Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О небе и небесной радости (продолжение) 4 глава




625. [Стих 12] И воззрел Бог на землю, и вот, она развратилась, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

"И воззрел Бог на землю" означает, что Бог познал человека. "Она развратилась" означает, что не было ничего, кроме лжи. "Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле" означает, что плотская природа человека уничтожала всякое разумение истины.

626. "Воззрел Бог на землю" означает, что Бог познал человека, это ясно каждому; ибо Бог знает обо всем от вечности и не нуждается в том, чтобы взирать, таков ли человек. "Взирать" относится к человеку, и поэтому – как было сказано в шестом стихе и в других местах – Слово говорилось соответственно тому, как оно воспринималось человеком; и в такой мере, что о Боге даже сказано, что Он может "видеть глазами".

627. "Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле" означает, что человеческая плотская природа уничтожила всякое разумение истины. Это ясно из значения "плоти" (о чем говорилось в стихе 3), что она означает в общем всякого человека, а в частности – человека плотского, или все принадлежащее плоти; а также это ясно из значения "пути", представляющего разумение истины, то есть саму истину. Что "путь" относится к разумению истины, или к самой истине, ясно видно из отрывков, которые ранее были представлены в других местах, а также из следующих. У Моисея:

Встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан. (Втор. 9:12, 16).

Это значит, что они оставили Его заповеди, которые являются истинами.

[2] У Иеремии:

Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому человеку по путям его и по плодам дел его (Иер. 32:19).

"Пути" здесь означают жизнь по заповедям; "плод дел его" – это жизнь, основанная на милосердии. Таким образом, "путь" относится к истине, которая содержит в себе заповеди и предписания. Значение же "сынов человеческих" и "человека" такое же, как было показано выше. Подобное у Иеремии 7:3; 17:10. У Осии:

И накажу его по путям его, и воздам ему по делам его (Ос. 4:9).

У Захарии:

Обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших'; как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами (Зах. 1:4, 6).

Здесь подобные фразы, но по значению противоположны упомянутым выше, поскольку говорится о злых "путях" и злых "делах". У Иеремии:

И дам им одно сердце и один путь (Иер. 32:39).

"Сердце" означает добро, а "путь" – истину. У Давида:

Дай мне уразуметь путь повелений Твоих; удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне. Потеку путем заповедей Твоих (Пс. 119:27, 29, 30, 32).

Здесь "путь заповедей" назван "путем истины", противоположным которому является "путь лжи".

[3] У того же автора:

Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня (Пс. 25:4, 5).

Здесь также "путь" означает истину. У Исаии:

С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? (Ис. 40:14).

Это ясно означает разумение истины. У Иеремии:

Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему (Иер. 6:16).

Здесь также "путь" означает разумение истины. У Исаии:

и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их (Ис. 42:16).

Выражения "путь", "стезя", "дорога", "улица" и "переулок" имеют отношение к истине, поскольку ведут к истине; как у Иеремии:

Споткнулись на путях своих, оставили дороги древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного (Иер. 18:15).

Также в книге Судей:

Во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами (Суд. 5:6).

628. Внутренний смысл здесь заключается в том, что всякий человек на земле, где была Церковь, "извратил путь свой", так что не понимал истину, ибо все стали плотскими. Это относится не только к тем, о которых говорилось в предыдущем стихе, но также и к называемым "Ноем", о которых говорится в этом стихе и особенно в следующем, поскольку прежде, чем они были возрождены, они были такими же. Об этом говорится вначале, потому что в дальнейшем говорится об их возрождении. Кроме того, поскольку от Церкви оставалось совсем немного, то теперь употребляется имя "Бог", а не "Сущий". В этом стихе говорится о том, что не было ничего истинного, а в следующем стихе, – что не было ничего доброго, кроме как в остатке, пребывающем в называемых "Ноем" (ибо без остатка не может быть возрождения), а также в положениях учения, которые они знали. Однако не было никакого разумения истины, ибо его никогда не может быть без воли к добру. Где нет воли, там нет и разумения; ибо какова воля, таково и разумение. Древнейшие люди обладали волей к добру, поскольку они имели любовь к Господу; и от этого они имели разумение истины, но это разумение совершенно погибло с волей. Однако некоторая рациональная истина, также как и природное добро, оставались в тех, которые назывались "Ноем", поэтому они могли быть возрождены.

