О небе и небесной радости (продолжение) 5 глава
649. Но здесь числа, или измерения ковчега, означают ничто иное, как остатки, существовавшие в человеке этой Церкви, когда он находился в процессе преобразования, и что их было мало. Это ясно из того, что среди этих чисел преобладает число пять, которое в Слове означает несколько или немного, как у Исаии: И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев (Ис. 17:6). Где "две – три" и "пять" означают немного. У того же пророка: От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме (Ис. 30:17). Где также "пять" означает немного. Также наименьшим штрафом, после возмещения убытков, была "пятая часть" (Лев. 5:16; 6:5; 22:14; Чис. 5:7), и наименьшей надбавкой при выкупе животного, дома, поля или десятины, была " пятая часть " (Лев. 27:13, 15, 19, 31). 650. Что "длина" означает святость, "ширина" – истину, а "высота" – добро остатков, описанных числами, нельзя легко подтвердить из Слова, поскольку каждый из этих предметов относится к определенной теме или к предмету, о котором идет речь. Так например, "долгота" применительно ко времени означает вечность и бесконечность, как "долгоденствие" (Пс. 23:6; 20:4); но применительно к пространству она означает святость, происходящую оттуда. То же самое с "широтой" и "высотой". Все земные предметы имеют три измерения, но такие измерения не могут быть использованы по отношению к небесным и духовным предметам. Когда же они используются по отношению к ним, то означают степень совершенства, большую или меньшую, не зависимо от заданных размеров, а также качество и количество. В данном случае качество, что это были остатки, а количество, что их было мало.
651. [Стих 16] И сделай окно в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; сделай в нем нижний, второй и третий ярусы. "Окно в локоть вверху" означает понимающую часть разума. "Дверь с боку его" означает слушание. "Нижний, второй и третий ярусы" означают научные познания, рациональные понятия и разумные понятия. 652. Что "окно" означает разумеющую часть, а "двери" – слушание, таким образом, что в этом стихе говорится о разумной часть человека, ясно из того, что говорилось ранее: что человек этой Церкви был преобразован таким образом. В человеке есть две жизни: одна – жизнь воли, а другая – разумения. Они стали двумя жизнями, когда уже не было воли, но её место заняли злые желания. Тогда другая, или разумная часть, могла быть преобразована; и впоследствии через эту новую преобразованную разумную часть могла быть дарована новая воля, так чтобы эти двое, а именно, милосердие и вера, могли по-прежнему составлять одну жизнь. Поскольку человек теперь был таков, что в нем уже не было воли, а вместо неё существовали только злые желания, то часть, принадлежащая воле, была закрыта, как сказано в стихе 14, тогда как другая или разумная часть была открыта, о чем говорится в этом стихе. 653. Ситуация заключается в том, что когда человек преобразуется, что совершается через битвы и искушения, злые духи, соединенные тогда с ним, таковы, что возбуждают только принадлежащее его знаниям и рассудку; злые духи, возбуждающие похоти, тогда удерживаются в совершенном удалении от него. Ибо есть два вида злых духов: те, которые воздействуют на человеческие рассуждения, и те, которые воздействуют на его желания. Злые духи, воздействующие на человеческие рассуждения, порождают все его ложности, и пытаются убедить его, что они истинны, и даже превратить истины в ложности. Человек должен сражаться с ними, когда он находится в искушении; хотя в действительности сражается Господь через ангелов, которые соединены с человеком. Как только ложности отделены и рассеяны через эти битвы, человек готов принять истины веры. Ибо пока преобладают ложности, человек не может принимать истины веры, потому что ложные принципы стоят на пути. Когда он таким образом подготовлен к принятию истин веры, тогда впервые в нем могут быть насаждены небесные семена, которые являются семенами милосердия. Семена милосердия никогда не могут быть насаждены на почве, где господствуют ложности, но только там, где правят истины. Так совершается преобразование или возрождение духовного человека, и так происходило с человеком Церкви, называемой "Ноем". Вот почему здесь говорится об "окне" и "двери" ковчега, и о его "нижнем, втором и третьем ярусах", которые все принадлежат духовному или разумному человеку.
