Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система педагогических наук




Общая педагогика – предполагает исследование критериев, спо­собов и форм образования. В данном случае необходимо учитывать общие возрастные признаки и условия получения образова­ния в образовательном учреждении. Разделами общей педагогики являются теория воспитания, теория обучения и теория органи­зации и управления в системе образования.

Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).

История педагогики – исследует вопросы развития педаго­гической теории и практики воспитания в различные историче­ские эпохи.

Специальная педагогика – наука, которая исследует особенности формирования знаний, исследует процессы развития, обуче­ния, воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, – дефек­тология. Специальная педагогика вследствие своего постоянного развития в сфере дефектологии в настоящее время состоит из сле­дующих областей: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофре­нопедагогика, логопедия. Сурдопедагогика изучает проблему вос­питания и обучения глухонемых и глухих детей, тифлопедагогика исследует проблемы слепых и слабовидящих детей, проблему умст­венно отсталых детей изучает олигофренопедагогика, а вопросами развития детей с расстройствами речи при нормальном слухе за­нимается логопедия.

Дошкольная педагогика – занимается вопросами изучения зако­номерности воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы – занимается изуче­нием содержания, форм, методов обучения и воспитания школь­ников.

Педагогика профессионально-технического и среднего специаль­ного образования – занимается изучением и разработкой вопросов обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных за­ведений.

Педагогика высшей школы – занимается вопросами обучения и воспитания студентов вузов.

Исправительно-трудовая педагогика – изучает проблему пере­воспитания правонарушителей всех возрастов.

Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Педагогика как самостоятельная научная дисциплина не мо­жет развиваться, не взаимодействуя с другими науками.

Так, напри­мер, при разработке педагогической теории важную методологи­ческую роль занимает философия, которая определяет исходные данные при исследовании педагогических процессов.

Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи ее широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей разных социальных групп. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Социология, изуча­ющая общество как сложный целостный механизм, дает педагогике большой практический материал для логической организации процесса обучения и воспитания, позволяет учитывать в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.

Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает возможность принимать во внимание в процессе воспитания молодого поколения психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику развития их социальной и политической активности.

Экономические науки, изучая закономерности развития производственных отношений, дают возможность правильно представлять и учитывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание людей.

Исторические науки показывают историческое своеобразие формирования человека и общества, а также проблем воспитания в различных исторических условиях.

История педагогики

 

Уже в древнем мире ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опы­та поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих вы­сказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. По античным законам, например, отец обязывался обучать своего сына какому-либо ремеслу, а если он этого не делал, то сын мог не кормить своего отца в старости. В древней Греции считалось, что если башмачники будут плохими ремесленниками, гражданам придется ходить в плохой обуви; если повара будут малоискусны, то самое страшное, что произойдет – гражданам придется питаться невкусной пищей; если же воспитатели будут плохо обучать и воспитывать – государству грозит гибель.

Один из первых философов Древней Греции, Гераклит (520–460 до н. э.), высказал ряд основательных педагогических идей: об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека («всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными»), разуме и чувствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познать сущность, а не только факты («мудрость в том, чтобы знать все как одно», «многознание уму не научает») и другие.

Демокрит (460–370 до
н. э.) придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, считал Демокрит. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу».

Софисты, т. е.мудрецы, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Предлагая свои знания за определенное вознаграждение, они помышляли о воспитании политически активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную «эн-кик-лос-пайдейю» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», ставших символом образованности вплоть до нового времени.

Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречия – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевывать мнение большинства, то есть угадывает смысл общего блага.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (469–399 до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать «майевтику» («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427–347 до н. э.). Платон предложил программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи воспитания с общественным устройством. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

Аристотель (384–322) создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликее. Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия.

В период Средневековья (XIV–XVIII вв.) воспитание носило ярко выраженный религиозный характер, а образование во многом потеряло про­грессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.

Духовенство очень негативно и агрессивно относилось к ан­тичной культуре, школе, искусству, наукам. Основная идея религи­озного католичества в то время – это воспитание «в страхе божьем». Так как ребенок рождается во грехе и имеет отношение к «перво­родному греху», то грех следует побеждать только смирением. Мо­нахи и священники, которым доверялось воспитание детей, обуча­ли в духе христианской религии, учили читать и писать на латинском языке. Дети зазубривали молитвы, подвергались тяжелым физиче­ским наказаниям и все время помнили о тяжести греха и божьей каре за неповиновение.

Более светское воспитание получали дети феодалов и рыцарей. Семь рыцарских добродетелей общеизвестны: ездить верхом, фех­товать, плавать, владеть мечом, копьем и щитом, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи для дамы своего сердца. Дочери феодалов воспитывались в монастырях и обучались рукоделию, чтению, письму.

С развитием ремесел, ростом городов стала возрождаться свет­ская культура и образование. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, обучали детей письму, счету, чтению, а религия вытеснялась на второстепенный план и пере­ставала быть основой обучения. Такие городские начальные шко­лы подрывали монополию церкви в области обучения.

Мощный импульс к развитию педагогики дала эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.). Многие сторонники гуманистического дви­жения в науке стремились критиковать распространенную в Сред­невековье строгую и ограниченную палочную дисциплину. Гума­нисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Большое вни­мание уделялось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит разви­тие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной свободы, самодеятельности. В конечном итоге, подобное воспи­тание способствовало развитию и проявлению светских знаний. Во время эпохи Возрождения выделился ряд выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов, которые выступали под лозунгом античного изречения: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы (1568–1639) стали прекрасным проявлением воз­рождения человеческого духа. Томас Мор предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое значение Мор при­давал физическому воспитанию. Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различ­ных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...