Электродвигатели асинхронные НВА-55С и НВА-55 – предназначены для привода главного компрессора, а ДВА-25 для привода вентиляторов охлаждения тяговых двигателей, реакторов, выпрямительных установок.
Таблица 6 – Техническая характеристика электродвигателей НВА-55С и НВА-55
Электродвигатели выполнены в защищенном исполнении, горизонтальной установки, с самовентиляцией (рисунок 16).
Состоят из следующих узлов: статора, короткозамкнутого ротора, двух подшипниковых узлов, коробки выводов.
Статор имеет станину 21, сердечник 10 и обмотку 8.
Станина - сварная стальная включает два фланца 7 с приваренными ребрами 9 и обшивку 11. Сердечник набран из изолированных листов электротехнической стали марки А-2212. В открытые пазы сердечника уложена двухслойная обмотка из прямоугольного провода марки ПЭТСДКТ, размера 2х6 мм. Обмотка статора пропитана эпоксидным компаундом ЭЛКОМ ПК-21 (э).
Ротор состоит из вала 12, сердечника 13 и короткозамкнутой обмотки. Вал изготовлен из стали марки 45. Сердечник набран из листов электротехнической стали марки А-2212. Короткозамкнутая обмотка ротора электродвигателей НВА-55С и ДВА-25 выполнена из медных стержней, электродвигателя НВА-55 – из алюминиевого сплава АХЖ.
Сварные подшипниковые шиты 14 и 20, посаженные на вал шариковые подшипники 15, внутренние 4 и наружные 3 и 16 крышки образуют подшипниковые узлы. Подшипник со стороны свободный плавающий, за счет установки прокладок 2.
Рисунок 16 – Электродвигатели НВА-55С и ДВА-25
Предусмотрены лабиринтные уплотнения, защищающие подшипники от попадания пыли и предотвращающие вытекание смазки из них. Смазка подшипников - консистентная. Пополнение смазки производится через маслопроводы 5.
Питание к двигателю подводится проводами, проходящими через уплотняющий сальник коробки выводов 18.
Коробка выводов - штампованная. Панель обеспечивает крепление подводящих и выводных проводов.
Выводы обмотки двигателей и контактные болты М8 панели коробки выводов и имеют буквенно-цифровую маркировку C1, С2, С3.
Для заземления электродвигателей предусмотрены два болта 19, расположенные на лапах по диагонали.
Таблица 8 – Перечень работ, выполняемых при ТО и ТР
1) Провести внешний осмотр вспомогательных электрических машин, проверить их крепление, наличие и состояние заземления, отсутствие подтекания смазки. При обнаружении недостатков устранить их.
В случае подтекания смазки проверить работу электрической машины под нагрузкой для выявления чрезмерного или неравномерного шума в подшипниковых узлах. При обнаружении шума остановить и не включать машину до устранения причины, при необходимости заменить двигатель.
+
+
+
-
2) Вспомогательные машины очищаются от пыли и грязи. Проверяется крепление подшипниковых щитов. Проверяется отсутствие трещин в корпусах, подшипниковых щитах и лапах остова.
-
+
+
-
3) Проверяется техническое состояние подшипников вентиляторов при помощи средств виброакустического диагностирования.
-
-
+
-
4) Выполняется ревизия электрического монтажа коробки выводов, при которой вскрывается крышка и проверяется надежность крепления наконечников, производится подтяжка крепежа контактных зажимов, проверяется состояние изоляции и укладка выводных проводов, панель зажимов протирается чистой ветошью.
-
+
+
-
6) Производится добавление смазки в подшипники, в количестве, указанном в карте смазки. Смазка добавляется при помощи тарированного дозатора через заправочные трубки, предусмотренные конструкцией электродвигателей.
-
+
+
-
7) При заниженном сопротивлении изоляции производится сушка обмоток вспомогательных машин.
-
+
+
-
8) Очистить ветошью от грязи наружную поверхность двигателя.
-
-
-
+
9) Проверить состояние сопротивления изоляции двигателя мегомметром на 1000 В, при этом сопротивление изоляции должно быть не менее 1 Мом в холодном состоянии.
-
-
-
+
10) Проверить исправность заземления и надежность контакта заземляющего провода с корпусом двигателя.
-
-
-
+
11) Произвести разборку и сборку двигателя.
