1) динамометрия: измерить кистевым динамометром силу левой и правой кисти: для чего взять динамометр, вынести руку вперед и в сторону и с силой сжать динамометр. Выполняется 3 попытки, фиксируется лучшее значение. 2) тест переплетения пальцев рук: быстро, не раздумывая, переплести пальцы рук. Сколько бы ни повторялась проба, сверху оказывается палец ведущей руки. 3) тест «поза Наполеона»: быстро, не раздумывая, скрестить руки на груди. Обычно у правшей правая рука ложится сверху и раньше на левое предплечье, левая – под правым предплечьем. 4) тест «аплодисменты»: в этом тесте ведущая рука более активна, сверху ударяет о другую, перемещающуюся менее активно. 5) проба одновременных действий обеих рук: взять в обе руки по карандашу и нарисовать, не глядя, круг, треугольник и квадрат. Изображения ведущей руки более плотные и точные. Проведите тесты, результаты занесите в табл. 17. Таблица 17 Протокол оценки ФАМ
Вывод _______________________________________________________________
3. Ознакомиться с методиками оценки кратковременной памяти. Работы проводится вдвоём!!! 3.1. Выявление объёма кратковременной памяти. Экспериментатор составляет и записывает текст, содержащий не менее 25 слов. Испытуемый в течение 1 мин читает этот текст. Затем текст закрывается, и испытуемый воспроизводит письменно запомнившиеся слова. При сличении с оригиналом отмечаются правильно воспроизведенные слова, каждое из которых оценивается в 1 балл. По сумме баллов определяется степень развития памяти: 6 баллов и менее – низкий объем памяти; 7–12 баллов – ниже среднего; 13–17 баллов – средний; 18–21 балл – выше среднего (хороший); 22 и более – очень высокий. Текст (для экспериментатора): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Текст (воспроизведение для испытуемого): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объем памяти: _________ баллов Вывод: ________________________________
3.2 Оценка кратковременной образной памяти. Экспериментатор в таблице из 16 ячеек располагает произвольно 16 различных (!) фигур (геометрические фигуры, символы и т. п.; нельзя использовать буквы). Рисунок предлагается испытуемому для запоминания в течение 20 с. Испытуемый должен воспроизвести образы в течение 1 мин. При сличении с оригиналом правильный образ оценивается в 1 балл. Норма: 6 и более баллов. Ячейки для теста на кратковременную образную память
Для экспериментатора: Для испытуемого:
Вывод: ______________________________________________________________
4. Определение объёма внимания. Испытуемому предъявляется таблица с вписанными в нее цифрами в произвольном порядке от 101 до 136, которые он должен по порядку зачеркнуть в максимально короткое время (фиксируется по секундомеру). Объем внимания (В) вычисляется по формуле: В = 648: t, где t – время работы в секундах. Оценка данных: более 6 – высокий показатель; 4–6 – средний, менее 4 – низкий.
Ячейки для теста на объём внимания
Вывод: ______________________________________________
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________ Самостоятельная работа № 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|