Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О небе и небесной радости (продолжение) 8 глава




Здесь также "семь дней" означают начало посещения; ибо после семи дней, когда он находился среди бывших в плену, к нему было слово Сущего. У того же пророка:

И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю. По прошествии семи месяцев они начнут делать поиски (Иез. 39:12, 14).

Здесь также "семь" означает последнюю стадию опустошения и начало посещения. У Даниила:

Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и семь времен пройдут над ним (Дан. 4:16, 25, 32),

Здесь подобным образом означается конец опустошения и начала нового человека.

[4] "Семьдесят лет" Вавилонского плена означают то же самое. Какое бы ни было число, "семьдесят" или "семь", оно заключает в себе то же самое, семь ли это дней или семь лет, или семь веков, которые составляют семьдесят лет. Опустошение представлено годами пленения, а начало новой Церкви – освобождением и восстановлением храма. Подобное также было представлено службой Иакова в доме Лавана, где сказано следующее:

Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, И служил Иаков за Рахиль семь лет. Лаван сказал: окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал и окончил неделю этой (Быт. 29:18, 20, 27, 28).

Здесь "семь лет" службы представляют подобное. И за периодом в семь лет последовали супружество и свобода. Этот семилетний период назван "седьминой", как у Даниила.

[5] Нечто подобное представлено в повелении обойти вокруг города Иерихона "семь раз", и тогда стена должна была обрушиться. Также сказано, что:

В седьмой день встали рано и обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз семь священников затрубили в семь труб, стена обрушилась (Нав. 6:10-20).

Если бы это не имело такого значения, то не давалось бы повеление, обойти вокруг города семь раз, и чтобы было семь священников и семь труб. Из этих и из многих других отрывков (Иов 2:13; Откр. 15:1, 6, 7; 21:9) ясно, что "через семь дней" означает начало новой Церкви и конец старой. Поскольку здесь говорится не только о человеке Церкви, названной "Ноем" и о его искушении, но также и о последних потомках Древнейшей Церкви, которые уничтожили себя, то выражение "через семь дней" не может иметь иного значения, чем начало искушения Ноя и конец или последнее опустошение и исчезновение Древнейшей Церкви.

729. Что "дождь" означает искушение, ясно из того, что было сказано и показано во введении к этой главе, а именно, что "потоп" или "наводнение", описанное здесь "дождем", означает не только искушение, но также и опустошение. Это также будет ясно из сказанного далее о потопе.

730. "Сорок дней и ночей" означают продолжительность искушения; это ясно из Слова Господа. "Сорок" означает продолжительность искушения, ибо Господь Сам допустил, чтобы Он был искушаем сорок дней, как видно у Мф. 4:1, 2; Лк. 4:2; Мк. 1:13. И поскольку все, что было установлено в Иудейской Церкви и в других прообразовательных Церквях до пришествия Господа, было только Его образом, как и сорок дней и ночей, которые представляли и означали в общем все искушения, а в частности – продолжительность искушения, каким бы оно ни было. И поскольку человек, пребывающий в искушении, находится в опустошении относительно всего, что принадлежит его соби и его плоти – ибо принадлежащее его соби и плоти должно умереть в результате битв и искушений прежде, чем он возродится новым человеком, то есть станет духовным и небесным – поэтому "сорок дней и ночей" также означают продолжительность опустошения. То же самое здесь, где говорится об искушении человека новой Церкви, названной "Ноем", и об опустошении живших до потопа.

[2] Что число "сорок" означает продолжительность не только искушения, но и опустошения, длительного или короткого, ясно видно у Иезекииля:

Ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе (Иез. 4:6).

"Сорок" здесь означает продолжительность опустошения Иудейской Церкви, а также образ Господнего искушения; ибо сказано, что он должен "свидетельствовать о беззаконии дома Иудина". У того же пророка:

Я сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь. Не будет проходить по ней нога человеческая, и нога скотов не будет проходить по ней, и не будут обитать на ней сорок лет. И сделаю землю Египетскую пустынею среди земель опустошенных; и города ее среди опустелых городов будут пустыми сорок лет (Иез. 29:10-12).

Здесь также "сорок" означает продолжительность опустошения и разорения; и во внутреннем смысле не понимается сорок лет, но лишь общее опустошение веры, в короткий или в длительный период времени. У Иоанна:

А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца (Откр. 11:2).

