Этические модели экономического поведения
Под экономикой мы понимаем сферу человеческой деятельности, связанную с производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ. Обычно в научной литературе, да и на практике принято отождествлять экономику и хозяйство. В «Толковом словаре русского языка» читаем, что хозяйство — это «1. То же, что и экономика (в 1-м знач.)... 2. Производство, экономика (во 2-м знач.)»3. Нам представляется, что понятие «хозяйство» охватывается понятием экономика как ее структурный элемент и характеризует в экономической деятельности ту ее 1 Громова Л. А. Этические модели экономического поведения. 2 Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994; 3 Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. часть, которая связана с наличием собственности и умением управлять ею и извлекать выгоду (пользу). Предложенная дифференциация понятий необходима по методологическим соображениям, когда мы ведем речь об экономическом поведении. Каждый структурный элемент экономической сферы (производство, обмен, распределение и потребление) подлежат обязательной этической оценке, ибо все эти составляющие экономической деятельности связаны с поведением людей, с его мотивацией.
Объективной регулирующей основой и производства, и обмена, и потребления выступает рынок, который строится на изучении потребностей людей, их спроса в тех или иных товарах и услугах. Чтобы рынок был цивилизованным в духе высоких стандартов сегодняшнего дня, изучение спроса должно быть квалифицированным, научным. Современный рынок не может ориентироваться на производство каких угодно услуг и товаров. Цивилизованный рынок не должен быть «черным рынком». Любое общество, если оно не криминальное и не мафиозное, должно обезопасить себя от превращений рыночных отношений в поле господства и манипуляций со стороны антиобщественных сил. Здесь должны быть установлены четкие критерии экономического (рыночного) поведения, опирающиеся на общечеловеческие нравственные требования. Прежде всего экономическое поведение должно опираться на критерий справедливости, что равноценно, по Ролзу, честности. Честность личности в сфере рыночных связей означает, что предлагаемые услуги и товары должны быть высокого качества, здесь обман недопустим. То же самое относится и к противоположной стороне, принимающей услуги или покупающей товар. Эта сторона должна своевременно уплатить должную цену за товар или услуги. Высокие нравственно-этические требования предъявляет рынок и к сфере производства, и к сфере хозяйствования. В этом плане можно говорить о качестве хозяйствования и качестве труда. Качество хозяйствования определяется присутствием в этом процессе нравственных начал как мотивов деятельности. Хозяйствование — это умение владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью в связи с общественным назначением вещи, то есть в соответствии с ее предназначенностью для определенных человеческих благ. Если предмет
Сутью культуры производства выступает культура труда. Существует ряд нравственно-этических требований к труду человека — это умение доводить дело до конца, обеспечивать высокое качество продукта труда, надлежащую производительность труда. В труде опредмечиваются сущностные силы человека, в первую очередь, нравственное кредо его деятельности. В то же время современный труд отличается все более возрастающим участием в нем новых аппаратов и машин, компьютеров и ставит перед человеком задачу систематического обновления знаний. Но возрастание информированности не ведет к пропорциональному росту нравственной культуры, которая, как правило, отстает. Чтобы не было таких перекосов, необходима социокультурная или нравственно-этическая экспертиза любых форм человеческой деятельности. В философской литературе уже вносилось предложение о необходимости введения таких экспертиз, но дальше этого дело не пошло. Нам думается, что такой социальный инструментарий помог бы решить многие проблемы соционормативного развития общества. Это существенно приблизило бы нравственно-этические ценности к их практической реализации. Таким образом, введение социокультурной или нравственно-этической экспертизы всех видов человеческой деятельности в современных условиях становится своеобразной этической моделью экономической деятельности (поведения). 1 Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб.,
2 Там же.
Гносеологической основой бережливости и связанной с ней умеренности потребления выступает рационализм, а их нравственным аналогом служит скромность как нравственное качество личности. Скромность — нравственная самооценка, ориентированная на умение личности ограничивать свои социальные притязания, а в экономическом поведении — потребление материальных благ вполне допустимыми и разумными пределами. Расточительность — это антипод бережливости, связанный с нерациональным расходованием, транжированием материальных ценностей. Расточительность у древних греков считалась серьезным преступлением, за что полагалось суровое наказание — изгнание из страны. Великий античный мыслитель Демокрит был судим за то, что промотал доставшееся ему в наследство от отца большое богатство. Поскольку все средства он потратил на путешествие в восточные страны и сумел это великолепно описать в книге, был освобожден от наказания. Жители города Абдеры «не только сняли с него обвинение, но и оценили его произведение на сумму такую же, или даже намного большую, чем все потраченное наследство»1. Наиболее важным видом экономического поведения, без которого фактически нет рыночных отношений, является предпринимательство, охарактеризованное Л. А. Громовой как «один из видов творческой деятельности и экономического поведения, в котором принцип пользы реализуется наиболее полно»2. Инобытием предпринимательства в этическом поведении является предприимчивость, выражающая умение и готовность вступать в деловой контакт с целью извлечения экономической выгоды.
Однако ни бережливость, ни предприимчивость не являются самодостаточными этическими моделями эконо- " 'Виц Б. Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979. С. 9. 2 Громова Л. А. Этические модели экономического поведения. СПб., 1995. С. 13.
1 Бертран де Жювенель. Этика перераспределения. М., 1995. С. 50. 2 Там же. С. 136—137. блемы. Обоснованность такого подхода становится более представимой, если учесть фактор существования Организации Объединенных Наций, экономические функции которой имеют тенденцию к расширению. В свете сказанного каждое государство в качестве этической модели своего экономического поведения должно иметь заботу о том, чтобы минимальный жизненный уровень не опускался ниже определенного предела, установленного мировыми стандартами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|