Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм разбора ситуационных задач.




Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии (для клинических задач).

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Задача №1 (с разбором). При обследовании взрослого пациента, поступившего в клинику с предварительным диагнозам «бронхиальная астма», не выявлено каких-либо характерных клинических проявлений данного заболевания. В анамнезе отмечаются редкие, но достаточно типичные для бронхиальной астмы приступы удушья с кашлем, причину возникновения которых больной указать не может.

Результат исследования состояния системы внешнего дыхания:

МОД, % от должной величины - 110;
ЖЁЛ, от должной величины -87;
МВЛ, % от должной величины - 95;
ФЖЁЛ1 - 2, 3 л
ЖЁЛ - 3, 5 л
Остаточный объём легких/общая ёмкость лёгких (ООЛ/ОЁЛ), % от должной величины   - 108
После введения бронхолитика сальбутамола - увеличение индекса Тиффно на 15%.
Индекс Тиффно до пробы - рассчитать.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Ответы:

1. Дыхательная недостаточность хроническая, с преимущественным нарушением вентиляции по обструктивному типу (внутригрудная обструкция).

2. ФЖЁЛ 1, МВЛ, ЖЁЛ, ООЛ, дыхательный объём – статический объём лёгких. Даже незначительные нарушения проходимости воздухоносных путей выражаются в снижении скорости воздушного потока в условиях максимального усиления дыхания, о чём свидетельствует снижение МВЛ и ФЖЁЛ1  У данного больного индекс Тиффно (до пробы) равен 66%, т. е. снижен, следовательно, нарушена бронхиальная проходимость. Этот вывод правомерен при том условии, что у больного отсутствует деформация грудной клетки и дыхательные мышцы развиты нормально и не поражены. Показатель МВЛ может быть даже несколько увеличен, его не следует принимать во внимание для оценки состояния бронхиальной проходимости, так как МВЛ зависит не только от неё, но также от многих других факторов – состояния респираторных мышц, элистичности лёгких и др. 2. ФЖЁЛ1 после введения бронхолитика возрастает в связи со снятием бронхоспазма. Увеличение «экспираторной компрессии бронхов» связано с тем, что выдох у больных бронхиальной астмой становится активным; увеличение ООЛ/ОЁЛ. Глубина вдохов увеличена, частота дыхания снижена, соотношение вдох/выдох снижено («экспираторная одышка»).

3. Базисная (противовоспалительная) терапия БА; бронхолитики для снятия бронхоспазма.

Задача № 2. У больного М., 35 лет, отмечается сильная головная боль, рвота, температура 39, 4ОС, напряжение затылочных мышц. При пункции спинномозговая жидкость вытекает под давлением и имеет желто-зеленоватый цвет. Частота дыхания - 14 мин-1, периоды апноэ чередуются с периодами полипноэ.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Как называется измененный тип дыхания, развившийся у больного?

 

Задача №3

В терапевтическую клинику поступила больная К., 60 лет, с жалобами на общую слабость, головные боли постоянного типа, головокружение, пошатывание при ходьбе, незначительно выраженную одышку, плохой аппетит, чувство жжения на кончике языка.

В анамнезе: в связи с некоторыми диспептическими расстройствами (боли в подложечной области, иногда диарея) был исследован желудочный сок и установлено выраженное снижение его кислотности.

Объективно: состояние средней тяжести, выраженная бледность кожных покровов и слизистых оболочек, незначительная одышка в покое, АД в пределах возрастной нормы.

При исследовании крови установлено (дополнительные данные):

- резкое снижение количества эритроцитов и Hb;

- в мазке обнаружены признаки нарушения эритропоэза (мегалобласты, мегалоциты, тельца Жолли, кольца Кэбота).

При специальном обследовании больной выявлена злокачественная опухоль желудка.

Проведите разбор задачи по алгоритму. Между какими видами гипоксий и по каким характеристикам вы проводили сравнение?