629. [Стих 13] И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них насилием; и вот, Я истреблю их вместе с землей.

"Бог сказал" означает, что было так. "Конец всякой плоти пришел перед лице Мое" означает, что человеческий род неизбежно погибнет. "Ибо земля наполнилась насилием" означает, что более не существовало воли к добру. "И вот, Я истреблю их вместе с землей" означает, что человеческий род погибнет вместе с Церковью.

630. Что "Бог сказал" означает, что было так, ясно из того, что в Сущем нет ничего иного, кроме Бытия.

631. "Конец всякой плоти пришел перед лице Мое" означает, что человеческий род неизбежно погибнет. Это ясно из самих слов, и из значения "плоти", которая означает вообще всякого человека, и в особенности человека плотского, как уже было показано.

632. "Земля наполнилась насилием" означает, что более не существовало воли к добру. Это ясно из того, что было сказано и показано прежде о значении "насилия" (стих 11). В предыдущем стихе говорилось о разумении истины, тогда как в этом стихе говорится о воле к добру, поскольку и то, и другое погибло у человека Церкви.

633. Ситуация была такова: ни в одном человеке не было никакого разумения истины и воли к добру, ни даже у тех, которые принадлежали Древнейшей Церкви. Но когда люди становятся небесными, то кажется, что они имеют волю к добру и разумения истины, хотя в действительности все это принадлежит одному Господу, и это они также знают, признают и постигают; то же происходит и с ангелами. Итак, истина состоит в том, что человек, который не знает, не признает и не постигает, что это так, не имеет вообще никакого разумения истины или воли к добру. У каждого человека и у каждого ангела, даже у небесного, собь является ничем иным, как ложью и злом; ибо известно, что даже небеса не чисты перед Господом (Иов 15:15), и что всякое добро и всякая истина принадлежат одному Господу. Но насколько человек или ангел может совершенствоваться, настолько он совершенствуется по Божественному милосердию Господа, и обретает, так сказать, разумение истины и волю к добру. Однако его обладание этим есть только казательность. Всякий человек может быть улучшен и, следовательно, обрести этот дар Господнего милосердия в той мере, насколько позволяют дела, совершаемы им в жизни, и тем способом, который соответствует наследственному злу, привитого его родителями.

634. Однако очень трудно объяснить, чтобы было понятно, что значит разумение истины и воля к добру в истинном смысле. Причина состоит в том, что человек относит к разумению все, что мыслит, поскольку он так это называет; а все, что он желает, он относит к воле, ибо так это называет. И еще более трудно объяснить это так, чтобы было понятно, потому что большинство людей в наши дни также не знают, чем относящееся к разумению отличается от того, что относится к воле, ибо когда они что-то думают, они говорят, что этого желают, а когда они чего-либо желают, они говорят, что об этом думают. Такова одна причина, составляющая трудность, другая же причина того, почему сложно понять это предмет, состоит в том, что люди пребывают исключительно в плотском, то есть их жизнь пребывает в самых внешних пределах.

[2] По этим же причинам они не знают, что в каждом человеке есть нечто внутреннее, нечто еще более внутреннее и самое внутреннее; и что плотская и чувственная часть человека является самой внешней. Желания и память составляют внутреннюю часть; чувства и рациональность – еще более внутреннюю; а воля к добру и разумение истины – самую внутреннюю. И они настолько отличаются друг от друга, что ничего не может быть более различного, хотя плотский человек совершенно не видит различия и смешивает их. Вот почему он верит, что когда умирает физическое тело, умирает и все остальное; хотя на самом деле только тогда он начинает жить, и это происходит через его внутренние начала, расположенные в последовательном порядке. Если бы внутренние начала таким образом не разделялись бы и не приводились в соответствующий порядок, люди никогда бы не могли быть в другой жизни духами, ангельскими духами или ангелами, которые так различаются между собой в соответствии с их внутренними началами. По этой же причине существует трое небес, весьма отличных друг от друга. Из всех этих рассуждений теперь в некоторой мере может быть ясно, чем в истинном смысле является разумение истины и воля к добру; и что это относится только к небесному человеку, или к ангелам третьего неба.

