Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О небе и небесной радости (продолжение) 6 глава




672. Что мужской пол означает истину, а женский – добро, было сказано и показано прежде. В каждой малейшей части человека существует подобного рода супружество. Принадлежащее разумению соединяется, таким образом, с тем, что принадлежит воле, и без такого соединения или супружества вообще ничто не рождается.

673. [Стих 20] Из птиц по роду их, и из животных по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

"Птицы" означают предметы, принадлежащие разумению, "животные" означают предметы, принадлежащие воле, "пресмыкающиеся по земле" означают и то, и другое, но на низшем уровне. "Из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых" означает, как раньше, возрождение всего перечисленного.

674. "Птицы" означают предметы, принадлежащие разумению, или рассудок, это было показано прежде (n. 40), также как и то, что "животные" означают предметы, принадлежащие воле, или чувства (n. 45, 46, 143, 144, 246). Что "пресмыкающиеся по земле" означают и то, и другое, но на низшем уровне, может быть ясно каждому из того, что ползание по земле является самым низким. "Из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых" означает их возрождение, что было показано в предыдущем стихе.

675. Относительно того, что сказано "птицы по роду их", "животные по роду их" и "пресмыкающиеся по земле по роду их", должно быть известно, что в каждом человеке существуют бесчисленные роды и еще более бесчисленные виды предметов разумения и воли, и что все они совершенно отличаются друг от друга, хотя человек этого не знает. Но в процессе возрождения человека Господь выявляет их, всех в своем порядке, отделяет и располагает так, чтобы можно было их склонить к истинам и добру и с ними соединить; и все это по-разному в соответствии с состояниями человека, которые также являются неисчислимыми. Все это никогда не может быть доведено до совершенства, даже в вечности, ибо всякий род, всякий вид и всякое состояние содержат в себе бесконечные составляющие, даже по отдельности, а тем более, когда соединяются с другими. Человек об этом совершенно не знает; и еще менее он может знать о том, каким образом он возрождается. Это то, что Господь говорит Никодиму о возрождении человека:

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:8).

 

676. [Стих 21] Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

"Он должен взять себе всякой пищи, какой питаются" означает блага и удовольствия. "Он должен собрать к себе" означает истины. "Это должно быть пищей для него, и для них" означает как для того, так и для другого.

677. Ситуация относительно пищи человека, который должен быть возрожден, такова: Прежде, чем человек может быть возрожден, у него должно быть все, что может служить средствами – блага и удовольствия, составляющие чувства, средствами для воли; а истины Слова Господа с подтверждающими материалами из других источников – средствами для разумения. Пока у человека этого нет, он не может быть возрожден; это составляет его пищу. Все это объясняет, почему человек не возрождается, пока не достигает зрелого возраста. Однако каждый человек имеет свою особую, так сказать, присущую ему пищу, которую Господь предусматривает для него до возрождения.

678. "Он должен взять себе всякой пищи, какой питаются" означает блага и удовольствия. Это ясно из сказанного выше о том, что блага и удовольствия составляют жизнь человека более, чем истины, ибо истины обретают свою жизнь от благ и удовольствий. Все знания и рассуждения, с раннего детства до старости, насаждаются в человеке только через добро и удовольствие. И поскольку через них душа живет и получает средства к существованию, они названы "пищей"; и они действительно являются пищей, поскольку без них человеческая душа не может жить; это может видеть всякий, кто готов внимательно рассмотреть вопрос.

679. Что "собирание их к себе" означает истины, ясно из того, что уже было сказано выше; ибо "собирание" относится к предметам, находящимся в памяти человека, где они собираются вместе. Это выражение, кроме того, означает, что добро и истины должны быть собраны в человеке до его возрождения; ибо без добра и истин, собранных вместе чтобы быть средствами, через которые Господь может действовать, человек никогда не может быть возрожден, как уже было сказано. Из этого тогда следует, что "должна была быть пища для него и для них" означает добро и истины.

