Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы педагогических исследований




В своих научных и прикладных изысканиях педагогика опирается на материалистическую философскую методологию, положения общей теории познания и диалектики. В качестве основных методологических требований и принципов она использует следующие общенаучные: объективности, достоверности, системности, детерминизма.

Исследованием в педагогической науке называется процесс на­учной деятельности, целью которого является получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, принци­пах и механизмах.

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает фак­ты и явления. По направленности педагогические исследования бывают.

1. Фундаментальные, где в результате исследований состав­ляются обобщающие концепции, которые подводят итоги дости­жений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических систем.

2. Прикладные, т. е. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса.

3. Разработки – исследования направлены на обоснование конк­ретных научно-практических рекомендаций, при которых учиты­ваются уже известные теоретические положения.

Научное педагогическое исследование выявляет определение общепринятых методологических приемов и принципов. Такими методологическими этапами являются определение проблемы, те­мы, объекта и предмета исследования, цели, задачи, гипотезы и за­щищаемые положения. Основополагающими признаками уровня качества педагогического исследования считаются принципы тео­ретической и практической значимости, действенности, новатор­ства и новшества.

Программа педагогического исследования состоит из двух частей.

1. Методологическая часть предполагает определение и объяс­нение важности, значимости темы, определение проблемы исследования, объекта и предмета, целей и задач исследования, основных понятий. Таким образом, методологическая часть педагогического исследования представляет собой пред­варительный сбор информационного материала, системный ана­лиз предмета изучения и определение рабочей проблемы.

2. Процедурная часть имеет своей основной задачей определе­ние плана и способов сбора и анализа первичных данных, а также, что главное, –основного плана развития, по которому необходимо направить данные педагогические исследования.

Важные научно-педагогические исследования позволяют сфор­мулировать ответы на проблемные вопросы в настоящее время, определяют и показывают важнейшие противоречия, имеющие место в практической деятельности педагогического исследова­ния и педагогической науки.

Методами педагогического исследования являются приемы педа­гогического исследования процессов и явлений, способы получения научной информации о таких исследованиях с целью формиро­вания и определения принципов отношений и методов форми­рования научных теорий.

Методы можно разделить на три группы.

1. Методы изучения педагогического опыта.

2. Методы теоретического исследования.

3. Математические методы.

Методы изучения педагогического опыта. Под ними подразумеваются приемы изучения практического опыта организации педагогического процесса, при изучении которого используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графиче­ских и творческих работ учащихся, педагогической документации. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического по­знания педагогических исследований. Данные методы являются спо­собом отбора научно-педагогического опыта, подвергающегося тео­ретическому анализу.

Педагогическое наблюдение представляет собой восприятие какого-либо педа­гогического процесса, в результате которого педагог имеет воз­можность работать с практическим материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые со­стоят из определенных этапов.

Этапы наблюдения:

1. Определение задач и целей;

2. Выбор объекта, предмета и ситуации;

3. Выбор способа наблюдения;

4. Выбор способов регистрации наблюдаемого;

5. Обработка полученной информации.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Педагогическая беседа является дополнительным методом исследования, ко­торый используется с целью выявления и получения необходимой информации, оказавшейся недостаточной при наблюдении. Бесе­да планируется заранее, определяется план беседы, вопросы, требую­щие описания. Беседа проводится в достаточно свободной форме, без записи ответов собеседника. Интервьюирование является раз­новидностью беседы, при его проведении исследователь опирает­ся на ранее определенные вопросы, задаваемые в точной перио­дичности, в данном случае ответы записываются открыто.

Анкетирование – это метод массового сбора информации с при­менением различных текстов. Информация, полученная после об­работки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и на­выков.

Очень ценный материал для педагогического исследования можно получить из изучения продуктов творческой деятельности учащихся, которые могут дать необходимые сведения об уровне развития личности учащегося, и т. д.