654. Согласно тому, что в наши дни хорошо известно в Церквях, вера приходит через слушание. Но вера ни в коем случае не является только познанием предметов, которые относятся к вере, или в которые нужно верить. Это не более, чем знания; тогда как вера есть признание. Однако в человеке не может быть никакого признания, если в нем нет главного пункта веры, который является милосердием, то есть любовью к ближнему и состраданием. Когда есть милосердие, тогда есть и признание, или вера. Думающий иначе так далек от познания веры, как земля от неба. Когда есть милосердие, составляющее добро веры, тогда есть и признание, являющееся истиной веры. Поэтому, когда человек возрождается в соответствии с тем, что относится к знанию, рассудку и разуму, все это совершается с целью подготовить почву, то есть его разум, к принятию милосердия; из которого, или из жизни которого, он затем мыслит и действует. Тогда он преобразован или возрожден, но не раньше. 655. "Окно вверху в локоть" означает понимающую часть разума. Это может быть ясно каждому из того, что уже было сказано, а также из того факта, что когда говорится о строительстве ковчега, и "ковчег" означает человека Церкви, понимающую часть нельзя сравнить ни с чем иным, как с "окном вверху". В Слове встречаются подобные примеры, в которых разумная часть человека, то есть его внутреннее зрение – разум ли это или всего лишь рассуждение – названы "окном", как у Исаии:
Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я сделаю солнца (окна) твои из рубинов и ворота твои - из жемчужин, и всю ограду твою - из драгоценных камней (Ис. 54:11, 12) Здесь "солнца" употребляются вместо слова "окна" по причине принимаемого или пропускаемого света. "Солнца" или "окна" в этом отрывке означают разумные предметы, происходящие от милосердия, поэтому они уподоблены "рубину". "Ворота" означают рациональные предметы, оттуда происходящие; а "ограда" – фактические знания и ощущения. Здесь говорится о Церкви Господа. [2] Все окна Иерусалимского храма представляли то же самое: высшие из них представляли разумные предметы; средние – рациональные предметы; а нижние представляли знания и ощущения; поскольку там было три яруса (1 Цар. 4, 6, 8). Подобным образом окна Нового Иерусалима у Иезекииля 40:16, 22, 25, 33, 36. У Иеремии: Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей (Иер. 9:21). Здесь имеются ввиду окна среднего яруса, означающие рациональные предметы, которые разрушены; "дети на улице" означают возрожденную истину. [3] Поскольку "окна" означают разумные и рациональные понятия, которые являются предметами истины, то они также означают рассуждения, происходящие от лжи; как у того же пророка: Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто говорит: "построю себе дом обширный и горницы просторные", - и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою (Иеремия 22:13, 14).
Здесь "окна" означают ложные принципы. У Софонии: Покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и выпь будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, опустошение будет на дверных столбах (Соф. 2:14).
Это сказано об Ассуре и Ниневии; "Ассур" означает разумение, здесь опустошенное; "голос, раздающийся в окнах" – рассуждения, происходящие от ложных представлений. 656. "Дверь с боку его" означает слышание. Так как отношение уха к внутренним органам чувств подобно отношению двери сбоку к окну вверху, или отношению слышания, которое является функцией уха, к разумению, которое является функцией внутреннего чувства. 657. "Нижний, второй и третий ярусы" означают предметы знания, рациональности и разума. В человеке существует три степени ума; низшую степень составляют его знания, среднюю – его рассудок, а высшую – его разум. Эти три степени настолько различны и отделены друг от друга, что они никогда не должны быть смешаны. Однако сам человек не ощущает этого различия, поскольку в жизни обращает внимание только на чувственный опыт и практические знания. И пока он к этому привязан, то даже не может знать, чем относящееся к рассудку отличается от того, что относится к знаниям. Однако Господь наитствует через разум человека на его рассудок, а через рассудок на знания, принадлежащие памяти, откуда исходит жизнь чувств – видение и слышание. Таково истинное наитие и истинное взаимодействие души и тела. Без наития Господней жизни в принадлежащее разуму человека – или вернее в желания, принадлежащие воле, и через эти желания воли в то, что принадлежит разуму – а через принадлежащее разуму в то, что принадлежит рассудку, и через рассудочное в его знания, принадлежащие памяти, жизнь не могла бы существовать в человеке. И даже не смотря на то, что человек пребывает во лжи и во зле, все же существует наитие Господней жизни через то, что относится к воле и разуму. Однако наитие принимается рассудком в соответствии с его формой; и это наитие дает человеку способность размышлять, рассуждать и понимать, что является истиной и добром. Но об этом, по Божественному милосердию Господа, будет сказано впоследствии; также, как и о жизни, существующей у животных. 