680. Что блага и истины являются подлинной пищей человека, должно быть ясно каждому, ибо человек, лишенный их, не имеет в себе никакой жизни, но является мертвым. Когда человек является духовно мертвым, то пища, которой питается его душа, состоит из удовольствий, происходящих от зла, и из приятностей, происходящих от ложностей, которые являются смертельной пищей. Эти удовольствия и приятности также происходят от плотских, мирских и природных предметов, совершенно не имеющих в себе жизни. Кроме того, такой человек даже не знает, какова духовная и небесная пища. Всякий раз, когда в Слове упоминается "пища" или "хлеб", он полагает, что понимается пища плотская. Так, например, он полагает, что под словами Господней молитвы "хлеб наш насущный дай нам на сей день" понимается только хлеб насущный для тела; простирающие же свои идеи дальше, говорят, что это включает также и другие потребности тела, такие как потребность в одежде, имуществе и т.п. Они даже яростно доказывают, что не понимается никакая иная пища; хотя ясно видят, что предшествующие и последующие слова содержат исключительно небесные и духовные предметы, и что в них говорится о Господнем царстве; кроме того, они могли бы знать, что Слово Господа является небесным и духовным.

[2] Из этого и из других подобных примеров весьма ясно, насколько плотским является человек в наши дни; и что, подобно Иудеям, он склонен воспринимать все сказанное в Слове в самом грубом и материальном смысле. Сам же Господь ясно учит, что понимается в Его Слове под "пищей" и "хлебом". О "пище" Он так говорит у Иоанна:

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Ин. 6:27).

И о "хлебе" Он говорит в той же главе:

Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6:49-51, 58).

Но даже в наши дни есть люди подобные тем, которые слушали эти слова и говорили:

Какие странные слова! кто может это слушать? С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Иоан. 6:60, 66).

Этим людям Господь сказал:

Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Иоан 6:63).

[3] То же относится к "воде", которая означает духовные предметы веры. Господь так говорит о воде у Иоанна:

Иисус сказал: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:13, 14).

Но даже теперь есть люди, подобные женщине, с которой Господь говорил у источника, и которая отвечала:

Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (Иоан 4:15).

[4] Что в Слове "пища" означает ничто иное, как духовную и небесную пищу, которая является верой в Господа и любовью, ясно из многих отрывков в Слове, как у Иеремии:

Враг простер руку свою на все самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, чтобы подкрепить душу (Плач. 1:10, 11).

Здесь понимается не иной хлеб и пища, как духовные, поскольку говорится о святилище. У того же автора:

Зову друзей моих, но они обманули меня; священники мои и старцы мои издыхают в городе, ища пищи себе, чтобы подкрепить душу свою (Плач 1:19),

Здесь означается подобное. У Давида:

Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом (Пс. 104:27, 28).

Здесь также понимается духовная и небесная пища.

[5] У Исаии:

Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко (Ис. 55:1).

Здесь "вино" и "молоко" означают духовное и небесное питие. У того же пророка:

Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться маслом и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе: по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле (Ис. 7:14, 15, 22).

Здесь "есть мед и масло" означают то, что является небесно-духовным; "оставшиеся" означают остатки, о которых также говорится у Малахии:

Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища (Мал. 3:10).

"Десятины" означают остатки. (О значении "пищи" смотрите выше п. 56-58, 276.)

681. Какова пища небесная и духовная, может быть лучше всего известно в другой жизни. Жизнь ангелов и духов не поддерживается такого рода пищей, какая существует в этом мире, но "всяким словом, исходящим из уст Господних", как Сам Господь учит у Матфея 4:4. Истина состоит в том, что один Господь является жизнью всего, и что от Него исходит все как в общем, так и в частности, что ангелы и духи мыслят, говорят и делают, а также то, что думают, говорят и делают злые духи. Причина, по которой последние говорят и делают зло, состоит в том, что они так принимают и искажают все добро и истины, исходящие от Господа. Принятие и расположение соответствует форме приемника. Это можно сравнить с различными объектами, принимающими солнечный свет, некоторые из них обращают принимаемый свет в неприятные и отвратительные цвета, тогда как другие обращают его в приятные и красивые цвета, согласно форме, расположению и упорядочению их частей. Таким образом все небо и весь мир духов получают свою жизнь от всего, что исходит из уст Господа, и от этого каждый обретает свою жизнь; и не только все небо и мир духов, но также и весь человеческий род. Я знаю, что этому не будут верить, однако из непрерывного многолетнего опыта я могу утверждать, что это действительно так. Злые духи в мире духов отказываются верить, что это так; и поэтому им часто это показывается до тех пор, пока они нехотя не признают, что это так. Если бы ангелы, духи и люди лишились бы этой пищи, они тотчас бы испустили дыхание.

