Обучение, образование, воспитание, развитие
В педагогической науке категориями обозначают основные понятия, которые выражают научные обобщения. Основными педагогическими категориями являются: образование, воспитание, обучение и развитие.
Рис. 1.1. Компоненты образования
Понятие «образование» ввел в 1780 г. основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци. Сущность образования он понимал как формирование образа. Н.И. Новиков в таком же значении применил категорию «образование» в русском языке. Понятие «образование» рассматривалось в довольно широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека. В советской педагогике в 50-60-е гг. XX в. образование сначала рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а затем – как процесс и результат этой деятельности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996) сказано, что образование – это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенного государством уровня (образовательного ценза). Получение образования – достижение и подтверждение образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующими документами». Итак, к настоящему времени в научно-педагогической среде образование рассматривается как процесс и результат. Наиболее удачной и убедительной является трактовка, разработанная Ю.Г. Фокиным в НИИ Высшего образования: «Образование – это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики, и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида».
В данном случае под социализацией имеется в виду количественное и качественное изменение общественно значимых убеждений, идеалов, свойств личности, которые необходимы для достижения определенного уровня успеха в социуме, обществе. Сегодня образование понимается как: - ценность развивающегося человека и общества; - процесс обучения и воспитания человека; - как результат последнего; - как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня). Образование может носить государственный, общественный, личностный характер. Результат образования многозначен и может предполагать грамотность, образованность, профессиональную компетенцию, менталитет. Имеется в виду, что грамотность – не просто умение читать, писать и считать, но и прежде всего подготовленность к дальнейшему развитию своего образовательного потенциала. Индивидуальный педагогический результат образования – образованность. Профессионализм – определенный уровень образования, именно профессионального образования, личный опыт, а также индивидуализм, индивидуальные особенности и способности человека, его стремление к самообразованию и самосовершенствованию, творческое отношение к делу. Менталитет – это глубинные, духовно-нравственные, культурные и мировоззренческие ценности индивидуального и общественного поведения, высшая ценность образования. Таким образом, различные трактовки понятия образования не противоречат, а дополняют, совершенствуют друг друга и характеризуют образование как целенаправленный процесс обучения для достижения результата развития личности. Воспитание – целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности на основе определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения, поведения и предназначенный для подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, а также создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта.
Различают несколько видов воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое.
Рис 1.2. Компоненты воспитания
Воспитанием достигается подготовка человека к жизни в обществе, среди людей, цивилизованному поведению, формированию у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Воспитанность зависит от образованности, обученности и развитости человека и в свою очередь влияет на них. Большое воспитательное влияние на личность человека оказывают уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации. На каком-то определенном уровне развития у человека возникает потребность в самоусовершенствовании. Воспитание – явление, присущее всем общественно-экономическим формациям. Оно имеет общие признаки, такие как передача опыта, обучение, забота о здоровье, формирование мировоззрения, но в зависимости от исторического развития общественных отношений воспитание может изменяться по своим целям и методам. В древние времена воспитание было направлено на физическое развитие и ограничивалось усвоением жизненного опыта, который передавался от старших поколений младшим. Из-за того, что не было разделения по классам, все дети получали одинаковое образование. По мере разделения общества на классы воспитание и образование становятся классовыми и используются господствующим классом для укрепления своего превосходства. Разностороннее по тому времени воспитание и образование знати противопоставлялось подготовке к тяжелому физическому труду рабов. При феодализме в воспитание привносится сословность, т. е. воспитание детей каждого сословия имело свои задачи, содержание и формы, которые во многом зависели от степени достатка и общественного положения. Кроме того, значительную роль приобрело религиозное воспитание, где средствами воспитательного воздействия являлись богослужение, проповеди, поучения, исповедь.
В буржуазном обществе на смену сословному разделению приходит классовое. Воспитание усугубляло классовые противоречия. В современном обществе создана широкая сеть государственных и частных воспитательных учреждений, в них воспитание осуществляется планомерно и по определенной системе, по специальным программам и только теми людьми, которые получили хорошую педагогическую подготовку. Основные принципы воспитания: связь с практикой, трудом, которая сочетается с тактичным педагогическим руководством, последовательность, преемственность, систематичность, учет возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы воспитания, такие как убеждение, поощрение и наказание. Воспитание тесно переплетается с обучением, потому что многие задачи воспитания достигаются непосредственно в процессе обучения. Обучение –целенаправленный процесс формирования у обучающихся знаний, умений и навыков по отдельным наукам и их комплексам, сферам окружающего мира и жизни, видам деятельности и поведения. Результат его – соответствующая обученность личности, группы людей. Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Таким образом,обучение – это процесс, протекающий в педагогической системе, целью которого является организация взаимодействия обучающего и обучаемого. Оно включает два основных компонента – преподавание и учение.
Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности.
Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика. Обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Развитие – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое. Интегральным результатом развития выступает развитость личности или группы, коллектива. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Образование, обучение и воспитание вносят свои вклады в развитие человека. Таким образом, воспитание и обучение составляют технологии образования, в которых фиксируются эффективные и оптимальные этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|