Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В 1623 г. англичанин Френсис Бэкон (1561–1626) вычленил педагогику из системы философских знаний как самостоятельную науку.




Огромный вклад в сознание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670).В труде «Великая дидактика» он изложил теорию всеобщего универсального образования, обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения и разработал основные вопросы организации учебной работы. Частные вопросы образования Коменский рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Ученый создал единую систему образования и наметил его структуру – от дошкольного воспитания до высшего образования. Он явился основоположником педагогики. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Он уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику. Большое влияние оказали его работы на педаго­гическую мысль и школьную практику всего мира.

Джон Локк (1632–1704) предложил систему воспитания светского молодо­го человека («джентльмена»), умеющего в то же время прибыльно вести свои дела. Главная особенность системы – утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Важнейшие задачи воспитания, по мнению Дж. Локка, – выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование.

Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного.

 

 

В это время основоположником теории естественного воспи­тания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности. Он считал необходимым наличие тесной связи обучения с жизнью и природой человека и природой как таковой.

И.Г. Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог, кото­рый целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственно­го облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на гене­тическом уровне. В основе теории природосообразного образования лежит тезис о том, что оптимальное образование и воспитание должно строиться в соответствии с естественным ходом развития человеческой природы. Важнейшей частью учения о природосообразном образовании является теория элементарного образования. Цель элементарного образования – дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить и развивать знание об окружающем мире.

Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами И.Ф. Гербарта (1776–1814) и А. Дистервега (1790–1866) в Германии.

А. Дистервег и его сторонники проповедовали и провоз­глашали идею воспитания общечеловеческого масштаба, в чело­веке определяющим считалось определение, формирование и раз­витие его природных характерных качеств и способностей, полагаясь на естественные законы природы. Также Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания – самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

В США интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в ХIХ–ХХ вв. Учеными были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечи­вающие каждому человеку возможность сравнительно быс­тро и достаточно успешно достичь задуманных целей.

 

Виднейшими представителями американской педагоги­ки являются Д. Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали за­метное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Э. Торндайк (1874–1949), прославивший­ся исследованиями процесса обучения, созданием хотя и прагматически приземленных, но весьма действенных тех­нологий.

Цель воспитания, по Дьюи, – формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства.
Д. Дьюи предлагал сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов формирования – экономических, научных, культурных, этических и пр., считая, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества.

Эдуард Ли Торндайк внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения («закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности» и др.), носящих, по его мнению, универсальный характер. Ему принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного определения уровня психического развития он разработал систему ментиметрических приемов (тестов). Впоследствии
Э. Торндайк внес ряд коррективов в модель научения, признал, в частности, значение сенсорного контроля для образования навыков.

В целом западная педагогика ориентировалась на обслу­живание экономического прогресса общества, необходи­мость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В оконча­тельном итоге за рубежом сложились предпосылки для пре­вращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение прежде всего проблем, отно­сящихся к подготовке педагогов-управленцев.

Активно разрабатывались вопросы обучения и воспитания в России.

В России слово «педагогика» появилось вместе с педагогическим, историческим и фи­лософским наследием античной цивилизации и педагоги­ческими ценностями Византии и других стран. Столь об­ширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их при­общением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова – «педагог» и «педагогика». В Древней Руси слова «воспитатель»
и «воспитание» имели тот же смысл. Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между старшими и младшими, родителями и детьми.

Замечательным событием был педагогический трактат Владимира Мономаха (1053–1125) «Поучение детям» (XII в.), в котором говорилось о необходимости любить и защищать свою Родину, помогать людям, сиротам и вдовам, быть уважительным к старшим, овладевать грамотой.

Епифаний Славинецкий (ум. в 1675 г.). разрабатывал вопросы воспитания. Заметный след в педагогике оставил его труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, в общественных местах.

В Древней Руси существовали разные институты воспитания и обучения.

Интересна, например, такая форма домашнего воспитания де­тей феодальной знати, как «кормильство», при которой малолетний княжич (5-7 лет) отдавался кор­мильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом корми­лец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспи­танника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нрав­ственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к госу­дарственным делам.

Другой институт воспитания и обучения на Руси – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребен­ка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались ориги­нальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками.

Институт «кумовства» – трансформация «дядьки» из воспитателя племянни­ков в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родите­лей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и мате­рью.

Позже появились институт «мастеров грамоты» – одиночек и школы «мас­теров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвеще­ния и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как пра­вило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церк­вах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому – читать и писать.

Заметной вехой в развитии отечественной педагогики стала теоретическая и практическая деятельность Симеона Полоцкого (1629–1680). Он открыл в Москве славяно-греко-латинская школу, был назначен воспитателем царских детей Алексея, Федора, Софьи и Петра I, а затем составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая впоследствии значительно расширила высшее образование в российском государстве.

Симеон Полоцкий выступал против «врожденных идей», определяющих, якобы, развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учителей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществляться целенаправленно.

С XVIII в. в педагогике появляется значительное число выдающихся педагогов, начинается профессиональная подготовка учителей. Развитие науки и социально-экономический прогресс требовали повышения грамотности народа. Вот почему с переходом производства на техническую основу расширяется сеть народных школ.

Отечественная педагогическая мысль развивалась в трудах М.В. Ломоносова (1711–1765), Н.И. Новикова (1744–1818), Н.И. Пирогова (1810–1881), Л.Н. Толстого (1828–1910), К.Д. Ушинского (1824–1870), П.Ф. Каптерева (1849–1922) и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...