Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм разбора ситуационных задач.




9. Назовите вид патологического процесса.

10. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

11. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии (для клинических задач).

12. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Обучающие задания

Решение ситуационных задач

Задача №1 (с примером разбора). Пациентка Л., 30 лет, жалуется на быструю утомляемость, мышечную слабость, бессонницу, постоянное сердцебиение, потливость, плохую переносимость тепла, частый стул, значительное похудание. 3 года назад перенесла вирусную инфекцию, после которой у нее изредка беспричинно возникали боли в области щитовидной железы. К врачу по этому поводу не обращалась.

При обследовании: щитовидная железа при пальпации плотная, малоболезненная, незначительно увеличена; ЧСС 98, АД 150/65 мм рт. ст., признаки гипертрофии миокарда левого желудочка сердца; кожа теплая, влажная; экзофтальм, отставание верхнего века при движении глазных яблок вниз. В сыворотке крови снижен уровень ТТГ, повышено содержание IgG.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Ответы:

1. У пациентки гиперфункция щитовидной железы – диффузный токсический зоб. Для этого состояния характерны:

а) поражение ССС,

б) патология центральной и периферической нервной системы,

в) глазные симптомы,

г) метаболические нарушения,

д) поражение органов пищеварения,   

е) патология других желез внутренней секреции

2. Перенесенная вирусная инфекция могла послужить триггером развития иммуноагрессивной реакции. Вирусы, взаимодействуя с белками мембраны тиреоцита, образуют иммунные комплексы. Это стимулирует образование АТ к макрокомплексу «вирус-АТ к нему –мембрана тиреоцита». Кроме того, белки отдельных участков мембраны под влиянием вирусной инфекции приобретают антигенные свойства (в данном случае необходима дифференциальная диагностика между диффузным токсическим зобом и другими заболеваниями щитовидной железы: подострым тиреоидитом, тиреоидитом Хасимото, токсической аденомой щитовидной железы и др., которые могут сопровождаться транзиторным тиреотоксикозом).

В пользу диффузного токсического зоба свидетельствует повышение IgG (тиреостимулирующие Ig). Они способны активировать аденилатциклазу с образованием цАМФ и тем самым оказывать стимулирующее влияние на рецепторы к ТТГ.

Повышение содержание в крови тиреостимулирующих Ig имеет важное патогенетическое значение при развитии тиреотоксикоза. Вероятно, у пациентки имеется наследственная предрасположенность к иммунопатологическим состояниям. Повышенная функция щитовидной железы (в данном случае в условиях сниженного уровня ТТГ) скорее всего развивается за счет иммунопатологических механизмов. Инициирующими факторами могут служить инфекция, психическая травма, избыток катехоламинов и др. Симптомы, имеющиеся у пациентки, являются результатом гиперпродукции (и циркуляции крови) гормонов щитовидной железы, главным образом Т4.

3. Лечение – тиреостатики, бета-адреноблокаторы, при необходимости – резекция части щитовидной железы.

 

Задача №2. У женщины 32 лет во время родов развилась острая массивная кровопотеря (гемотрансфузия была произведена через 2 ч). В дальнейшем выявлены следующие изменения: а) прогрессирующее похудение; б) атрофия скелетных мышц; в) дистрофические изменения кожи, выпадение волос; г) гипотрофия внутренних органов; д) снижение температуры тела до 35оС; е) снижение АД до 99/58 мм рт. ст.; ж) уровень глюкозы в крови 2, 77 ммоль/л.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

 

Тема: Типовые формы нарушений энергетического и углеводного обмена

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушения углеводного и энергетического обмена.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм нарушений углеводного и энергетического обмена;

- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями углеводного и энергетического обмена;

- изучить роль нарушений углеводного и энергетического обмена в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: понятие об обмене веществ, виды обмена веществ, биохимические превращения веществ в организме; влияние эндокринной системы на обмен веществ.

После изучения темы: основные виды нарушений энергетического и углеводного обмена, причины и механизмы развития сахарного диабета, патогенез его основных проявлений.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: На основе экспериментальных данных и данных лабораторно-клинических анализов проводить патофизиологический разбор нарушений углеводного и энергетического обмена.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1.   Объясните, почему при сахарном диабете 1 типа наблюдается снижение массы тела, а при диабете 2 типа – увеличение?

2.   Почему при сахарном диабете развивается полиурия?

3.   Что является главным патогенетическим звеном гипогликемической комы?

4.   Перечислите основные отличия гипогликемической и кетоацидотической ком.

5.   Какие механизмы участвуют в формировании диабетической микро-, макроангиопатии, нейропатии?

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

 

1. Укажите главное звено в патогенезе сахарного диабета I типа (ИЗД):

1) вирусная инфекция

2) снижение количества рецепторов к инсулину

3) переедание, сопровождающееся ожирением

4) разрушение β -клеток островков Лангерганса аутоиммунными механизмами

5) уменьшение чувствительности периферических тканей к инсулину

 

2. Этиологические факторы сахарного диабета 2 типа (ИНЗД): а) вирусная инфекция; б) снижение количества рецепторов к инсулину; в) генетическая предрасположенность; г) переедание, сопровождающееся ожирением; д) разрушение β -клеток островков Лангерганса аутоиммунными механизмами; е) уменьшение чувствительности периферических тканей к инсулину. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в, е

2) а, в, д

3) б, в, г, е

4) г, д, е

5) а, б, в, г

 

3. При инсулиновой недостаточности гипергликемия обусловлена: а) уменьшением утилизации глюкозы тканями; б) увеличением продукции глюкозы в печени; в) увеличением продукции глюкозы в мышцах; г) всеми перечисленными факторами. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, б, в

2) а, в

3) а, б

4) г

5) а, б, в, г

4. Что является главным патогенетическим звеном гипогликемической комы?

1)углеводное и энергетическое «голодание» нейронов головного мозга

2)углеводное «голодание» миокарда

3)гипоосмия крови

4)некомпенсированный кетоацидоз

 

5. Осложнения длительно протекающего сахарного диабета: а) иммунодефицитные состояния; б) ускорение развития атеросклероза; в) снижение резистентности к инфекциям; г) снижение противоопухолевой устойчивости; д) микроангиопатии; е) макроангиопатии. Укажите правильную комбинацию ответов:

1) а, в, г, д, е

2) а, б, г, д, е

3) а, б, в, г, д

4) а, б, в, д

5) а, б, в, г, д, е

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

 

 

4. Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...