682. [Стих 22] И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.

"Ной сделал все как повелел ему Бог" означает, что так было сделано. Употребление дважды глагола "сделал" понимается как в отношении добра, так и в отношении истины.

683. В отношении повторения глагола "сделал", заключающего в себе как добро, так и истину, необходимо знать, что в Слове, особенно у пророков, один предмет может быть описан двумя способами. Так у Исаии:

Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это? (Ис. 41:3, 4),

Здесь первое выражение относится к добру, а второе к истине; или первое относится к тому, что принадлежит воле, а второе – к тому, что принадлежит разумению. Таким образом, "идет спокойно" относится к принадлежащему воле, а "дорогой, по которой никогда не ходил" – к принадлежащему разумению. То же относится к словам "сделал" и "совершил". В Слове предметы, принадлежащие воле и разумению, то есть любви и вере, или что то же самое, небесные и духовные предметы настолько соединены вместе, что каждая отдельная часть представляет супружество и относится к небесному супружеству. То же самое и здесь с повтором одного и того же слова.

О НЕБЕСНЫХ ОБЩЕСТВАХ

684. Существует трое небес: первые небеса являются обителью добрых духов, вторые – ангельских духов, а третьи – ангелов. Одни небеса более внутренние и чистые, чем другие, это означает, что они полностью отделены друг от друга. Каждые небеса, первые, вторые и третьи, состоят из бесчисленных обществ, каждое из которых состоит из множества духов, которые, благодаря гармонии и единодушию, существующим между ними, составляют как бы одного человека; и все общества вместе тоже образуют одного человека. Общества отличаются друг от друга различиями взаимной любви и веры в Господа. Эти различия настолько бесчисленны, что даже наиболее общих из них не перечесть; даже малейшие различия расположены в самом совершенном порядке так, чтобы наиболее гармонично способствовать всеобщему единству, а всеобщее единство – единодушию отдельных личностей. Поэтому каждый способствует счастью всех, и все – счастью каждого. Следовательно, каждый ангел и каждое общество являются образом всего неба, то есть небом в миниатюре.

685. Удивительные связи существуют между людьми в другой жизни, их можно сравнить с родственными отношениями на земле, то есть они принимают друг друга как родители, дети, братья, кровные родственники, родственники по супружеству, их любовь согласуется с такими разнообразиями в отношениях. Эти разнообразия бесконечны, а передаваемые ими ощущения столь прекрасны, что не поддаются описанию. Эти взаимосвязи не имеют никакого отношения к тому, что они были родителями, детьми, кровными родственниками или супругами на земле, также не принимается во внимание, какое социальное положение занимал человек, ни его должность, ни богатство, ни другие подобные вещи, а только разновидности взаимной любви и веры, и способность воспринимать их, которую они получили от Господа за время жизни в мире.

686. Это есть милость Господа, то есть Его любовь ко всем небесам и всему роду человеческому, таким образом, только один Господь устраивает все в обществах, как в общем, так и в частностях. Эта милость порождает супружескую любовь, а от нее – любовь родителей к детям, которые являются двумя основными и главными видам любви. От них, происходят все другие виды любви в их бесконечном разнообразии, которые очень четко упорядочены в обществах.