-
-
-
+
11. 1) Разборку двигателей произвести в следующем порядке:
- отсоединить токопроводящие и заземляющие провода;
- отсоединить двигатель от приводного механизма и каркаса, снять полумуфту или вентиляторное колесо с вала;
- снять упорное кольцо;
- снять наружные подшипниковые крышки с помощью отжимных болтов. Уплотнительное кольцо снимается одновременно с крышкой;
- отвернуть болты, крепящие передний и задний щиты к станине;
- снять подшипниковые щиты с помощью отжимных болтов;
- извлечь ротор из статора следующим образом: приподнять ротор и вложить в образовавшийся зазор прессшпан или картон; надеть рычаг или трубку длиной до одного метра на свободный конец вала. Поместить ротор на деревянные бруски;
- при помощи съемника снять подшипники вместе с внутренними подшипниковыми крышками.
-
-
-
+
11. 2) Осмотреть ротор, вал, станину, подшипниковые щиты, рым-болт. При обнаружении вмятин, забоин на поверхности ротора, концах вала, сопрягаемых поверхностях щитов и станины устранить их с помощью наждака или наждачной бумаги. При обнаружении трещин в медной клетке и на подшипниковых щитах, ротор и щиты следует заменить.
-
-
-
+
11. 3) Очистить от пыли и грязи обмотку статора, продуть её сжатым воздухом. При загрязнении обмотки масляными осадками следует протереть её отжатой ветошью, предварительно смоченной в спирте. Не допускается применение для этих целей бензина или бензола.
Проверить состояние изоляции обмотки статора, выводных кабелей. Поврежденные кабели следует изолировать двумя слоями стеклолакоткани ЛСК 155/180 толщиной 0, 15 мм и одним слоем стеклоленты ЛЭС 0, 1x20 мм с последующим покрытием лаком изоляционным.
Проверить качество пайки наконечников на выводных кабелях.
Проверить сопротивление изоляции обмотки статора.
При обнаружении повреждений обмотки статора двигатель следует заменить.
-
-
-
+
11. 4) Сборка двигателей производится в порядке, обратном разборке. При сборке подшипниковых узлов двигателей необходимо удалить старую смазку, промыть подшипники в бензине.
Перед установкой подшипника посадочное место под подшипник на валу и подшипниковом щите следует тщательно промыть керосином, а затем бензином и смазать тонким слоем смазки «Буксол». Промыть бензином детали подшипникового узла.
При посадке на вал новый подшипник следует нагреть до температуры от 80 до 90 °С в минеральном масле.
Дальнейшую сборку следует вести после охлаждения. Перед сборкой и после сборки проверить нормальный ход подшипника «от руки».
Камеры подшипниковых узлов заполняют смазкой, заполняя весь свободный объем подшипника. Остаток смазки заложить в камеры обеих крышек.
Ввернуть в одно из отверстий внутренней крышки временную шпильку длиной около 120 мм с резьбой М8. Сопрягаемые поверхности щитов и крышек подшипниковых смазать смазкой Буксол. Закрепить болтами щиты со станиной и крышками. После ввинчивания в крышку одного болта, временную шпильку из крышки вывернуть.
После сборки следует проверить легкость вращения ротора «от руки», который должен вращаться плавно, без заеданий.
-
-
-
+
Таблица 9 – Контролируемые параметры электродвигателей НВА-55С и ДВА-25
Наименование детали и параметров
Размер по чертежу
Предельные размеры износов
1 Диаметр станины под посадку щитов подшипниковых (совместно со щитами)
407±0, 031
(407-410)±0, 031
2 Диаметр щитов подшипниковых под посадку в станину (совместно со станиной)
407+0, 097
(407-410)+0, 097
3 Диаметр щитов подшипниковых под посадку подшипников
160+0, 04
160+0, 04
4 Диаметр шеек вала под посадку подшипников
5 Наружный диаметр ротора
247, 4-0, 046
247, 4-0, 046
6 Биение ротора
0, 05
0, 05
Таблица 10 – Возможные неисправности в работе генератора
Неисправность
Вероятная причина
Метод устранения
1 Электродвигатель не работает, гудит или раскручивается с трудом
Отсутствие напряжения в одной из фаз питания электродвигателя (оборвана одна фаза или неисправен пусковой контактор)