658. Эти три степени, которые в общем называются степенями человеческого ума, а именно, разум, рассудок и знания, как уже говорилось, также обозначены окнами трех ярусов Иерусалимского храма (1 Цар. 6:4, 6, 8), а также реками, которые выходили из Сада Эдемского на востоке. "Восток" там означает Господа; "Эдем" – любовь, принадлежащую воле; "сада" – разумение, оттуда происходящее; "реки" – мудрость, рассудок и знания; об этом говорилось выше (Бытие 2:10-14). 659. [Стих 17] И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
"Потоп" означает наводнение злом и ложью. "Чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни под небесами" означает, что все потомки Древнейшей Церкви уничтожат сами себя. "Все, что есть на земле, лишится жизни" означает тех, которые принадлежали той Церкви и стали таковыми. 660. Что "потоп" означает наводнение злом и ложью, ясно видно из того, что было сказано ранее о потомках Древнейшей Церкви: что они были одержимы грязными похотями, в которые погрузили положения учения о вере, что привело к ложным убеждениям, которые уничтожили всякую истину и добро, и в то же время закрыли путь для остатка, так чтобы он не мог действовать. И потому они неизбежно должны были уничтожить себя. Когда закрыт путь для остатка, человек не является больше человеком, поскольку он не может больше быть охраняемым ангелами, но полностью одержим злыми духами, чьим единственным стремлением и желанием является уничтожение человека. Вот, что привело людей, существовавших до потопа, к гибели, которая описана потопом, или всеобщим наводнением. Наитие ложных представлений и похотей, исходящее от злых духов, мало чем отличается от потопа; поэтому оно названо "потопом" или наводнением в различных местах в Слове, как по Божественному милосердию Господа может быть видно во вступлении к следующей главе. 661. "Чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни под небесами" означает, что все потомки Древнейшей Церкви уничтожат сами себя. Это ясно из того, что было сказано выше, и из их описания, данного прежде: что они мало помалу приобрели по наследству от своих предков такой склад ума, что больше других пропитались ужасными убеждениями. Это произошло, главным образом, из-за того, что они погрузили положения учения о вере, которыми они обладали, в свои вожделения. Совершенно иначе было с теми, которые не имели учения о вере, но жили в совершенном неведении; они не могли поступать так же, поэтому не могли осквернить святыни и, таким образом, закрыть путь для остатка; а следовательно, они не могли прогнать от себя ангелов Господа. [2] Остатком, как уже говорилось, является все, принадлежащее невинности, милосердию, милости, все принадлежащее истине веры, что человек приобрел от Господа, и чему научился с раннего детства. Все это сохраняется; но если человек не имеет ничего из этого, ничего от невинности, милосердия и милости, и следовательно ничего от добра и истины в своих мыслях и действиях, то он тогда может быть хуже, чем любой дикий зверь. И он должен быть таким, если, имея остаток, он закрыл для него путь грязными похотями и ужасными ложными убеждениями, так чтобы тот не мог действовать. Такова была природа людей до потопа, которые уничтожили сами себя, и которые понимаются под "всякой плотью, в которой есть дух жизни под небесами". [3] Как уже было показано, "плоть" означает в общем всякого человека, и в частности – человека плотского. "Дух жизни" означает вообще всякую жизнь, но в определенном смысле жизнь тех, которые были возрождены; следовательно здесь – последнее потомство Древнейшей Церкви. Хотя у них не оставалось никакой жизни веры, они все же получили от своих родителей нечто от семени Церкви, что они сокрыли, это здесь названо "духом жизни" или "всем, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих" (Бытие 7:22) "Плоть под небесами" означает совершенно плотское; "небеса" означают предметы, составляющие разумение истины человека и его волю к добру; когда они отделяются от плотского, человек не может больше жить. Человека поддерживает его соединение с небом, то есть через небо с Господом. 