687. Природа небес такова, что ни один ангел или дух не может жить, если он не пребывает в каком-то обществе, следовательно, в гармонии со многими. Общество есть ни что иное, как гармоничное взаимоотношение многих, ибо жизнь человека не существует отдельно от жизни других. В самом деле, ни один ангел, дух или общество не может жить, то есть желать чего-либо, побуждаясь добром, или мыслить что-либо, побуждаясь истиной, если он не соединен с небесами и с миром духов через многих в своем обществе. То же самое относится и к человеческому роду: ни один человек, кем бы он ни был, не может жить, то есть желать, побуждаемый добром, и мыслить, побуждаемый истиной, если он подобным образом не соединен с небесами через ангелов, пребывающих с ним, и с миром духов, даже с адом через духов, пребывающих с ним.

[2] Ибо каждый человек, пока живет в теле, пребывает в некотором обществе духов или ангелов, хотя совершенно не знает об этом. И если бы он не был соединен с небесами и с миром духов через общество, в котором он пребывает, то не смог бы прожить и мгновения. То же относится и к частями человеческого тела. Всякая часть, не соединенная с остальным посредством волокон, сосудов и, таким образом, различных функций, не является частью тела и немедленно отделяется и отбрасывается, как не имеющая жизни.

[3] Сами общества, в которых люди пребывали во время их жизни в теле, являются им, когда они входят в другую жизнь. И когда, после жизни в теле, они входят в свое общество, они продолжают жить той же жизнью, которую вели в теле, и от этой жизни начинают новую; таким образом, в соответствии с жизнью, которую они вели в теле, они либо спускаются в ад, либо возносятся на небо.

688. Поскольку существует такое соединение всего с каждым и каждого со всем, то также существует подобное соединение отдельных частностей чувств и отдельных частностей мышления.

689. Поэтому существует равновесие в отношении небесных, духовных и природных предметов, так что никто не может мыслить, чувствовать и действовать отдельно от всех, хотя каждый считает, что действует самостоятельно и в полной свободе. Подобным образом, не существует ничего, что не уравновешивалось бы своей противоположностью, а противоположности – промежуточными звеньями, таким образом, каждый в отдельности и все вместе живут в самом совершенном равновесии. Поэтому никакое зло не может ни с кем случиться без того, чтобы оно было немедленно уравновешено; когда же происходит перевес зла, то зло, или сотворивший его, наказывается по закону равновесия, как бы от себя самого, но это происходит исключительно ради того, чтобы могло прийти добро. Таков образ и, следовательно, равновесие, в котором состоит небесный порядок, созданный, устроенный и вечно сохраняемый одним Господом.

690. Кроме того, необходимо знать, что не существует ни одного общества абсолютно подобного другому, ни одного члена общества, подобного другому его члену. Но существует согласное и гармоничное разнообразие всего, и все разновидности так упорядочены Господом, что стремятся к одной цели, которая достигается через любовь и веру в Него. Отсюда и происходит их единство. По этой же причине одни небеса и их небесная радость никогда совершенно и полностью не похожи на другие; но природу небес и их радость определяют разновидности любви и веры.

691. Эта общая информация о небесных обществах основана на большом ежедневном опыте, который более подробно, по Божественному милосердию Господа, будет описан в дальнейшем.

Глава 7

ОБ АДЕ

692. Представление человека о небесах, также как и об аде, является настолько общим и туманным, что его вообще почти не существует. Это похоже на то, какое представление о мире может иметь человек, проживший всю жизнь в хижине в лесу. Он не знает ничего об империях и царствах, еще меньше об их формах управления, об обществах и о жизни этих обществ. Пока он не знает ничего этого, он может иметь только очень общее представление о мире, столь общее, что его почти нет. То же относится к представлениям людей о небесах и аде, тем более, что они содержат неисчислимое и неизмеримо большее множество предметов, чем любой земной мир. Насколько они неисчислимы, может быть видно из того, что никто не представляет одни и те же небеса, как никто не представляет один и тот же ад, но что все души, жившие в мире от начала творения, попадают туда и там собираются.

693. Также как любовь к Господу и к ближнему, и происходящие от неё радость и счастье составляют небеса, так ненависть против Господа и ближнего и происходящие от неё наказание и мучения составляют ад. Существуют неисчислимые роды ненависти и еще более неисчислимые её виды. Адов также существует бесчисленное множество.

