Этноэтикет и культура общения башкир
Этноэтикет складывается под влиянием материальных условий жизни и духовной культуры, испытывает влияние взаимоотношений с другими народами. Этноэтикет — это привычные стереотипы межличностных отношений того или иного народа, большей частью принявшие форму обычаев. Нормы этикета формируются стихийно, в ответ на потребность регуляции общения. В этноэтикете через символику отражается уровень художественно-образного мышления народа, особенности его ценностных ориентации. Этноэтикет — сфера слабоизученная, хотя необходимость в познаниях в этой области нередко ощущают писатели, журналисты, путешественники, дипломаты и этнографы, описывающие быт и нравы той или иной страны, того или иного племени, народности или нации. Б. X. Бгажноков, который ввел в научный оборот этот термин, определяет его следующим образом: «...этноэтикет — это система характерных для данного этноса предписаний ритуализованного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия»1. Этикет народа, организуя общение, характеризует моральное сознание с точки зрения оформления нравственного поведения. Этикет не касается внутренних элементов морального сознания, таких как убеждения и идеалы. Этноэтикет — это область традиционного общения, имеющая глубокие корни в устном народном творчестве. Источниками изучения этноэтикета служат, наряду с живым функционирующим общением, также и эпос, народные сказки, легенды и предания, пословицы и поговорки. Особо следует подчеркнуть роль пословиц и поговорок, которые наиболее полно выражают нормативную основу общения. Возникнув в эпоху зрелого родового общества как мировоззренческие правила, пословицы и поговорки ознаменовали переходный этап от обыденного сознания к фи-лософско-теоретическому сознанию2. Вербальная форма пословиц и поговорок делает их эффективным средством стереотипизации и длительной живучести традиционного опыта общения.
Этноэтикет всегда содержит элемент символики и условности, который часто выступает на первый план3. Поэтому не всякий этикет удобен и облегчает общение. Достаточно здесь вспомнить дворянский этикет, имевший массу совершенно ненужных формальностей. Именно в этом аспекте мы и желаем проанализировать этноэтикет башкир на предмет выявления в нем того положительного, что может обогатить арсенал общечеловеческих моральных ценностей. В этноэтикете могут быть и негативные элементы — отдельные архаичные формы общения, которые не соответствуют современности и должны преодолеваться путем этического просвещения и нравственного воспитания. Этноэтикет башкирского народа формировался и продолжает развиваться неизолированно от культуры общения 1 Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. С. 10. 2 Тийттанен Т. Э. Языковые формы как мировоззренческое отра 3 Это особенно характерно для невербального общения с по других народов, населяющих республику. Интернационализация общественной жизни, общение башкир с представителями других национальностей, вне всякого сомнения, обогащают культуру общения как тех, так и других. Здесь можно говорить как о заимствовании наиболее прогрессивных способов общения, так и об опоре на свои традиционные ценности, которые имеют гуманистическое содержание и могут стать поэтому средствами общечеловеческого нравственного воспитания.
Говоря о взаимовлияниях, нельзя не отметить возрастания черт толерантности (взаимной терпимости) лиц разных национальностей, что, в конечном счете, ведет к углублению взаимопонимания и дружбы, расширяет потенциал морально-этического фактора в культуре республики в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|