 

Тема: Стресс и его значение в патологии. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний

ЦЕЛЬ: сформировать знания об общем адаптационном синдроме (стрессе) и патофизиологии экстремальных и терминальных состояний.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы и механизмы развития общего адаптационного синдрома;

- обучить методам экспериментального моделирования шока и стресса; и принципам патофизиологического анализа экстремальных и терминальных состояний;

- изучить роль общего адаптационного синдрома в формировании резистентности к повреждающим факторам и в развитии заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, РААС, мозгового вещества надпочечников; строение и функции сердчно-сосудистой системы.

После изучения темы: этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы, особенности патогенеза стрессорных состояний и «болезней адаптации». Самостоятельно изучить: этиология и виды ком, терминальные состояния.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: проводить патофизиологический анализ экстремальных и терминальных состояний, «болезней адаптации».

Студент должен владеть: медико-функциональным понятийным аппаратом по теме занятия; навыками патофизиологического разбора модельных клинических ситуаций.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Назовите главное звено патогенеза любого шока.

2. Перечислите виды шока по патогенезу.

3. Укажите главное звено в патогенезе гипогликемической комы? кетоацидотической комы? уремической комы? печеночной комы? Каковы принципы коррекции коматозных состояний?

4. Назовите наиболее характерные проявления тяжелого длительного стресса.

5. В патогенезе следующих заболеваний может играть существенную роль длительный стресс?

6. Дайте общую характеристику терминальных состояний, укажите принципы реанимации.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

 

Тестовые задания

1. Укажите наиболее характерные последствия длительного стресса: а) гипо- и дистрофии коркового слоя надпочечников; б) подавление гуморального и клеточного звеньев иммунитета; в) эрозии слизистой оболочки желудка и кишечника; г) анемии; д) гипертрофия аденогипофиза; е) артериальная гипертензия. Укажите правильную комбинацию ответов:


1) а, б, в, г

2) а, б, в, е

3) а, в, г, д

4) б, в, г, д

5) б, г, д, е


 

2. Факторы, играющие существенную роль в формировании гипертонической болезни при хроническом стрессе: а) активация симпато-адреналовой системы; б) повышение чувствительности барорецепторов синокаротидной и аортальной зон к повышению АД; в) низкий уровень натрия в крови; г) увеличение концентрации кортизола в крови. Укажите правильную комбинацию ответов:


1) а, б

2) а, в

3) а, г

4) б, в

5) б, г


 

3. Какие из перечисленных факторов играют существенную роль в патогенезе язвы желудка при стрессе? а) повышение тонуса блуждающего нерва; б) повышенная секреция желудочного сока; в) усиление синтеза простагландидов Е2 клетками эпителия желудка;

г) увеличение продукции слизи; д) повышение проницаемости сосудов; е) ослабление регенерации эпителия. Укажите правильную комбинацию ответов:


1) а, б, г

2) а, в, г

3) а, б, е

4) а, в, е

5) в, д, е


 

4. Какие из перечисленных факторов играют важную роль в формировании ИБС при хроническом стрессе? а) активация пол в миокардиоцитах; б) стабилизация мембран лизосом в) избыток цито-плазматического Са2+ в миокардиоцитах; г) гиперкатехоламинемия; д) усиление фибринолиза. Укажите правильную комбинацию ответов:


1) а, б, г

2) а, в, г

3) а, б, е

4) а, в, е

5) в, д, е


5. Ведущие звенья патогенеза шока: а) снижение объема циркулирующей крови; б) снижение выброса катехоламинов; в) повышение проницаемости стенки сосудов; г) гипоксия периферических тканей; д) выделение биологически активных веществ ишемизированной тканью в кровь; е) увеличение венозного возврата к сердцу. Укажите правильную комбинацию ответов:


1) а, б, в, г

2) а, б, в, е

3) а, в, г, д

4) б, в, г, д

5) б, г, д, е


 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

 

 

Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...