В 1623 г. англичанин Френсис Бэкон (1561–1626) вычленил педагогику из системы философских знаний как самостоятельную науку.
Огромный вклад в сознание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670).В труде «Великая дидактика» он изложил теорию всеобщего универсального образования, обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения и разработал основные вопросы организации учебной работы. Частные вопросы образования Коменский рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Ученый создал единую систему образования и наметил его структуру – от дошкольного воспитания до высшего образования. Он явился основоположником педагогики. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Он уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику. Большое влияние оказали его работы на педагогическую мысль и школьную практику всего мира.
Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами И.Ф. Гербарта (1776–1814) и А. Дистервега (1790–1866) в Германии.
В США интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в ХIХ–ХХ вв. Учеными были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь задуманных целей.
В целом западная педагогика ориентировалась на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение прежде всего проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев.
Активно разрабатывались вопросы обучения и воспитания в России. В России слово «педагогика» появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова – «педагог» и «педагогика». В Древней Руси слова «воспитатель» Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между старшими и младшими, родителями и детьми. Замечательным событием был педагогический трактат Владимира Мономаха (1053–1125) «Поучение детям» (XII в.), в котором говорилось о необходимости любить и защищать свою Родину, помогать людям, сиротам и вдовам, быть уважительным к старшим, овладевать грамотой. Епифаний Славинецкий (ум. в 1675 г.). разрабатывал вопросы воспитания. Заметный след в педагогике оставил его труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, в общественных местах. В Древней Руси существовали разные институты воспитания и обучения. Интересна, например, такая форма домашнего воспитания детей феодальной знати, как «кормильство», при которой малолетний княжич (5-7 лет) отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.
Другой институт воспитания и обучения на Руси – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками. Институт «кумовства» – трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью. Позже появились институт «мастеров грамоты» – одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому – читать и писать.
Симеон Полоцкий выступал против «врожденных идей», определяющих, якобы, развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учителей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществляться целенаправленно. С XVIII в. в педагогике появляется значительное число выдающихся педагогов, начинается профессиональная подготовка учителей. Развитие науки и социально-экономический прогресс требовали повышения грамотности народа. Вот почему с переходом производства на техническую основу расширяется сеть народных школ. Отечественная педагогическая мысль развивалась в трудах М.В. Ломоносова (1711–1765), Н.И. Новикова (1744–1818), Н.И. Пирогова (1810–1881), Л.Н. Толстого (1828–1910), К.Д. Ушинского (1824–1870), П.Ф. Каптерева (1849–1922) и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|