[3] И у того же автора:

И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца (Откр. 13:5),

Это означает продолжительность опустошения, ибо всякий может видеть, что не понимается период времени в сорок два месяца. В этих отрывках число "сорок два" имеет то же значение, что и число "сорок". Оно получается из "семи дней", означающих конец опустошения и новое начало, и из "шести дней", означающих работу, поскольку шесть дней работы или борьбы. В результате "семь" умноженное на "шесть" дает число "сорок два", которое означает продолжительность опустошения и продолжительность искушения, то есть работы и борьбы того, кто должен быть возрожден; этот период времени заключает в себе святость. Но, как видно в цитатах из книги Откровения, вместо менее круглого числа "сорок два" было взято круглое число "сорок".

[4] То, что израильский народ был водим по пустыне сорок лет, прежде чем был приведен в землю Ханаанскую, также прообразовало и означало продолжительность искушения и продолжительность опустошения; продолжительность искушения прообразовало то, что они впоследствии были приведены в святую землю, а продолжительность опустошения – то, что все, кроме Иисуса и Халева, кто были старше двадцати лет, когда выходили из Египта, умерли в пустыне (Чис. 14:33-35; 32:8-14). То, против чего они так часто роптали, означает искушения, а язвы и истребление, от которых они так часто страдали, означают опустошения. Что эти факты означают искушения и опустошения, будет показано по Божественному милосердию Господа в своем месте. Об этом так написано у Моисея:

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет (Втор. 8:2, 3, 16).

Что Моисей был сорок дней и сорок ночей на горе Синай, также означает продолжительность искушения, то есть, это означает искушение от Господа, как видно из его пребывания на горе сорок дней и сорок ночей, когда он не ел хлеба и не пил воды, молясь о том, чтобы народ не был истреблен (Втор. 9:9, 11, 18, 25-29; 10:10).

[5] Как уже говорилось, причина, по которой "сорок дней" означают продолжительность искушения, состоит в том, что Господь попустил быть искушаемым от дьявола сорок дней. И поэтому во времена, когда все предметы прообразовали Господа, всякий раз, когда у ангелов возникало понятие об искушении, это понятие представлялось в мире духов предметами, существующими в мире – как это происходит со всеми ангельскими понятиями, когда они спускаются в мир духов и проявляются там в прообразовательной форме. Таким же образом понятие об искушении было представлено числом "сорок", потому что Господь был искушаем сорок дней. Для Господа, и соответственно для ангельских небес, будущее и настоящее суть одно и то же, ибо то, что должно наступить, уже существует, и то, что должно произойти, уже произошло. Отсюда число "сорок" представляло искушения, а также опустошения в прообразовательной Церкви. Однако эти вещи не могут быть достаточно хорошо поняты, поскольку людям ничего не известно ни о наитии ангельского неба на мир духов, ни о том, какова природа этого наития.

731. "Истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли". Что это означает собь человека, которая как бы истребляется, когда он оживляется, ясно из того, что уже было сказано и показано относительно соби. Собь человека является абсолютным злом и ложью. Пока она сохраняется, человек мертв, но когда он подвергается искушениям, она рассеивается, то есть сокрушается и умеряется истинами и добром от Господа. Таким образом она оживотворяется, и кажется, что ее больше нет. То, что она не проявляется и больше не причиняет вреда, означается словом "истребить", хотя она не истребляется, но остается. Подобное происходит с черным и белым цветом, которые, по-разному изменяясь под лучами света, превращаются в прекрасные цвета, такие как голубой, золотистый и пурпурный; посредством которых, в соответствии с их расположением, появляются красивые и приятные оттенки, как в цветах, хотя в своей основе и в корне они по-прежнему остаются цветами черным и белым. Но поскольку здесь в то же время говорится о завершении опустошения тех, которые принадлежали к Древнейшей Церкви, то погибшие также понимаются под словами "истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли" (подобное в следующем стихе 23). "Все существующее, что Я создал" значит все, или всякий человек, в котором было небесное семя, то есть, который принадлежал Церкви; поэтому как здесь, так и в следующем стихе упоминается "земля", означающая человека Церкви, в котором были посеяны добро и истина. Это семя постепенно прорастало в тех, которые назывались "Ноем", после того, как зло и ложь были рассеяны, как уже говорилось прежде; однако у людей, живших до потопа, которые погибли, это семя заглушили плевелы.