694. Также как небеса, происходящие от Господа, через взаимную любовь составляют как бы одного человека, одну душу и, таким образом, имеют одну цель, которая является сохранением и спасением всех людей в вечности, так, с другой стороны, ад, происходящий от соби человека, через любовь к себе и к миру, то есть через ненависть, составляет одного дьявола, как бы одно существо, и также имеет общую цель, которая состоит в уничтожении и проклятии всех людей в вечности. Что таково их стремление, я постигал тысячи и тысячи раз, поэтому, если бы Господь не сохранял всех людей в каждый момент времени, то они погибли бы.

695. Но форма и порядок, установленный Господом в адах, таков, что все там ограничиваются и связываются своими похотями и заблуждениями, в которых состоит сама их жизнь. Эта жизнь, которая по сути является смертью, превращается в страшные мучения, столь ужасные, что их просто невозможно описать. Ибо величайшее наслаждение их жизни состоит в том, чтобы наказывать, пытать и мучить друг друга, причём делать это такими изощрёнными способами, которые в нашем мире даже неизвестны. Они знают, как этими способами вызывать сильные страдания, как если бы они были в теле, и страшные и ужасные заблуждения, также как страхи и фобии, и другие подобные мучения. В этом дьявольское сборище находит столь большое удовольствие, что если бы они могли усиливать страдания и мучения бесконечно, то и тогда не были бы удовлетворены, но возгорались бы вновь и вновь до бесконечности. Однако Господь отводит их попытки и облегчает мучения.

696. Всё в другой жизни уравновешивается таким образом, что зло наказывает само себя. Так что зло заключает в себе свое собственное наказание, также как и ложь, которая возвращается к тому, кто живет во лжи. Следовательно, каждый сам навлекает на себя наказания и мучения, подвергая себя в то же время воздействию дьявольского сборища, причиняющего такие мучения. Господь никогда никого не ввергает в ад, но всех желает вывести из ада, и тем более никого не подвергает мучениям и никого не заставляет страдать. Но поскольку злые духи сами устремляются в ад, Господь обращает все наказания и мучения на добро и на пользу. Никакое наказание не может иметь место, если Господь не предвидит его целью какой-либо службы, ибо царство Господа является царством целей и служб. Однако службы, которые могут выполнять обитатели ада, являются самыми низкими из всех; и когда они выполняют эти службы, их мучения ослабевают, но когда служба заканчивается, они возвращаются в ад.

697. С каждым человеком присутствуют, по крайней мере, два злых духа и два ангела. Через злых духов человек сообщается с адом, а через ангелов – с небесами. Без сообщения как с теми, так и с другими, человек не мог бы прожить ни мгновения. Таким образом, каждый человек контактирует с некоторым адским обществом, хотя и не знает об этом. Однако их мучения не могут быть переданы ему, потому что он ещё пребывает в состоянии подготовки к вечной жизни. Общество, с которым человек был связан, иногда показывается ему в другой жизни, ибо он возвращается в него, то есть к той жизни, которую он вел в мире; и оттуда он либо направляется в ад, либо восходит на небеса. Таким образом, человек, который не жил в добре милосердия и не допускал быть ведомым Господом, является одним из адских духов, и после смерти становится дьяволом.

698. Кроме адов существуют также опустошения, о которых много говорится в Слове. Ибо человек приносит с собой в другую жизнь в результате соделанных им грехов бесчисленные виды зла и лжи, которые он накапливает и присоединяет к себе. Это происходит даже с теми, кто вёл честную жизнь. Прежде, чем они смогут подняться на небо, их зло и ложь должны быть рассеяны, и это рассеяние называется опустошением. Существует множество видов опустошений, их продолжительность может быть более или менее долгой. Некоторые возносятся на небеса через довольно короткий период времени, а некоторые сразу же после смерти.