662. "Все, что есть на земле, лишится жизни" означает тех, которые принадлежали той Церкви и стали таковыми. Это ясно из того, что "земля" означает не весь мир, а только людей, принадлежащих Церкви, как уже было показано. Поэтому здесь понимается не потоп, и тем более не всемирный потоп, а гибель или кончина людей, существовавших там, когда они отрезали себя от остатка и, таким образом, от предметов, связанных с разумением истины и с волей к добру, а следовательно от небес. Что "земля" означает область, где есть Церковь, и поэтому людей, живущих там, может быть подтверждено следующими местами из Слова, в дополнение к тем, которые уже были приведены. У Иеремии: Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю. Восплачет о сем земля, и небеса помрачатся вверху (Иер. 4:27, 28). Здесь "земля" означает людей, живущих там, где есть Церковь, которая была опустошена. У Исаии: Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего (Ис. 13:13). "Земля" означает человека, который должен быть опустошен там, где есть Церковь. У Иеремии: И будут пораженные Господом в тот день от конца земли до конца земли (Иер. 25:33). Здесь "конец земли" не означает весь мир, а только область, где была Церковь, и следовательно люди, принадлежавшие Церкви. У того же пророка: Я призываю меч на всех живущих на земле, шум дойдет до концов земли, ибо у Господа состязание с племенами (Иер. 25:29, 31). В этом отрывке, подобным образом, понимается не весь мир, а только та область, где есть Церковь, и поэтому житель или человек Церкви; "племена" здесь означают ложности. У Исаии: Вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие (Ис. 26:21). Здесь то же значение. У того же пророка: Разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? (Ис. 40:21). Также: Господь, сотворивший небеса, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее (Ис. 45:18). "Земля" означает человека Церкви. У Захарии: Слово Сущего, Который распростер небо, основал землю и образовал дух человека внутри него (Зах. 12:1). Здесь "земля" явно означает человека Церкви. "Земля" отличается от "почвы" таким же образом, как человек Церкви отличается от самой Церкви, или как отличается любовь от веры. 663. [Стих 18] Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. "Установление завета" означает, что он будет возрожден. Что "он должен был войти в ковчег, и его сыновья, и его жена, и жены его сыновей" означает, что он должен быть спасен. "Сыновья" означают истины, а "жены" – добро. 664. В предыдущем стихе говорилось о тех, которые уничтожили сами себя, в этом же стихе говорится о тех, которые должны были быть возрождены и таким образом спасены. Они названы "Ноем". 665. Что "установление завета" означает, что он должен быть возрожден, ясно видно из того, что между Господом и человеком не может быть никакого другого завета, чем соединение через любовь и веру, и поэтому "завет" означает соединение. Ибо высшим заветом является небесное супружество; а небесное супружество, или соединение, существует только у тех людей, которые были возрождены; поэтому в самом широком смысле "завет" означает само возрождение. Господь вступает в завет с человеком, когда его возрождает; и поэтому у древних людей завет не представлял ничего иного. По буквальному смыслу нельзя составить иного представления, чем то, что завет с Авраамом, Исааком и Иаковом, а затем и с их потомками, относился только к ним лично, хотя они были таковы, что не могли быть возрождены; ибо полагали богослужение во внешних предметах, и считали святыми внешние предметы богослужения без внутренних предметов, соединенных с ними. Поэтому заветы, заключенные с ними, были только прообразами возрождения, такими же были и все их религиозные обряды, так же как и сами эти люди, Авраам, Исаак и Иаков, которые прообразовали предметы любви и веры. Подобным образом первосвященники и священники, какими бы они ни были, даже нечестивые, могли представлять небесное и самое святое священство. В прообразах внимание обращается не на прообразовательную личность, а на то, что она прообразует. Таким образом, все цари Израиля и Иуды, даже наихудшие из них, прообразовали царствование Господа; и даже Фараон, поставивший Иосифа над землей Египетской. Из этих и многих других рассуждений, которые по Божественному милосердию Господа будут приведены в дальнейшем, ясно видно, что заветы так часто заключаемые с сыновьями Иакова, были не более чем прообразовательными религиозными ритуалами. 