732. [Стих 5] Ной сделал все, что Сущий повелел ему означает как выше, что все было так исполнено.

Это означает, как выше, что так было сделано. Сравните предыдущую главу, стих 22, где дважды сказано, что Ной "сделал", тогда как в этом стихе говорится только один раз. В том стихе употреблялось имя "Бог", а в этом – "Сущий". Причина заключается в том, что в предыдущей главе говорилось о предметах разумения, а в этой – о предметах воли. Предметы разумения рассматривают предметы воли как бы отличными и отдельными от себя; но предметы воли считают предметы разумения как одно с собой, или как единое; ибо разумение происходит от воли. Вот почему там дважды сказано, что он "сделал", а здесь только один раз; а также почему там употреблено имя "Бог", а здесь – "Сущий".

733. [Стих 6] Ной же был сыном шестисот лет, когда потоп водный пришел на землю.

"Ной был сын шестисот лет" означает его первое состояние искушения. "Потоп водный пришел на землю" означает начало искушения.

734. В предыдущей главе (стихи 13-22) говорилось об истинах разумения, в которых человек Церкви, называемой "Ноем", был наставлен Господом прежде, чем был возрожден; тогда как в этой главе (стихи 1-5) говорится о добре воли, которым он также был наделен от Господа. И поскольку рассматривается о то, и о другое, то это кажется повторением. Но теперь (в стихах 6-11) речь идет об искушении этого человека, в частности в данном стихе говорится о первом состоянии, таким образом, о начале искушения. И, как может видеть каждый, снова встречается повторение, поскольку в этом стихе сказано, что "Ной был сын шестисот лет", когда потоп пришел на землю; и в стих 11 сказано, что это произошло "в шестисотый год его жизни, во второй месяц, в семнадцатый день месяца". Также в стихе 7 сказано, что Ной вошел в ковчег со своими сыновьями и их женами, и подобное говорится в стихе 13. Также в стихах 8 и 9 сказано, что животные вошли к Ною в ковчег; и подобное встречается в стихах 14-16. Из этого ясно, что здесь также есть повторение того, что говорилось ранее. Пребывающие в буквальном смысле могут видеть лишь повторение некоторого исторического события. Но здесь, как и в других местах, ни одно даже малейшее слово не является лишним и напрасным, ибо это есть Слово Господа. Поэтому нет и одного повторения без иного значения. Здесь, как и ранее, понимается начало искушения, которое относится к предметам разумения; но затем его искушение относится к предметам воли. У всякого, кто должен быть возрожден, эти искушения следуют одно за другим, поскольку быть искушаемым относительно того, что принадлежит разумению – это совершенно иное, чем быть искушаемым относительно принадлежащего воле. Искушение, относящееся к предметам разумения, легкое; но искушение, относящееся к предметам воли, – суровое.

735. Причина, по которой искушение относительно предметов разумения, то есть относительно ложностей в человеке, является более легким, заключается в том, что человек находится в заблуждениях разума, а заблуждения разума ограничены в проникновении, поэтому они легко рассеиваются. Так происходит со всеми, пребывающими в буквальном смысле Слова, в котором говорится в соответствии с восприятием человека, и потому в соответствии с обманчивостью его чувств. Если люди просто верят в это, потому что это есть Слово Господа, то несмотря на то, что они пребывают в заблуждениях, они легко могут быть наставлены. Возьмите, например, человека, который верит, что Господь, гневается, наказывает и делает зло беззаконнику; поскольку его вера происходит из буквального смысла, то он может быть легко наставлен в том, какова реальная истина. Также, если кто-то в простоте верит, что может делать добро от себя, и что если он от себя будет делать добро, то получит награду в другой жизни, такой человек также может легко быть наставлен в том, что добро, творимое им, исходит от Господа, и Господь по Своей милости дает награду даром. Поэтому, когда такие люди подвергаются искушению относительно предметов разумения, то есть относительно заблуждений, подобных этим, они могут быть искушаемы лишь слегка. Это есть первое искушение, едва заметное, о котором теперь говорится. Но иначе происходит с теми, которые не верят Слову в простоте сердца, но утверждаются в заблуждениях и ложностях, потому что потакают своим похотям. С этой целью они отбирают из собственных рассуждений и из своих познаний самые веские аргументы, которые они затем подтверждают посредством Слова, и таким образом внушают себе и убеждают себя в том, что ложь является истиной.