635. Всякое разумение истины и всякая воля к добру были уничтожены в конце дней Церкви, существовавшей до потопа. Это ясно из того, что было изложено в предыдущем и в этом стихах. Допотопные люди настолько погрузились в ужасные убеждения и нечистые желания, что даже следа от их добра и истин не было видно. Но у называемых "Ноем" еще оставался остаток, который, однако, не мог произвести ничего, принадлежащего разумению и воле, но только рациональную истину и природное добро. Ибо природой человека определяется, каким может быть действие остатка. Через остаток эти люди могли быть возрождены; и убеждения не препятствовали действию Господа через остаток. Убеждения, или ложные принципы, укореняясь, препятствуют всякому действию; и если они прежде не искоренятся, человек никогда не сможет быть возрожден. Об этом по Божественному милосердию Господа будет сказано впоследствии.

636. "И вот, Я истреблю их вместе с землей" означает, что человеческий род погибнет вместе с Церковью. Это ясно из того, что сказано "вместе с землей"; ибо "земля" в широком смысле означает любовь, как говорилось прежде, таким образом, небесные начала Церкви. Здесь, поскольку уже не осталось никакой любви и ничего небесного, "земля" означает любовь к себе и все, что противоположно небесным началам Церкви. Не смотря на это, все же существовал человек Церкви, поскольку он имел положения учения о вере. Ибо, как говорилось ранее, любовь заключает в себе веру, а вера заключает в себе познания веры, также как земля содержит в себе почву, а почва содержит в себе поле.

637. "Я истреблю их вместе с землей" означает, что человеческий род погибнет вместе с Церковью. Это заключение происходит из следующего: если бы Господняя Церковь была бы совершенно уничтожена на земле, то человеческий род не мог бы существовать, но все без исключения погибли бы. Церковь, как говорилось ранее, является как бы сердцем: пока живо сердце, близлежащие органы и члены также могут быть живы; но как только сердце умирает, все они также умирают. Господняя Церковь на земле – как сердце, от которого человеческий род имеет жизнь, даже та его часть, которая пребывает вне Церкви. Причина никому не известна. Но чтобы из этого могло быть известно хотя бы что-то, необходимо сказать, что весь человеческий род на земле подобен телу со всеми его членами, где Церковь подобна сердцу; и если бы не было Церкви, с которой, как с сердцем, Господь мог быть соединен через небо и мир духов, произошло бы отделение; а если бы человеческий род отделился бы от Господа, то он сразу же погиб бы. Вот почему от первого сотворения человека всегда была какая-то Церковь, и всякий раз, когда Церковь начинала погибать, она все же оставалась в некоторых людях.

[2] В этом также заключалась причина Господнего пришествия в мир. Если бы по Своему Божественному милосердию Он не пришел, весь человеческий род на этой земле погиб бы, ибо Церковь тогда приблизилась к своему концу, и едва ли в ней оставалось какое-то добро и истина. Причина, по которой человеческий род не может жить без соединения с Господом через небо и мир духов, заключается в том, что человек сам по себе находится даже ниже, чем животные. Предоставленный самому себе, он бросился бы уничтожать себя и все вокруг; поскольку он не желает ничего другого, как разрушать себя и все вокруг. Его порядком жизни должен быть такой, чтобы один человек любил другого как себя; но сейчас каждый любит себя больше, чем других, и поэтому ненавидит всех других. Однако у диких животных совершенно не так: они находятся в том порядке, в соответствии с которым живут. Таким образом, они живут согласно порядку, в котором находятся, а человек живет абсолютно против своего порядка. Поэтому, если бы Господь не проявлял бы сострадания к человеку и не соединял бы его со Собой через ангелов, он не смог бы прожить ни единого мгновения; но об этом человек не знает.

638. [Стих 14] Сделай себе ковчег из досок дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

"Ковчег" означает человека этой Церкви, или Церковь, называемую Ноем. "Доски дерева гофер" означают его похоти. "Отделения" означают две части человека, которыми являются воля и разум. "Осмоление его смолой внутри и снаружи" означает защиту от наводнения злыми желаниями.

639. Что "ковчег" означает человека этой Церкви, или Церковь, называемую Ноем, совершенно ясно из его описания в следующих стихах; а также из того факта, что Слово Господа везде содержит духовные и небесные предметы; то есть, что Слово Господа является духовным и небесным. Если бы ковчег с его осмолением смолой, его размерами и его строительством, а также потоп не означали ничего более, чем выражает буквальный смысл, то в этом не было бы совершенно ничего духовного и небесного, а лишь нечто историческое, которое использовалось бы человечеством не более, чем любое подобное описание, созданное мирскими авторами. Но поскольку Слово Господа везде в своем лоне, или во внутренних тайниках, заключает и содержит духовные и небесные предметы, то совершенно ясно, что ковчег и все, сказанное о нем, означает тайну, пока не раскрытую.