666. Что "завет" означает ничто иное, как возрождение и то, что относится к возрождению, ясно видно из различных мест в Слове, где сам Господь назван "Заветом", ибо Он есть тот, кто возрождает, и на кого взирает возрожденный человек, и кто есть все во всем, принадлежащем любви и вере. Что Господь есть сам Завет, видно у Исаии: Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для племен (Ис. 42:6). Здесь "завет" означает Господа; "светом для племен" является вера. Подобное у Исаии 49:6, 8. У Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его? (Мал. 3:1, 2). Здесь Господь назван "Ангелом Завета". В Исходе 31:16 суббота названа "вечным заветом", потому что она означает Самого Господа, а также небесного человека, возрожденного Им. [2] Поскольку Господь является самим заветом, то все соединяющее человека с Господом относится к завету – как любовь и вера, и то, что относится к любви и к вере; ибо все это принадлежит Господу, и Господь в этом пребывает; так что сам завет пребывает у тех, где это принимается. Все это может существовать только в возрожденном человеке, в котором все, принадлежащее Возродителю, или Господу, является составляющими завета, или заветом. Как у Исаии: Милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис. 54:10). Здесь "милость" и "завет мира" означает Господа и все Ему принадлежащее. У того же пророка: Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, - и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам (Ис. 55:3, 4). "Давид" здесь означает Господа; "завет вечный" существует и проявляется через то, что принадлежит Господу, и что понимается под словами "придите ко Мне: послушайте" и "жива будет душа ". [3] У Иеремии: И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни [жизни], ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их (Иер. 32:39, 40). Это сказано о тех, которые должны быть возрождены, и о том, что имеет каждый возрожденный, а именно, "одно сердце и один путь", то есть милосердие и веру, которые относятся к Господу и, таким образом, к завету. У того же пророка: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их; тот завет Мой они нарушили. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер. 31:31-33). Здесь ясно объясняется значение "завета", то есть, что это есть любовь и вера в Господа, пребывающая в тех, которые будут возрождены. [4] У того же пророка любовь названа "заветом дня", а вера – "заветом ночи" (Иеремия 33:20). У Иезекииля: Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах (Иез. 34:24, 25). Здесь говорится о возрождении. "Давид" означает Господа. У того же пророка: Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И поставлю среди них святилище Мое на веки (Иез. 37:25, 26). Здесь также говорится о возрождении. "Давид" и "святилище" означают Господа. У того же пророка: Я вступил в союз с тобою, и ты стала Моею. Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем (Иез. 16:8, 9). Здесь явно понимается возрождение. У Осии: И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле (Ос. 2:18), Это означает возрождение; "полевые звери" означают принадлежащее воле; "птицы небесные" – принадлежащее разумению. У Давида: Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой (Пс. 111:9), Это также означает возрождение. Оно названо "заветом", потому что дается и принимается. [5] Однако о людях не возрожденных, или что то же самое, о тех, которые полагают богослужение во внешних предметах, почитают и поклоняются самим себе и тому, что они желают и мыслят, как богам, сказано, что они тщетно исполняли завет, потому что они отделили себя от Господа, как у Иеремии: И скажут в ответ: `за то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонялись иным богам и служили им' (Иер. 22:9). У Моисея: Тот, кто преступит завет Господа Бога, и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, должен быть побит камнями до смерти (Втор. 17:2-5). "Солнце" означает любовь к себе; "луна" ложные принципы; "воинство небесное" – сами ложности. Из всего этого теперь ясно, что означает "Ковчег Завета", в котором находился "завет" или "свидетельство", а именно, что он означает Самого Господа; и что "книга завета" также означает Самого Господа (Исх. 24:4-7; 34:27; Втор. 4:13, 23); а также, что "кровь завета" (Исх. 24:6, 8) означает Самого Господа, ибо Он один возрождает. Следовательно "завет" означает само возрождение. 