736. Что касается "Ноя", или человека этой новой Церкви, то он был таков, что верил в простоте в то, что имел от Древнейшей Церкви. Это были положения учения, собранные и превращенные в некоторую доктринальную форму теми, которые назывались "Енохом". Характер людей, называемых "Ноем" был совершенно отличен от характера допотопных людей, называемых "исполинами", которые погибли. Ибо они соединили положения учения о вере со своими грязными похотями, и таким образом породили ужасные убеждения, от которых они не желали отступать, даже когда другие наставляли их и показывали ложность этих убеждений. В настоящее время также существуют люди как одного рода, или природы, так и другого рода. Одни могут быть возрождены легко, а другие – с трудом.

737. "Ной был сыном шестисот лет" означает его первое состояние искушения. Это ясно из того факта, что отсюда до Евера в главе 11 числа и периоды лет, или имена не означают ничто иное, как реальные предметы; так же как годы и имена, упоминаемые в главе 5. Что "шестьсот лет" здесь означает первое состояние искушения, ясно из основных составляющих числа "шестьсот", которыми являются числа "десять" и "шесть", умноженные друг на друга. Когда число содержит в себе подобные множители, то не имеет значение, большее или меньшее это число. Что касается числа "десять", то уже было показано (Быт. 6:3), что оно означает остаток; а что число "шесть" здесь означает работу и борьбу, ясно из многих отрывков в Слове. Поскольку ситуация заключается в том, что предшествовало приготовлению человека, называемого "Ноем", к искушению – что он был наделен Господом истинами разумения и добром воли. Эти истины и добро являются остатками, которые не проявляются, пока человек не возрождается. В случае возрождающихся через искушения, остатки в человеке служат для ангелов, прибывающих с ним, которые извлекают из них те качества, через которые они защищают человека от злых духов, возбуждающих в нем ложь и нападающих на него таким образом. Поскольку остатки означаются числом "десять", а битвы – числом "шесть", поэтому говорится о возрасте в "шестьсот" лет – число, в котором основными множителями являются "десять" и "шесть", и которое означает состояние искушения.

[2] Что число "шесть" в частности означает борьбу, ясно видно из первой главы Бытия, где описаны шесть дней, в которые человек возрождался, прежде чем стал небесным. В эти шесть дней происходила постоянная борьба, а в седьмой день наступил покой. По этой причине шесть дней являются рабочими, а седьмой день – суббота, которая означает покой. Поэтому также еврейские рабы работали шесть лет, а на седьмой год отпускались (Исх. 21:2; Втор. 15:12; Иер. 34:14); шесть лет евреи засевали землю и собирали плоды, но на седьмой год оставляли её незасеянной (Исх. 23:10-12), это относилось и к виноградникам; поэтому также седьмой год был "субботой покоя земли, субботой Сущего" (Лев. 25:3, 4). Поскольку число "шесть" означает работу и борьбу, оно также означает рассеяние ложностей, как у Иезекииля:

И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его (Иезекииль 9:2).

У того же пророка сказано о Гоге:

И поверну тебя, и разделю тебя на шесть частей, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы (Иез. 39:2).

Здесь "шесть" и "разделить на шесть частей" означает рассеяние; "север" означает ложности; "Гог" – людей, которые выводят положения учения из внешних предметов, чем уничтожают внутреннее богослужение. У Иова:

В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло (Иов 5:19).

Это означает борьбу, составляющую искушения.

[3] Однако, число "шесть" встречается в других местах Слова, где оно означает не работу, борьбу или рассеяние ложностей, а святость веры, поскольку относится к числу "двенадцать", означающему веру и все, принадлежащее вере, и к числу "три", означающему святость. Следовательно, таково подлинное происхождение значения числа "шесть", как видно у Иезекииля 40:5, где измерительная трость человека, которой он измерял святой город Израиля, была "шесть локтей"; и в других местах. Причина этого происхождения заключается в том, что святость веры состоит в битвах искушения, и что шесть дней работы и борьбы предопределяют святой седьмой день.

738. Ной здесь назван "сыном шестисот лет", потому что "сын" означает истину разумения, как было показано прежде. Но в стихе 11 он не назван "сыном", потому что там говорится о его искушении относительно предметов воли.