[2] То же означается в других местах, например, небольшим ковчегом, в который был спрятан Моисей, и который был оставлен в тростнике у берега реки (Исх. 2:3); и святым ковчегом в пустыне, сооруженным по образцу, показанному Моисею на Горе Синай. Если бы каждый предмет в этом ковчеге не прообразовывал Господа и Его царство, то он был бы ничем иным, как своего рода идолом, а богослужение было бы идолопоклонническим. Также как и храм Соломона не был свят сам по себе. Ни золото, ни серебро, ни кедр и ни камень сделали его таким, а все то, что они прообразовывали. Также и здесь, если бы ковчег и его строительство со всеми подробностями не означали бы некоторую тайну Церкви, то Слово не было бы Словом Господа, но своего рода мертвой буквой, как у любого мирского автора. Из этого ясно, что ковчег означает человека Церкви, или Церковь, называемую "Ноем".

640. Что "доски дерева гофер" означает вожделения, а "отделения" означают две части этого человека, которыми являются воля и разум, никто не знал до настоящего времени. Никто не сможет понять, каким образом они это означают, если сначала не объяснить, какова была ситуация с этой Церковью. Древнейшая Церковь, как часто говорилось, от любви знала все, что относилось к вере, или что то же самое, от воли к добру имела разумение истины. Но их потомки также получили по наследству и то, что злые желания, принадлежащие воле, господствовали в них, и с этими злыми желаниями они соединили положения учения о вере, таким образом, стали "исполинами". Поэтому, когда Господь предвидел, что человеческий род навеки бы погиб, если бы продолжал пребывать в таком состоянии, Он предусмотрел, чтобы воля была отделена от разумения, и чтобы человек был соделан не как прежде, через волю к добру, но через разумение истины должен быть наделен милосердием, которое проявляется как воля к добру. Новая Церковь, названная "Ноем", стала именно такой, и поэтому она имела природу, совершенно отличную от Древнейшей Церкви. Кроме этой Церкви в то время существовали другие Церкви, как та, что называлась "Еносом" (Бытие 4:26), и прочие, упоминание о которых и их описание не дошли до наших дней. Здесь описана только Церковь "Ноя", поскольку она была иной и совершенно отличной природы от Древнейшей Церкви.

641. Так как человек Церкви должен был быть преобразован относительно той части, которая называется разумением, прежде чем он мог быть преобразован относительно другой части, называемой волей, то здесь описывается, как принадлежащее воле было отделено от того, что принадлежало разумению, и как воля была, так сказать, защищена и сокрыта, чтобы ничего её не касалось. Ибо, если бы принадлежащее воле, то есть злые желания, были бы возбуждены, то человек бы погиб, как будет показано впоследствии по Божественному милосердию Господа. В человеке ничего настолько не отделено друг от друга и не разделено, как воля и разумение. Это мне дано было ясно познать, особенно из того факта, что у духов и у ангелов относящееся к разумению наитствуется в левую часть головы или мозга, а относящееся к воле – в правую; то же относится к лицу. Когда наитствуют ангельские духи, они делают это настолько нежно, как веяние тихого ветерка; но когда наитствуют злые духи, это подобно наводнению ужасными фантазиями и убеждениями в левой части мозга, и злыми желаниями – в правой его части. Их наитие является как бы потопом лжи и вожделений.

642. Из этого ясно, что заключает в себе это первое описание ковчега, которое показывает, что он был построен из "досок дерева гофер", "имел отделения" и был "осмолен смолой внутри и снаружи", а именно, что вторая часть, которая является частью воли, была сохранена от потопа, и что только часть, принадлежащая разумению, была открыта; это описано в стихе 16 окном, дверью, а также нижним, вторым и третьим ярусами. В это нелегко поверить, потому что до сих пор люди не имели такого понимания Слова Господа; и все же оно является абсолютно истинным. Хотя это наименьшие и самые общие из тайн, не известных человеку. Если бы ему были сообщены отдельные детали, он не мог бы воспринять ни одну из них.