699. Чтобы я мог видеть мучения пребывающих в аду и опустошения находящихся на нижней земле, мне было несколько раз позволено спуститься туда. Спуститься в ад не означает переместиться с одного места на другое, но это значит быть допущенным в некоторое адское общество, оставаясь при этом на месте. Приведу здесь только один опыт. Однажды я явно ощутил, что рядом со мной была некоторого рода круглая стена, которая заметно увеличивалась. Мне сообщили, что это была "медная стена", о которой говорится в Слове (Иер. 15:20). Эта стена была образована из ангельских духов, она служила для того, чтобы я мог безопасно спуститься в ад и остаться невредим. Пока я находился там, я слышал жалобные стоны: «Боже! Боже! Сжалься над нами! Сжалься над нами!». Это длилось довольно долго. Мне также было разрешено общаться с этими несчастными в течение продолжительного времени. Больше всего они жаловались на злых духов, которые не желали и не жаждали ничего более, чем мучить их. Они были в отчаянии, говоря, что их мучения будут длиться вечно, но мне разрешили утешить их.

700. Как уже говорилось, ады довольно многочисленны, и для того, чтобы составить о них правильное представление, рассмотрим их в следующем порядке: I. Об адах тех, которые жили в ненависти, мести и жестокости. II. Об адах тех, которые жили в прелюбодеяниях и в похотях, а также об адах лжецов и чародеев. III. Об адах скупцов; там же о нечистом Иерусалиме и о разбойниках в пустыне; также о фекальных адах, в которых содержатся те, которые жили в одних только удовольствиях. IV. Затем о других адах, которые отличаются от упомянутых выше. V. Наконец, о тех, которые подвергаются опустошениям.

Всё это будет описано в начале и в конце следующих глав.

БЫТИЕ 7:1-24

1. И сказал Сущий Ною: войди ты и весь дом твой в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;

2. И всяких животных чистых возьми по семи, мужеского пола и женского, а из животных нечистых по два, мужеского пола и женского;

3. Также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить живое семя на лице всей земли,

4. Ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

5. Ной сделал все, что Сущий повелел ему.

6. Ной же был сын шестисот лет, когда потоп водный пришел на землю.

7. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

8. И из животных чистых и из животных нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле

9. По паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.

10. Чрез семь дней воды потопа пришли на землю.

11. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;

12. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

13. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

14. Они, и все звери по роду их, и все животные по роду их, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,

15. И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни;

16. И вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Сущий за ним.

17. И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножились воды, и подняли ковчег, и он возвысился над землею;

18. Воды же усиливались и весьма умножались на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

19. И усилились воды на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;

20. На пятнадцать локтей поднялись над ними воды, и покрылись горы.

21. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и животные, и звери, и все гады, ползающие по земле, и всякий человек;

22. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

23. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до животного, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что [было] с ним в ковчеге.

24. Воды же усиливались на земле сто пятьдесят дней.

СОДЕРЖАНИЕ

701. Здесь, в общем, говорится о приготовлении Церкви. Как ранее говорилось о предметах, принадлежащих разумению, так здесь в стихах 1-5 говорится о предметах, принадлежащих воле.

702. Затем говорится об ее искушении. Стихи 6-10 описывают искушения, относящиеся к разуму, стихи 11, 12 – относящиеся к воле.

703. Далее речь идет о защите этой Церкви и о ее сохранении, стихи 13-15. В стихах 16-18 описывается, каково было ее состояние, а именно, что оно было неустойчивым.

704. Наконец, в стихах 19-24 говорится о характере последних потомков Древнейшей Церкви: что они были настолько поглощены ложными убеждениями и вожделениями любви к себе, что погибли.

Внутренний смысл

705. Здесь, в частности, говорится о потопе, означающем не только искушения, которым должен был подвергнуться человек Церкви, названной Ноем, прежде чем он мог быть возрожден, но также и опустошение тех, которые не могли быть возрождены. В Слове как искушения, так и опустошения сравниваются с потопами или с наводнениями и даже так называются. Об искушениях сказано у Исаии:

На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В потоке гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Бедная, бросаемая бурею, безутешная (Ис. 54:7-9, 11).

Это сказано о Церкви, которая должна быть возрождена, и о её искушениях, которые названы "водами Ноя".

[2] Сам Господь также называет искушения "наводнением" у Луки:

Иисус сказал, всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне (Лк. 6:47, 48).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...