Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм разбора ситуационных задач.




1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии (для клинических задач).

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Задача № 1(с примером разбора). Пациент А. доставлен в хирургическую клинику с места автокатастрофы с множественными повреждениями грудной клетки, живота, ног и потерей большого количества крови.

Объективно: сознание сохранено, но пострадавший не ориентируется во времени и ситуации; кожные покровы бледные, тахикардия, нитевидный пульс, АД 65/15 мм рт. ст. Пациенту произведена операция по перевязке кровоточащих кровеносных сосудов, перелито 800 мл эритроцитарной массы, 1000 мл плазмы и 1000 мл кровезаменителей.

В реанимационном отделении: состояние пациента тяжёлое, сохраняются тахикардия, артериальная гипотензия, одышка, суточный диурез значительно меньше нормы; возникло кровотечение из мелких сосудов повреждённых тканей. Данные лабораторных исследований свидетельствуют о понижении свёртываемости крови, гипопротромбинемии, гипофибриногенемии и тромбоцитопении.

На 2-е сутки развились явления острой почечной недостаточности. Смерть наступила от прогрессирующей почечной и сердечно-сосудистой недостаточности. На вскрытии обнаружены признаки множественного тромбоза мелких сосудов внутренних органов.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Вопросы:

1. Трансфузионная терапия оказалась неэффективной. Выскажите предположение — почему?

Ответы:

1. а) Вскоре после травмы у пациента развился травматический и постгеморрагический шок.

б) В реанимационном отделении у пациента развился ДВС-синдром, который вызван массивным повреждением тканей и образованием большого количества активного тромбопластина в циркулирующей крови.

2. Патогенез ДВС-синдрома: гиперкоагуляция белков, гиперагрегация тромбоцитов и других форменных элементов крови - коагулопатия потребления и как следствие — понижение свёртывания белков крови, гипопротромбинемня, гипофибриногенемия и тромбоцитопения.

Механизм развития почечной недостаточности: образование микротромбов в сосудах микроциркуляции и нарушение функции почек.

Механизм развития сердечно-сосудистой недостаточности: массивная травма, кровопотеря, геморрагии, синдром ДВС, миокардиальная недостаточность + гиповолемия +нарушение тонуса сосудов.

4. Трансфузионная терапия оказалась неэффективной, предположительно по одной из следующих причин:

• перелита несовместимая или «некачественная» срок годности! ) кровь;

• скорее всего, переливание крови и плазмозаменителей произведено с опозданием (поскольку интервал времени между травмой, началом кровотечения и произведённой операцией не указан);

• трансфузия сравнительно большого объёма (800 мл) Эр-массы может сопровождаться гемолизом части эритроцитов, а также (возможно) потенцированием тромбообразования и фибринолиза.

• При ДВС-синроме необходимо применение СЗП, содержащей необходимые факторы свертывания, а также Тр-массы.

 

Задача № 2. Через 20 мин после инъекции антибиотика пациенту с флегмоной голени у него возникли беспокойство, чувство страха, двигательное возбуждение, сильная пульсирующая головная боль, зуд кожи, покраснение лица, потливость; АД 180/90 мм рт. ст., пульс 120 в минуту. В связи с этим врач направил пациента в палату и предложил лечь в кровать. Через 20 мин состояние больного резко ухудшилось: появились слабость, бледность лица, нарастающее чувство удушья с затруднением выдоха, спутан­ность сознания, клонико-тонические судороги; резко снизилось АД — до 75/55 мм рт. ст. Пациенту была оказана неотложная медицинская помощь.

Вопросы:

1. Какое патологическое состояние развилось у пациента после введения ему антибиотика? Приведите аргументы в пользу Вашего заключения.

2. Каковы механизмы развития этого патологического состояния?

3. Судя по клинической картине, это состояние имеет несколько стадий. Назовите их и охарактеризуйте особенности патогенеза каждой из стадий; укажите симптомы, подтверждающие правильность Вашей версии.

4. Каковы меры неотложной медицинской помощи по выведению пациента из этого состояния?

Ответы:

 

 

Тема: Итоговое занятие №4

ЦЕЛЬ: Провести оценку усвоения знаний по темам: «Типовые формы патологии нервной системы: нарушения функционирования соматической нервной системы», «Типовые формы нарушения функций вегетативной нервной системы и высшей нервной деятельности», «Типовые формы патологии системы кровообращения: сердечная недостаточность, нарушения сердечного ритма», «Типовые формы патологии системы кровообращения: коронарная недостаточность, артериальные гипер- и гипотензии», «Типовые формы патологии газообменной функции легких», «Стресс и его значение в патологии. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний».

 

ЗАДАЧИ:

- расширить знания по этиологии, патогенезу, и принципам патогенетической терапии патологических процессов, изучаемых в 1 семестре;

- в форме дискуссии обсудить и уточнить неявные моменты по пройденным темам.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: материал тем «Типовые формы патологии нервной системы: нарушения функционирования соматической нервной системы», «Типовые формы нарушения функций вегетативной нервной системы и высшей нервной деятельности», «Типовые формы патологии системы кровообращения: сердечная недостаточность, нарушения сердечного ритма», «Типовые формы патологии системы кровообращения: коронарная недостаточность, артериальные гипер- и гипотензии», «Типовые формы патологии газообменной функции легких», «Стресс и его значение в патологии. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний».

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Применять полученные знания для патофизиологического анализа клинических и модельных ситуаций.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Повторить теоретический материал по пройденным темам с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

Вопросы для самоподготовки:

1. Типовые формы патологии нервной системы: нарушения функционирования соматической нервной системы. Нарушения произвольных двигательных актов, связанных с повреждением пирамидной системы. Патология мозжечка, экстрапирамидной системы. Нарушения чувствительности.

2. Типовые формы нарушения функций вегетативной нервной системы и высшей нервной деятельности. Патофизиология боли. Причины возникновения и механизмы развития неврозов.

3. Типовые формы патологии системы кровообращения: сердечная недостаточность, нарушения сердечного ритма. Виды, этиология и патогенез сердечной недостаточности. Причины, механизмы и электрокардиографические проявления сердечных аритмий.

4. Типовые формы патологии системы кровообращения: коронарная недостаточность, артериальные гипер- и гипотензии. этиология, механизмы повреждения миокарда при коронарной недостаточности. Ишемическая болезнь сердца, ее формы, причины и механизмы развития. Артериальные гипер- и гипотензии, виды, причины и механизмы развития.

5. Типовые формы патологии газообменной функции легких. Этиология и патогенез вентиляционной, диффузионной и перфузионной недостаточности. Виды, этиология, патогенез, принципы компенсации гипоксических состояний.

6. Стресс и его значение в патологии. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний. Этиология, патогенез шока, коллапса, обморока, принципы коррекции. Общая характеристика стрессорных состояний, «болезни адаптации».

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля, представленного в методических указаниях по пройденным темам.

 

4). Решить ситуационные задачи, представленные в методических указаниях по пройденным темам, используя предложенные алгоритмы разбора.

 


Рекомендуемая литература

Основная

1. Литвицкий П. Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

Дополнительная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А. И. Воложина, Г. В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В. В. Новицкого, Е. Д. Гольдберга, О. И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

Методические указания подготовлены: ст. преподаватель Колодкина Е. В.

 

Утверждено на заседании кафедры патофизиологии 26. 08. 2016 протокол №1

 

 


Зав. кафедрой:                                                                     А. П. Спицин

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...