643. Относительно значение слов, что "доски дерева гофер" означают похоти, а "отделения" – две части человека, то оно ясно из Слова. "Доски дерева гофер" означают похоти, так как гофер является деревом, наполненным серой, как ель и другие деревья этого вида. Именно по причине серы, содержащейся в нем, говорится, что оно означает похоти, поскольку легко воспламеняется. Древнейшие люди сравнивали и уподобляли то, что было в человеке золоту, серебру, меди, железу, камню и дереву; самое внутреннее небесное уподобляли золоту, более внешнее небесное – меди, а самое внешнее, или телесного происхождения, – дереву. Тогда как самое внутреннее духовное они сравнивали и уподобляли серебру, низшее духовное – железу, а самое низкое – камню. Когда такие предметы упоминаются в Слове, они означают то, что понимается под ними во внутреннем смысле. Как у Исаии:

Вместо бронзы буду доставлять тебе золото, и вместо железа - серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней - железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателем твоим - правду (Ис. 60:17).

Здесь говорится о царстве Господа, в котором существуют не подобные металлы, а духовные и небесные предметы; и что они означают, ясно видно из упоминания о "мире" и "правде". "Золото", "медь" и "дерево" здесь соответствуют друг другу и означают предметы небесные или принадлежащие воле, как говорилось прежде. "Серебро", "железо" и "камень" также соответствуют друг другу и означают предметы духовные или принадлежащие разумению.

[2] У Иезекииля:

И разграбят богатства твои, и расхитят товары твои, и камни твои и дерева твои (Иез. 26:12).

Ясно, что "богатства" и "товары" не означают материальные богатства и товары, но небесные и духовные. То же относится к "камнями" и "деревьям"; "камни" означают относящееся к разумению, а "деревья" – относящееся к воле. У Аввакума:

Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им (Авв. 2:11).

"Камни" означают низшую степень разумения; а "деревья" – низшую степень воля, которая "отвечает", когда что-либо извлекается из чувственных познаний. У того же пророка:

Горе тому, кто говорит дереву: `встань!' и глухому камню: `пробудись!' Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем (Авв. 2:19, 20).

Здесь также "дерево" означает злое желание, "камень" – низшую степень разумения, поэтому к нему относятся слова "глухой" и "научить". "Нет в нем дыхания" означает, что он не представляет ничего небесного и духовного, также как храм, в котором есть камень и дерево, покрытые золотом и серебром, для людей, не имеющих никакого понятия о том, что они представляют.

[3] У Иеремии:

Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги (Плач. 5:4).

Здесь "вода" и "серебро" означают принадлежащее разумению; а "дрова" – принадлежащее воле. У того же пророка:

Говоря дереву: `ты мой отец', и камню: `ты родил меня (Иер. 2:27).

Здесь "дерево" означает желание, принадлежащие воле, от которого исходит зачатие; а "камень" – чувственное познание, от которого происходит "рождение". Поэтому в различных местах у пророков "служение дереву и камню" означает поклонение идолам из дерева и камня, которые означают, что люди пребывают в рабстве злых желаний и заблуждений; а также "прелюбодействуют с деревом и камнем", как у Иеремии 3:9. У Осии:

Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение (Ос. 4:12).

Это значит, что они вопрошают деревянных идолов, или злые желания.

[4] У Исаии:

Тофет давно уже устроен; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его (Ис. 30:33).

Здесь "огонь", "сера" и "дрова" означают грязные вожделения. Вообще, "дерево" означает относящееся к низшим частям воли; ценные сорта деревьев, такие как кедр и подобные ему, означают то, что является добрым, - например, кедровое дерево в храме, и кедровое дерево, используемое при очищении от проказы (Лев. 14:4, 6, 7), также дерево брошенное в горькие воды в Мерре, посредством чего вода стала сладкой (Исх. 15:25), о чем по Божественному милосердию Господа говорится в других местах. Однако сорта деревьев, которые были не ценными, из которых делались идолы, а также которые использовались для погребальных костров и подобные им, означают вожделения; как здесь дерево гофер, по причине серы в нем. Так у Исаии:

И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою (Ис. 34:9).

"Смола" означает ужасные фантазии; "сера" – грязные страсти.