739. "Водный потоп" означает начало искушения. Это ясно видно из того, что здесь говорится об искушении относительно предметов разумения, которое, как уже говорилось, предшествует и является более легким искушением; поэтому оно названо "водным потопом", а не просто "потопом", как в стихе 17. Ибо "воды", главным образом, означают духовные начала человека и разумные начала веры, а также их противоположности, которые являются ложностями; что может быть подтверждено многими отрывками из Слова.

[2] Что "потоп" или "наводнение" означает искушение, ясно видно из того, что было показано во вступительной части этой главы; а также у Иезекииля:

Посему так говорит Господь Бог: Я пущу бурный ветер, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления. И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью (Иез. 13:13, 14).

Здесь "бурный ветер" и "проливной дождь" означают опустошение лжи; "стена, обмазанная грязью" означает фальсификацию, выдаваемую за истину. У Исаии:

Сущий Бог был защитою от наводнения, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно потоку воды против стены (Ис. 25:4).

"Наводнение" здесь означает искушение, относящееся к предметам разумения, оно отличается от искушения, относящегося к предметам воли, которое названо "зноем".

[3] У того же пророка:

Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод (Ис. 28:2).

Здесь описаны степени искушения. Также:

Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (Ис. 43:2).

"Воды" и "реки" здесь означают ложь и фантазии, "огонь" и "пламя" означают зло и похоти. У Давида:

За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления (Пс. 32:6, 7),

Где "разлитие многих вод" означает искушение, которое также названо "потопом" у того же автора:

Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек (Пс. 29:10).

Из этих отрывков, а также из сказанного в начале этой главы ясно, что "потоп" или "наводнение" означает искушения и опустошения, которые описаны по обычаю древнейших людей историческими событиями.

740. [Стих 7] И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

"И вошел Ной в ковчег от вод потопа" означает, что в искушении он был защищен. "Сыновья" означают истины, как говорилось прежде, "жена" – добро, а "жены сыновей" – истины, соединенные с добром.

741. "И вошел Ной в ковчег от вод потопа" означает, что в искушении он был защищен, это может быть ясно каждому. Искушения являются ничем иным, как битвами между злыми духами и ангелами, которые находятся с человеком. Злые духи возбуждают в человеке все плохое, что он делал или даже думал, что было в нем с раннего детства, как его зло, так и его ложь; и осуждают его, поскольку ничто не доставляет им большего удовольствия, ибо само удовольствие их жизни состоит в этом. Но Господь защищает человека через ангелов и препятствует злым духам и гениям преступать черту и наводнять его больше, чем он может выдержать.

742. Что "сыновья" означают истины, "жены" – добро, а "жены сыновей" – истины, соединенные с добром, уже объяснялось в стихе 18 предыдущей главы, где встречаются подобные слова. Под истинами и добром (которые здесь названы "сыновьями" и "женами") понимаются те предметы, которые были в человеке, называемом "Ноем", и через которые он был защищен. Таков древнейший стиль Слова, заключающий в себе небесные тайны, в котором все представлено в виде истории.

743. [Стих 8, 9] И из животных чистых и из животных нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле. По паре, мужского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.

"Чистые животные" означают, как раньше, расположения к добру. "Нечистые животные" означают злые желания. "Птицы", в общем, означают мысли. "Все пресмыкающиеся по земле" означают чувственную часть и всякое удовольствие такого рода. "По паре" означает соответствующие предметы. "Они вошли в ковчег" означает, что они были защищены. "Мужского пола и женского", как прежде, означает истину и добро. "Как Бог повелел Ною" означает, что так было исполнено.

744. Что "чистые животные" означают расположения к добру, было уже сказано и показано в стихе 2 этой главы, поэтому нет необходимости на этом останавливаться. Также в том стихе было показано, что "нечистые животные" означают похоти, то есть злые желания.

745. "Птицы", в общем, означают мысли. Это ясно из того, что было сказано прежде о птицах – что они означают принадлежащее разумению, или принадлежащее рассудку. Но там они назывались "птицами небесными", а здесь только "птицами", вот почему они означают мысли в общем. Ибо есть множество видов птиц, как чистых, так и нечистых, которые различаются в стихе 14 на "птиц", "летающих" и "крылатых". Чистые птицы означают истинные мысли; нечистые птицы – ложные мысли, о которых по Божественному милосердию Господа будет сказано позже.

