Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения




 

В России развитие педагогики шло по пути формирова­ния стройной системы образовательных учреждений во гла­ве с созданным специально министерством народного про­свещения. В основу деятельности системы легли мысли и идеи ос­новоположника отечественной педагогики
К.Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народно­сти общественного воспитания.

К. Д. Ушинский – великий русский педагог, сыг­рал очень важную роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Благодаря этому принципу, на первое место в форми­ровании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины.

Другим важным принципом педагогической системы К.Д. Ушин­ский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья человека является труд, трудолюбие. При этом одинаково важным является и физический, и умственный труд. Ушинский об­ращал особое внимание на сознательность, систематичность и проч­ность обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он впервые в истории педагоги­ки считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в ак­тивную позицию.

В период социалистического развития нашей страны педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская педагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов); педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики. Школа стала бесплатной, общедоступной, светской, а общее среднее образование – обязательным. Образование строилось на идеях формирования всесторонне развитой личности, сознательности, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллектив, четкой организацией и управлением педагогическим процессом, личного примера учителя и др.

Совершенно не случайно, что педагогика выдвигает большое количество крупных педагогов. Это явилось общественно необхо­димым, так как интенсивное развитие производства, науки и куль­туры требовало повышения профессионализма, культуры и гра­мотности граждан.

Активное участие в педагогических исканиях в нашей стране приняли С.Т. Шацкий (1878–1934), П.П. Блонский (1884–1941), А.П. Пинкевич (1884–1939). Известность пе­дагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения.

 

Выдающийся педагог и писатель А.С. Макаренко (1888–1936) разработал методику трудового воспитания, опре­делил основные принципы создания детского коллектива, выде­лил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисцип­лины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гума­низм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суро­вости». С гуманизмом тесно связан оптимизм, умение видеть по­ложительные стороны в каждом ученике, «проектировать» в чело­веке развитие самого лучшего. Так как развитие человека можно рассматривать только в сочетании с обществом, основное место в своей педагогической системе Макаренко определил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Им были обоснова­ны законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, определены задачи трудового воспитания, дисцип­лины и методики. Таким образом, Макаренко явился одним из первых советских педагогов, который занимался проблемой семей­ного воспитания.

В.А. Сухомлинский (1918–1970) создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В 1937 г. был учрежден журнал «Педагогика» (в СССР «Советская педагогика». В 1940–1960 гг. на ниве народного образования активно трудился М.А. Данилов (1899–1973).

 

В 1970–1980 гг. разработка проблем начального образования велась в научной лаборатории под руководством Л.В. Занкова (1901–1977). В результате исследований была создана систе­ма развивающего обучения младших школьников, основанная на приори­тетности развития познавательных возможностей учеников (памяти, мышления, речи).

В конце 1980-х гг. в России началось движение за обнов­ление и перестройку школы. Это ярко выразилось в возник­новении так называемой педагогики сотрудничества. Среди ее представителей – известные ученые-педагоги и самобыт­ные творческие учителя С.Л. Соловей­чик, В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Н.Н. Палтышев, В.А. Караковский и др.

Ш.А. Амонашвили разработал оригинальную концепцию гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Ш.А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей – значит стать на их позиции». Вся воспитательная система должна быть построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Основные установки гуманной педагогики:

· Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

· Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

· Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

· Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

· Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Труды видных российских педагогов, активно разрабаты­вавших актуальные проблемы воспитания в 1960–1990 гг., известны во всем мире. Среди них методологические рабо­ты Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.Я. Лернера, Н.Д. Никандрова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина,
Г.И. Щукиной и других видных ученых.

Учителя-новаторы Е. Ильин, М. Щетинин, В. Шаталов выдвинули идею новых взаимоотношений с обучаемыми, разработали теорию сотрудничества педагога и учащегося, апробировали на практике идеи обучения без принуждения, обучения с опережением, большими блоками, новые формы работы, формирование интеллектуального фона класса на основе дифференциации и индивидуализации обучения исходя из того, что каждый обучающийся – личность, индивидуальность со своими возможностями и задатками.

Школа советского времени имела немало достоинств, признаваемых в мире, но ее чрезмерная идеологизация, жесткий партийный диктат, запреты на серьезные новации и необходимую самостоятельность и др. породили к 80-м годам признаки отставания от темпов научно-технического, социального и педагогического прогресса в развитых странах.

В настоящее время развитие педагогики детер­минируется социально-экономическими условиями наше­го общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогрес­са, логикой трансформации тех феноменов, которые она изучает. Все это непрерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, разрешение которых требует, прежде всего максимально эффективного использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...