644. "Отделения" означают две части человека, часть воли и часть разумения. Это ясно из сказанного ранее о том, что две части, воля и разумение, совершенно отличны и отделены друг от друга, и что по этой причине, как говорилось выше, человеческий мозг разделен на две части, называемые полушариями. Левое полушарие относится к разуму, а правое – к воле. Это самое общее отличие. Кроме того, воля и разумение разделены на бесчисленные части, поскольку отделения, составляющие разум человека, а также составляющие его волю, настолько многочисленны, что даже в общем, а тем более в частностях, их невозможно описать или подсчитать. Человек в малом подобен всему небу. Он соответствует миру духов и небу, где все роды и все виды предметов разумения и воли различаются Господом в совершенном порядке, так что даже малейшая часть является отдельной и различимой, о чем по Божественному провидению Господа будет сказано впоследствии. На небе такие отдельные части называются обществами, в Слове – "жилищами", а Господом (у Иоанна 14:2) – "обителями". Однако здесь, поскольку они относятся к ковчегу, который означает человека Церкви, то называются "отделениями".

645. "Осмолить смолой внутри и снаружи" означает сохранить от наводнения злыми желаниями. Человек этой Церкви прежде всего должен был быть преобразован в отношении его разумения. Вот почему он был сохранен от наводнения злыми желаниями, которые могут разрушить все дело преобразования. В оригинальном тексте не было сказано, что он должен быть "осмолен смолой", но употребляется слово, означающее "защиту", происходящее от "искупления" или "умилостивления", и поэтому заключающее в себе то же понятие. Искупление или умилостивление Господа является защитой от наводнения злом.

646. [Стих 15] И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

Используемые здесь числа означают, как прежде, остатки, что они были немногочисленны. "Длина" означает их святость, "ширина" – их истину, а "высота" – их добро.

647. Что эти детали имеют такое значение, как например, что числа "триста", "пятьдесят" и "тридцать" означают остатки, которые немногочисленны; и что "длина", "ширина" и "высота" означают святость, истину и добро, не может не показаться всякому странным и очень отдаленным от буквального смысла. Но кроме того, что было уже сказано и показано о числах выше (в стихе 3 этой главы, где число "сто двадцать" означает остаток веры), это также может быть ясно каждому из того, что обладающие внутренним смыслом, какими являются добрые духи и ангелы, пребывают над всем земным, плотским и чисто мирским, таким образом, над всем, заключающим в себе числа и меры; но Господь дает им постигать Слово в полноте, и делать это совершенно независимо от таких понятий. Из того, что это так, становится ясно, что числа и меры представляют собой небесные и духовные предметы, которые настолько удалены от буквального смысла, что их невозможно увидеть. Таковы небесные и духовные предметы, как в общем, так и в частности. Из этого всякий человек может узнать, насколько безрассудным является желание исследовать вопросы веры посредством чувственных доказательств и знаний; и нежелание верить, если он не постигает их таким образом.

648. Что в Слове числа и меры означают предметы небесные и духовные, ясно видно из измерения Нового Иерусалима и Храма, у Иоанна и у Иезекииля. Каждый может видеть, что "Новый Иерусалим" и "новый Храм" означает царство Господа на небесах и на земле, и что царство Господа на небесах и на земле не подвластно земному измерению; однако его размеры относительно длины, ширины и высоты обозначены числами. Из этого всякий может заключить, что числа и меры означают святые предметы, как у Иоанна:

И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем (Откр. 11:1).

И о Новом Иерусалиме:

Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, какова мера человека, то есть, ангела (Откр. 21:12-17).

[2] Здесь неоднократно встречается число "двенадцать", которое является святым числом, поскольку означает святыни веры (как уже говорилось выше в стихе 3 этой главы, и как будет показано по Божественному милосердию Господа в 29-й и в 30-й главах Бытия). И поэтому также добавлено, что эта мера является "мерой человека, то есть, ангела". То же относится к новому Храму и новому Иерусалиму у Иезекииля, которые также описаны относительно их размеров (Иезекииль 40:3, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 22, 25, 30, 36, 42, 47; 41:1-26; 42:5-15; Зах. 2:1, 2). Здесь также числа, рассматриваемые сами в себе, означают ничто иное, как святыни небесные и духовные, не зависимо от реальных чисел. То же относится ко всем числам измерений ковчега (Исх. 25:10), чистилища, золотого стола, скинии и алтаря (Исх. 25:10, 17, 23; 26:1-37; 27:1); и ко всем числам и измерениям храма (1 Цар. 6:2, 3), и ко многим другим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...