746. "Все пресмыкающиеся по земле" означают чувственную часть и всякое удовольствие такого рода. Это также ясно из того, что было сказано и показано прежде. Древнейшие люди сравнивали и уподобляли чувственные начала человека и удовольствия, от них исходящие, рептилиям и пресмыкающимся, и даже так их называли, потому что они были самыми внешними началами и как бы ползали по наружной части человека, им не позволено было подниматься выше.

747. "По паре" означает соответствующие предметы. Это может быть ясно каждому из того факта, что они являются парами; они не могли бы быть парами, если бы не соответствовали друг другу, как добро и истина, зло и ложь. Ибо во всем есть подобие супружества, или соединения, как истины с добром, или зла с ложью, потому что существует супружество разумения с волей, или принадлежащего разумению с тем, что принадлежит воле. Действительно, все имеет свое супружество, или свое соединение, без которого не возможно существование.

748. "Они вошли в ковчег" означает, что они были защищены. Об этом было сказано прежде в стихе 7, где говорилось о Ное, о его сыновьях и их женах.

749. Что "мужского пола и женского" означает истину и добро, может быть видно из того, что уже было сказано прежде в стихах 2 и 3 этой главы, где "мужской пол и женский" относятся к птицам, а "самец и самка"* – к животным. Причина этого также была тогда указана, а именно, что предметы воли соединяются с предметами разумения, но предметы разумения, рассматриваемые сами в себе, с предметами воли – в меньшей степени. Первые связаны как муж и жена, а последние – как мужской и женский пол. А поскольку здесь речь идет об искушении того человека в отношении предметов его разумения, как уже говорилось, то сказано "мужского пола и женского", что означает борьбу или искушение в отношении предметов разумения.

750. "Как Бог повелел Ною" означает, что так было исполнено. Это уже было показано в стихе 22 предыдущей главы и в стихе 5 этой главы.

751. Поскольку здесь речь идет об искушении человека новой Церкви, называемой "Ноем", и поскольку немногие знают, какова природа искушений (так как в настоящее время мало кто подвергается таким искушениям, те же, которые им подвергаются, знают лишь некоторое чувство страдания, присущее им), то позвольте кратко это объяснить. Во время искушения, как уже говорилось, злые духи возбуждают зло и ложь человека, и в действительности выявляют в его памяти все, что он мыслил и совершал с детства. Злые духи делают это с такой хитростью и злобой, что это трудно описать. Но ангелы, пребывающие с человеком выявляют его добро и истины, и таким образом защищают его. Эта борьба, которую человек чувствует и ощущает в себе, служит причиной мучения и угрызений совести.

[2] Существует два вида искушений, один относится к предметам разумения, а другой – к предметам воли. Когда человек искушается относительно предметов разумения, злые духи выявляют только злые поступки, совершенные им (которые здесь понимаются под "нечистыми животными"), обвиняют и осуждают его. Они даже обнаруживают его добрые дела (которые здесь обозначены "чистыми животными"), но извращают их множеством способов. В то же время они выявляют его мысли (здесь обозначенные "птицами"), а также то, что здесь обозначено "пресмыкающимися по земле". Но это легкий вид искушения, он воспринимается лишь через воспоминание таких случаев и некоторое беспокойство, происходящее оттуда.

[3] Однако, когда человек искушается относительно предметов воли, его мысли и поступки выявляются не в такой мере. Вместо этого злые гении (как могут быть названы злые духи такого рода) воспламеняют его похотями и нечистыми видами любви, которыми он также наполнен, и таким образом сражаются посредством самих человеческих похотей. Они делают это так злонамеренно и тайно, что никто не может поверить, что это исходит от них. Ибо на мгновение они внедряются в жизнь его желаний и почти тотчас переворачивают и превращают расположение к добру и к истине в расположение ко злу и ко лжи. Они делают это таким образом, что человек думает, что это исходит от него самого и вытекает из его собственной воли. Это более суровое искушение, воспринимается оно как внутренняя боль и мучительный огонь. Об этом более подробно будет сказано в дальнейшем. Что такое имеет место, мне дано было узнать и постигнуть из многих опытов; а также, когда и как злые духи, или гении, проникали и наводняли, кто они и откуда. Более подробно эти опыты будут описаны по Божественному милосердию Господа в будущем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...