667. "Он должен был войти в ковчег, и его сыновья, и его жена, и жены его сыновей" означает, что он должен быть спасен. Это ясно из того, что было сказано прежде и из того, что следует: что он был спасен, потому что был возрожден. 668. Что "сыновья" означают истины, а "дочери" – добро, было показано ранее в главе 5, стих 4, где говорилось о "сыновьях" и "дочерях". Однако здесь говорится о "сыновьях" и "женах", поскольку "жены" означают блага, соединенные с истинами; ибо никакая истина не может произойти без добра или удовольствия, от которого она исходит. Жизнь пребывает в добре и в удовольствии, но не в истине, за исключением той, которая исходит от добра и удовольствия. Из этого формируется и рождается истина, также как и вера, принадлежащая истине, формируется и рождается через любовь, которая относится к добру. Истина подобна свету: нет света, который не исходил бы от солнца или пламени; от этого образуется свет. Истина является только формой, которую принимает добро; а вера – только формой, которую принимает любовь. Истина образуется из добра в соответствии с качеством добра, а вера образуется из любви в соответствии с качеством любви или милосердия. Вот, почему здесь упоминается "жена" и "жены", означающие блага, соединенные с истинами. Поэтому в следующем стихе говорится, что пары всех созданий должны были войти в ковчег, мужского и женского пола; поскольку без добра, соединенного с истинами нет никакого возрождения. 669. [Стих 19] Введи также в ковчег из всех живых созданий, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужского пола и женского пусть они будут. "Живое создание" означает предметы, принадлежащие разумению, "всякая плоть" – предметы, принадлежащие воле. "По паре ввести в ковчег" означает их возрождение. "Мужской пол" означает истину, "женский пол" – добро. 670. Что "живое создание" означает предметы, принадлежащие разумению, а "всякая плоть" – предметы, принадлежащие воле, ясно видно из того, что было сказано прежде, и из того, что следует. "Живым созданием" в Слове означается вообще всякое живое творение, любого вида (Быт. 1:20-24; 2:19); но здесь, поскольку сразу за этим следует фраза "всякая плоть", то означает предметы, принадлежащие разумению; поскольку уже говорилось о том, что возрождение человека этой Церкви должно было начаться с того, что относилось к разумению. Поэтому в следующем стихе сначала упоминаются "птицы", означающие разумные или рациональные предметы, а затем "звери", означающие предметы, принадлежащие воле. "Плоть" в частности означает то, что является плотским и относится к воле. 671. "Введи также в ковчег из всех живых созданий, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых" означает их возрождение. Это ясно из сказанного в предыдущем стихе: что истины не могут быть возрождены, кроме как через добро и удовольствия; ни, следовательно, относящееся к вере, кроме как через то, что относится к милосердию. По этой причине здесь сказано, что должны войти по "паре" из всех живых созданий, то есть, как истины, принадлежащие разумению, так и добро, принадлежащие воле. Не возрожденный человек не имеет никакого разумения истины или воли к добру, а только кажется таким, и в обычной речи так называется. Однако, он может приобретать рациональные истины и знания, но они не имеют жизни. Он может также иметь некоторое подобие добра, принадлежащего воле, какое существует у язычников, и даже у животных, но ни то, ни другое не является жизненным; это только видимость. Такое добро в человеке не будет жизненным до тех пор, пока он не будет возрожден, и оно, таким образом, не оживится Господом. В другой жизни очень ясно постигается, что является жизненным, а что нет. Истина, не имеющая жизни, сразу же постигается, как нечто вещественное, волокнистое, закрытое; а добро, не имеющее жизни, – как нечто древесное, костистое, каменистое. Но истина и добро, оживленные Господом, открыты, жизненны, наполнены духовным и небесным, которое открыто от Господа. Это относится ко всякой мысли и ко всякому действию, даже к малейшим из них. Вот, почему здесь сказано, что пары должно войти в ковчег, чтобы остаться в живых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|