Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка показателей высшей нервной деятельности




 

Цель работы: изучить типы высшей нервной деятельности (ВНД); овладеть методиками оценки типа ВНД, функциональной асимметрии мозга, памяти.

Оборудование: учебные таблицы, часы или секундомер, динамометр, карандаш.

Ход работы

1. Определите типологические особенности ВНД с помощью личностного опросника Айзенка (см. Приложение).

Данный опросники Айзенка содержит 3 шкалы:

1) экстраверсия – интроверсия.

Характеристики экстраверта: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах, действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел; предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности; чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам; на него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт: спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу; сдержан и отдален от всех, кроме близких; планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит м порядок; контролирует чувства, пессимистичен, высоко ценит нравственные нормы;

2) нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

Эмоциональная устойчивость – показатель организованного поведения в обычных и стрессовых ситуациях, характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве вины и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз;

3) специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого

 

1.1. Экспериментатор с небольшими паузами зачитывает 57 вопросов теста. Испытуемый должен дать первый «естественный» ответ, не раздумывая. Если он согласен с утверждением, рядом с его номером поставить «+» (да), если нет – знак «–» (нет) в бланк ответов для испытуемых (табл. 15). Отвечать необходимо быстро и точно, помня при этом, что нет «хороших» или «плохих» ответов.

Таблица 15

Протокол оценки типа ВНД

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 10 20 30 40 50                    

1.2. Результаты сопоставляются с «ключом»: ответ, соответствующий ключу, оценивается в 1 балл, несоответствующий – 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

Ключ ответов по шкалам:

1) экстраверсия – интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44. 46, 49, 53, 56; «нет» (–): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

2) нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57;

3) «шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36; «нет» (–): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Показатель по «шкале лжи», равный 4–5 баллам, является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только «хорошие» ответы.

1.3. Провести интерпретацию результатов в соответствии с таблицей 16. Сделать вывод.

Таблица 16

Интерпретация результатов

Баллы по шкале «экстраверсия – интроверсия» 12 и менее 12 и менее 13 и более 13 и более
Баллы по шкале «нейротизм» 12 и менее 13 и более 12 и менее 13 и более
Тип темперамента (по Гиппократу) Флегматик Меланхолик Сангвиник Холерик
Тип личности по Г. Айзенку Стабильный интроверт Нестабильный интроверт Стабильный экстраверт Нестабильный экстраверт
Тип ВНД по И. П. Павлову Сильный, уравновешенный инертный Слабый Сильный, уравновешенный, подвижный Сильный, неуравновешенный

 

Вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Ознакомиться с методиками определения функциональной асимметрии мозга (ФАМ).

Считается, что левое полушарие (ведущее у правшей) играет преимущественную роль в речи, чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим у левшей, играет роль для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования. Определенный тип ФАМ, как правило, закрепляется в возрасте 10–14 лет.

1) динамометрия: измерить кистевым динамометром силу левой и правой кисти: для чего взять динамометр, вынести руку вперед и в сторону и с силой сжать динамометр. Выполняется 3 попытки, фиксируется лучшее значение.

2) тест переплетения пальцев рук: быстро, не раздумывая, переплести пальцы рук. Сколько бы ни повторялась проба, сверху оказывается палец ведущей руки.

3) тест «поза Наполеона»: быстро, не раздумывая, скрестить руки на груди. Обычно у правшей правая рука ложится сверху и раньше на левое предплечье, левая – под правым предплечьем.

4) тест «аплодисменты»: в этом тесте ведущая рука более активна, сверху ударяет о другую, перемещающуюся менее активно.

5) проба одновременных действий обеих рук: взять в обе руки по карандашу и нарисовать, не глядя, круг, треугольник и квадрат. Изображения ведущей руки более плотные и точные.

Проведите тесты, результаты занесите в табл. 17.

Таблица 17

Протокол оценки ФАМ

Проба Результат Ведущая рука
Динамометрия    
Переплетение пальцев    
Поза Наполеона    
Аплодисменты    
Одновременные действия    

 

Вывод _______________________________________________________________

 

3. Ознакомиться с методиками оценки кратковременной памяти. Работы проводится вдвоём!!!

3.1. Выявление объёма кратковременной памяти.

Экспериментатор составляет и записывает текст, содержащий не менее 25 слов. Испытуемый в течение 1 мин читает этот текст. Затем текст закрывается, и испытуемый воспроизводит письменно запомнившиеся слова. При сличении с оригиналом отмечаются правильно воспроизведенные слова, каждое из которых оценивается в 1 балл. По сумме баллов определяется степень развития памяти: 6 баллов и менее – низкий объем памяти; 7–12 баллов – ниже среднего; 13–17 баллов – средний; 18–21 балл – выше среднего (хороший); 22 и более – очень высокий.

Текст (для экспериментатора):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст (воспроизведение для испытуемого):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Объем памяти: _________ баллов         Вывод: ________________________________

 

3.2 Оценка кратковременной образной памяти.

Экспериментатор в таблице из 16 ячеек располагает произвольно 16 различных (!) фигур (геометрические фигуры, символы и т. п.; нельзя использовать буквы). Рисунок предлагается испытуемому для запоминания в течение 20 с. Испытуемый должен воспроизвести образы в течение 1 мин. При сличении с оригиналом правильный образ оценивается в 1 балл. Норма: 6 и более баллов.

Ячейки для теста на кратковременную образную память

 

Для экспериментатора:                                         Для испытуемого:

                   
                   
                   
                   

 

Вывод: ______________________________________________________________

 

4. Определение объёма внимания. Испытуемому предъявляется таблица с вписанными в нее цифрами в произвольном порядке от 101 до 136, которые он должен по порядку зачеркнуть в максимально короткое время (фиксируется по секундомеру). Объем внимания (В) вычисляется по формуле: В = 648: t, где t – время работы в секундах. Оценка данных: более 6 – высокий показатель; 4–6 – средний, менее 4 – низкий.

 

Ячейки для теста на объём внимания

 

           
           
           
           
           
           

 

Вывод: ______________________________________________

 

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________


Самостоятельная работа № 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...