Педагогический эксперимент – это специально созданная проверка любого ме­тода педагогического исследования с целью определения педаго­гической продуктивности исследования. Эксперимент играет осо­бую роль в педагогических исследованиях. Педагогическим экспериментом является исследовательская деятельность, которая предполагает следующее.

1. Исследование причинно-следственных связей в педагоги­ческих процессах.

2. Моделирование педагогических процессов и условий его про­текания.

3. Активное влияние ученого на педагогический процесс.

4. Определение обратной связи, итогов педагогического влияния.

5. Повторяемость педагогических явлений и процессов.

Этапы эксперимента.

1. Теоретический этап, определяющий суть проблемы, цели, объект, его задачи и гипотезы. Методический этап – это этап формирования методики ис­следования и ее плана.

2. Собственно эксперимент, что означает проведение серии опытов с процессом создания экспериментальных явлений, процесс наблюдения, а также управление практическим опытом и выяв­ление уровня реакций испытуемых.

3. Аналитический этап представляет собой анализ количест­венного и качественного результатов.

Выделяется естественный эксперимент, проходящий в условиях обычного обучающего процесса, и лабораторный, при котором специально создаются искусственные условия проведения экспе­римента и научного педагогического исследования. Чаще приме­няется естественный эксперимент, который может быть длитель­ным или кратковременным. Педагогический эксперимент может разделяться по результативности на констатирующий и развиваю­щий. Констатирующий эксперимент определяет лишь реальное положение явлений в процессе. Развивающий эксперимент необ­ходим тогда, когда проводится специальная организация экспе­римента с целью выявления признаков, методов, форм и содер­жания образования.

Развивающий эксперимент не может проводиться без сравнения результатов нескольких контрольных групп. При данном методе педагогического исследования появляются определенные трудности: педагогу необходимо очень хорошо владеть методикой проведения эксперимента, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испы­туемым.

Также в педагогических исследованиях используются:

- педагогический анализ ситуации;

- педагогический консилиум,

- экспертные оценки,

- анализ педагогической документации,

- педагогическое тестирование,

- анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения заданий, контрольных, графических и творческих работ,

- выявление, анализ, обобщение педагогического опыта.

Методы теоретического исследования. Данные методы представ­ляют собой выявление отдельных граней, признаков, особенностей, свойств педагогических процессов. Анализируя факты, группируя, систематизируя их, мы определяем в них общее и специфическое, определяем общий принцип или правило. Метод анализа сочетает­ся с методом синтеза, который дает возможность проникнуть в суть исследуемых педагогических процессов.

Индуктивные и дедуктивные методы – это логические мето­ды обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индук­тивный метод подразумевает направление движения от частных понятий к общему итогу, дедуктивный, наоборот, – от общего по­ложения к частному выводу.
В свою очередь, при изучении литературы считается необходимым ис­пользование следующих методов.

1. Создание библиографии, т. е. составление списка источни­ков литературы, выбранных для исследуемой проблемы.

2. Реферирование – предполагает краткий пересказ основного содержания одной или нескольких литературных работ.

3. Конспектирование – этот метод означает обязательное составление подробных записей.

4. Аннотирование – имеется в виду сжатая запись всего содер­жания литературного источника.

5. Цитирование – это дословная запись фрагмента текста, содержащегося в литературном источнике.

Математические методы. Данные методы в педагогике исполь­зуются для обработки информационных данных, полученных ме­тодами опроса и эксперимента, а также для выявления количест­венных связей между исследуемыми явлениями. Такими методами являются следующие:

1. Регистрация – подразумевается подсчет определенных ка­честв у каждого члена группы и подсчет количества тех, у кого дан­ное качество отсутствует.

2. Ранжирование – предполагает расположение имеющихся информационных данных в определенной последовательности с уче­том определения места в этом ряду каждого из исследуемых.

3. Шкалирование – это введение цифровых данных в резуль­тативную оценку отдельных сторон педагогических процессов.

 

1.4. Основные категории педагогики:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...