Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные элементы социальной связи




 
 

 

 


Рис. 1. Элементы социальной связи

 

Социальная связь может неожиданно или вполне ожидаемо прекратиться. Это произойдет в случае, если:

1. Отсутствует или изменился предмет связи.

Допустим, у крупной шоколадной фабрики долгое время была отрегулирована связь с сетью кондитерских магазинов. Снижение спроса на сладости привело к необходимости изменения продаваемого сетью магазинов ассортимента. Теперь это стала сеть магазинов детской одежды, то есть шоколадная фабрика потеряла заказчика. Предмет зависимости исчез, поэтому прекратилась и связь.

2. Один из субъектов связи не согласен с принципами её урегулирования. Иногда субъекты связи не удовлетворены принципами ее регулирования, но не могут ее расторгнуть, так как предмет связи оказывается неделимым. Возникает конфликт – один из типов взаимодействий между социальными субъектами.

Социальная связь может иметь вид либо социального контакта, либо социального взаимодействия (рис. 2).

 

СОЦИАЛЬНАЯ СВЯЗЬ

       
   
 

 


Рис. 2. Виды социальных связей

 

Социальную жизнь можно представить как совокупность социальных взаимодействий, или социальных обменов. То есть вступая в социальное взаимодействие человек уверен, что получит за него либо вознаграждение, либо издержки.

Соответственно, социальные взаимодействия как обмен подразделяются на несколько разновидностей:

I. По уровню жесткости:

1. Обмен на основе определенных договоренностей (жесткий). Стороны принимают строгие обязательства, оговаривают объем, сроки оказания услуг и т.д.

2. Диффузный (нежесткий). Главным при этом виде взаимодействия является ожидание взаимности и доверие.

II. По уровню опосредования:

1. Прямой обмен.

2. Косвенный обмен.

При социальных взаимодействиях как обмене услугами, ресурсами в качестве затрат, платы, или вознаграждения могут быть использованы различные социальные ценности – средства обмена.

К средствам обмена относятся:

1. Материальные ценности (деньги, товары, даже сила и т.д.).

2. Социальные ценности (безопасность, стабильность условий существования и т.д.).

3. Интеллектуальные ценности (знания, профессиональные навыки, опыт в виде пережитого знания и др.).

4. Моральные ценности (симпатия, привязанность, любовь, дружба и др.).

5. Уважение (признание заслуг, престиж, поклонение, слава).

6. Уступки (изменение поведения, господство – подчинение).

По мнению Питера Блау, существуют лишь четыре основных вида вознаграждений: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки.

Наиболее ценное средство вознаграждения, по мнению П.Блау,–это уступки, изменение поведения со стороны получателя услуги, в результате чего тот, кто оказывает услугу, может получить фактически все, что ему необходимо. И наоборот, самыми ничтожными средствами обмена, как это ни странно на первый взгляд, являются деньги. Ведь для тех, кто расплачивается, это возобновляемые ресурсы. В то же время они исчерпаемы, их можно легко истратить (интеллектуальные ресурсы, например, как средство обмена тоже можно использовать, но нельзя полностью отнять – они все равно остаются у того, кто предложил их для обмена). Вместе с тем деньги – наиболее элементарное «демократичное» средство обмена. Их заработать может любой (т.е. они доступны), их можно аккумулировать, количественно выражать и обменивать.

Принципы регуляции социальных взаимодействий:

1. Принцип «минимакса». Каждый субъект социального взаимодействия стремится максимизировать вознаграждение и минимизировать затраты, издержки.

2. Принцип взаимной эффективности интеракций. Связь должна быть взаимно эффективной для обоих партнеров. Это залог ее устойчивости, регулярности, признак социального равновесия, достигнутого в системе социальных связей. Если интересы одной из сторон ущемляются, она будет стремиться пересмотреть эти связи, по-новому их отрегулировать. Во-первых, социальное взаимодействие всегда предусматривает некий компромисс, т.е. каждый партнер вынужден считаться с интересами напарника и при необходимости ограничивать свои притязания. Во-вторых, партнеры чаще всего обладают различными по ценности способностями, ресурсами, и, соответственно, претендуют на различное вознаграждение со стороны другого.

