Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение, образование, воспитание, развитие




 

В педагогической науке категориями обозначают основные по­нятия, которые выражают научные обобщения.

Основными педагогическими категориями являются: образо­вание, воспитание, обучение и развитие.

 

 

 

Рис. 1.1. Компоненты образования

 

 

Понятие «образование» ввел в 1780 г. основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци. Сущность образования он понимал как формирование образа.

Н.И. Новиков в таком же значении применил категорию «образо­вание» в русском языке. Понятие «образование» рассматривалось в довольно широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека.

В советской педагогике в 50-60-е гг. XX в. образование снача­ла рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а затем – как про­цесс и результат этой деятельности.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996) сказано, что образование – это «целенаправленный процесс обучения и вос­питания в интересах личности, общества, государства, сопровож­дающийся констатацией достижения обучающимся определен­ного государством уровня (образовательного ценза). Получение образования – достижение и подтверждение образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующими документами».

Итак, к настоящему времени в научно-педагогической среде об­разование рассматривается как процесс и результат. Наиболее удач­ной и убедительной является трактовка, разработанная Ю.Г. Фо­киным в НИИ Высшего образования: «Образование – это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение ин­дивидом системы элементов объективного опыта человечества, не­обходимого для успешного осуществления им деятельности в из­бранной сфере общественной практики, и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида».

В данном случае под социализацией имеется в виду количест­венное и качественное изменение общественно значимых убежде­ний, идеалов, свойств личности, которые необходимы для дости­жения определенного уровня успеха в социуме, обществе.

Сегодня образование понимается как:

- ценность развивающегося человека и общества;

- процесс обучения и воспитания человека;

- как результат последнего;

- как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня).

Образование может носить государственный, общественный, личностный характер. Результат образования многозначен и мо­жет предполагать грамотность, образованность, профессиональную компетенцию, менталитет. Имеется в виду, что грамотность – не просто умение читать, писать и считать, но и прежде всего подготовленность к дальней­шему развитию своего образовательного потенциала. Индивидуальный педагогический результат образования – образованность.

Профессио­нализм – определенный уровень образования, именно профес­сионального образования, личный опыт, а также индивидуализм, индивидуальные особенности и способности человека, его стре­мление к самообразованию и самосовершенствованию, творческое отношение к делу. Менталитет – это глубинные, духовно-нрав­ственные, культурные и мировоззренческие ценности индивиду­ального и общественного поведения, высшая ценность образования.

Таким образом, различные трактовки понятия образования не противоречат, а дополняют, совершенствуют друг друга и харак­теризуют образование как целенаправленный процесс обучения для достижения результата развития личности.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности на основе определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения, поведения и предназначенный для подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, а также создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением обществен­но-исторического опыта.

Различают несколько видов воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое.

 

 

Рис 1.2. Компоненты воспитания

 

Воспитанием достигается подготовка человека к жизни в обществе, среди людей, цивилизованному поведению, формированию у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Воспитанность зависит от образованности, обученности и развитости человека и в свою очередь влияет на них.

Большое воспитательное влияние на личность человека оказывают уклад жизни об­щества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации. На каком-то определенном уровне разви­тия у человека возникает потребность в самоусовершенствовании. Воспитание – явление, присущее всем общественно-экономическим формациям. Оно имеет общие признаки, такие как передача опыта, обучение, забота о здоровье, формирование мировоз­зрения, но в зависимости от исторического развития общественных отношений воспитание может изменяться по своим целям и ме­тодам.

В древние времена воспитание было направлено на физиче­ское развитие и ограничивалось усвоением жизненного опыта, ко­торый передавался от старших поколений младшим. Из-за того, что не было разделения по классам, все дети получали одинако­вое образование.

По мере разделения общества на классы воспитание и образо­вание становятся классовыми и используются господствующим классом для укрепления своего превосходства. Разностороннее по тому времени воспитание и образование знати противопостав­лялось подготовке к тяжелому физическому труду рабов.

При феодализме в воспитание привносится сословность, т. е. воспитание детей каждого сословия имело свои задачи, содержание и формы, которые во многом зависели от степени достатка и об­щественного положения. Кроме того, значительную роль прио­брело религиозное воспитание, где средствами воспитательного воздействия являлись богослужение, проповеди, поучения, испо­ведь.

В буржуазном обществе на смену сословному разделению при­ходит классовое. Воспитание усугубляло классовые противоречия.

В современном обществе создана широкая сеть государствен­ных и частных воспитательных учреждений, в них воспитание осу­ществляется планомерно и по определенной системе, по специаль­ным программам и только теми людьми, которые получили хорошую педагогическую подготовку. Основные принципы воспитания: связь с практикой, трудом, которая сочетается с тактичным педагогиче­ским руководством, последовательность, преемственность, систе­матичность, учет возрастных особенностей воспитанников и ин­дивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы воспитания, такие как убеждение, поощрение и наказание.

Воспитание тесно переплетается с обучением, потому что мно­гие задачи воспитания достигаются непосредственно в процессе обучения.

Обучение –целенаправленный процесс формирования у обучающихся знаний, умений и навыков по отдельным наукам и их комплексам, сферам окружающего мира и жизни, видам деятельности и поведения. Результат его – соответствующая обученность личности, группы людей.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.

Таким образом,обучение – это процесс, протекающий в педагогической системе, целью которого является организация взаимо­действия обучающего и обучаемого. Оно включает два основных компонента – преподавание и учение.

 

Преподавание (деятельность учителя) Учение (деятельность ученика)

Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности.

Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Обучение должно быть воспитывающим и развивающим.

Развитие – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое. Интегральным результатом развития выступает развитость личности или группы, коллектива.

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Образование, обучение и воспитание вносят свои вклады в развитие человека.

Таким образом, воспитание и обучение составляют технологии образования, в которых фиксируются эффективные и оптималь­ные этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования.

Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...