3. Принцип единого критерия. Отсутствие в обществе, социальной группе, организации объединяющих (разделяемых) жизненных ценностей, идеалов, норм имеет опасные последствия. В подобной ситуации невозможна устойчивая система возобновляемых взаимодействий. Конечно, достичь полной гармонии в понимании ценностей вряд ли когда-нибудь удастся. Но чем шире область сопряжения, единства ценностей, тем прочнее и мобильнее общество.

4. Принцип социальной дифференциации. Люди, обладающие большими ресурсами, признаваемыми в данной системе взаимодействий дефицитными (знаниями, имуществом, силой, способностями, связями и т.п.), вызывают желание взаимодействовать с ними у большого числа партнеров, для которых эти ресурсы представляются важными. Взамен люди, обладающие «дефицитом», могут потребовать определенных преимуществ – как материальных, так и моральных (уважение, признание, привилегии и т.д.)

5. Принцип равновесия в системе социальных взаимодействий. Равновесие – это признак отрегулированности отношений между субъектами взаимодействий в соответствии с критериями, ценностями, нормами, принятыми в данной системе социальных взаимодействий.

Выделяют два основных типа социальных взаимодействий: сотрудничество и соперничество («ассоциация – диссоциация») (табл. 3).

 

Таблица 3

Типы социальных взаимодействий

СОТРУДНИЧЕСТВО «АССОЦИАЦИЯ» СОПЕРНИЧЕСТВО «ДИССОЦИАЦИЯ»
определение
вид взаимодействия, который проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. тип взаимодействия, предполагающий в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, авторитет и др.)
основные черты
1. Обоюдная заинтересованность сторон. 2. Направленность взаимодействия на достижение возникающей совместной цели. 3. Средства обмена – верность, признательность, уважение, поддержка 1. Стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. 2. Отсутствие общих целей, но обязательное наличие аналогичных целей. 3. Средства обмена – зависть, хитрость, неприязнь, озлобление, неискренность, скрытность.
разновидности
1. Неспециализированное сотрудничество. 2. Специализированное сотрудничество 1. Конкуренция. 2. Конфликт

 

Ключевые понятия темы 2:

Конкуренция – это соперничество двух или более социальных субъектов за что-то находящееся вне этих субъектов.

Конфликт – это прямое столкновение соперников.

Соперничество – это тип социального взаимодействия, который предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон.

Сотрудничество – это тип социального взаимодействия, который проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами и др.

Социальная связь – это взаимонаправленный процесс обмена социальными действиями между двумя и более индивидами, включая и ответную реакцию партнера.

Социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны каждого из них; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего.

Социальный контакт – это единичное действие человека, соучастие.

 

Вопросы к семинару:

1. Социальная связь и ее основные элементы.

2. Социальный контакт как вид социальной связи.

3. Социальное взаимодействие как вид социальной связи.

4. Принципы регуляции социальных взаимодействий.

5. Средства социального обмена и их иерархия.

6. Типы и формы социальных взаимодействий.

 

Экспресс-опрос:

1. Как вы думаете, в чем смысл социальных связей? Почему люди пытаются избежать одних связей и целенаправленно вступают в другие?

2. Приведите примеры опосредованных и непосредственных социальных связей.

3. В каких случаях социальная связь прекращается?

4. Приведите примеры единичных и регулярных социальных контактов.

5. Каковы главные условия эффективного социального взаимодействия?

6. Что означает «принцип минимакса» в ходе социальных взаимодействий?

7. Что означает принцип единого критерия в ходе социальных взаимодействий?

8. Что означает принцип равновесия в системе социальных взаимодействий?

9. Каковы основные виды вознаграждений при социальных взаимодействиях? Какое вознаграждение наиболее значимо для современного человека? Почему?

10. В каких случаях соперничество может принимать вид конкуренции, а в каких конфликта? Приведите примеры.

11. Какова специфика власти как формы социального взаимодействия?

 

Практические задания

1. Как вы думаете, следующие действия относятся к социальному взаимодействию или нет? Определите вид взаимодействия.

а) один человек попросил прикурить у другого;

б) один человек спросил у другого, который час;

в) пошел дождь, и все раскрыли зонты;

г) проехала машина и облила прохожих грязью;

д) покупатель заплатил продавцу за покупку;

е) ребенок показал вам язык.

2. Приведите примеры социального взаимодействия:

а) в профессиональной сфере;

б) семейно-родственной сфере;

в) демографической сфере;

г) территориально-поселенческой сфере.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...