Иерархия социальных статусов
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? То есть с осознания своей социальной позиции в обществе. А общество, в свою очередь, видится человеку как огромный мир, состоящий из бесконечного множества социальных позиций, из которых в соответствии со своими потребностями и возможностями предстоит выбрать одну ключевую. Социальный статус – это характеристика социальной позиции личности в данной социальной системе координат. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и номинационную форму (рис. 5).
Рис. 5. Характеристики социального статуса Каждый человек, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции, включается во множество социальных институтов. В связи с этим выделяют несколько типов социальных статусов. 1. Формализованные – неформализованные социальные статусы. Первые лучше закреплены, защищены законом (статус ректора университета или мэра города). Человек, имеющий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Такой статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформализованными статусами (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и др.), которые имеют, как правило, диффузный характер и могут либо возникать либо не возникать.
2. Предписанные (аскриптивные) – достигаемые социальные статусы. Предписанный статус приобретается от рождения – национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Статусы, для достижения которых необходимо приложить специальные усилия, являются приобретенными, достигаемыми (статус профессора, депутата, учителя и т.д.). Из множества статусов каждый человек пытается определить главный статус, который он занимает. Это является довольно сложной задачей, но именно главный статус самоопределяет человека социально. Кроме главного статуса, связанного прежде всего с профессией, работой (точнее, ее престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, называемом индексом социальной позиции. Этот индекс включает в себя три основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования. Статусы в обществе иерархизированы. На первом месте в иерархии статусов обычно находятся статусы, связанные с осуществлением властных полномочий. Власть дает право распоряжаться наиболее ценными, дефицитными ресурсами, обеспечивает порядок в обществе. и т.д. На втором месте по престижу статусы, связанные с высоким уровнем образования, профессиональной подготовкой. В достиженческих обществах всегда очень высоко ценятся образование и наука как условия высоких достижений, а приоритетной является личность. В обществах же бюрократизированных, где роль государства традиционно высока, статусы, связанные с властью (чиновник, руководитель и т.д.), всегда более значимы, чем в странах, где роль государства менее значима. Каждая личность, занимая определенный социальный статус, выполняет те действия, которые необходимы для осуществления набора функций в рамках данного статуса. Каждый человек играет свою социальную роль.
Социальная роль – это ожидаемое поведение, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Эта роль не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Социальная роль – это деиндивидуализированный образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на какой-либо статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль. Социализация – это широкий процесс становления личности, который включает в себя овладение индивидом навыками, умениями, знаниями, формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Этот процесс длится всю жизнь человека. Социализация предстает также как совокупность институтов и агентов, оказывающих влияние на становление личности (рис. 6).
АГЕНТЫ
Рис. 6. Виды социализации
Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации (детские сады, школы, вузы, техникумы, семья, предприятие, спортивный клуб и т.д.). В ходе социализации взрослого человека нередко происходит уточнение, пересмотр или отказ от установок, представлений, сформированных в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о десоциализации и ресоциализации. Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Например, поступление недавнего абитуриента в вуз. Ресоциализация – освоение новых норм, ценностей, правил поведения. Не стоит забывать, что социализация личности неразрывно связана с её моральным развитием. В науке, в том числе и социологии, общепринято выделять четыре главных уровня морального сознания личности: I. Доморальный уровень, когда ребенок еще не усвоил понятий о «хорошем» и «плохом» и руководствуется эгоистическими побуждениями: ребенок слушается, чтобы избежать наказания; ребенок руководствуется эгоистическими соображениями возможной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).
II. Уровень конвенциальной морали, т.е. ориентация на заданные извне нормы и требования: ориентация на «модель» хорошего ребенка, желание получить одобрение со стороны «значимых» других людей и стыд, вызванный их осуждением (особенно характерно для подростков); установка на поддержание принятого порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам). III. Уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую, интернализованную систему принципов: осознание относительности и условности нравственных правил («ложь во спасение» возможна и оправдана) наличие высшей, неподвластной отдельным людям логики социальной жизни, соответствующей интересам большинства. IV. Формирование устойчивых моральных принципов, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рациональным соображениям. Как считается, это уровень, которого достигают лишь «пророки». Следует учесть важное для социологии обстоятельство: люди в своем развитии нередко «застывают» на подступах к автономной морали – это зависит не только от развитости их интеллектуального уровня, но и от социокультурной среды, в которой они живут, тонуса нравственной, деловой жизни. В обществе, где личность жестко подчинена внешним требованиям, где каждый ее шаг контролируется и т.д., создаются социальные предпосылки массового осуществления, по выражению М. Вебера, традиционных действий и мотивов, формирования человека, приученного «жить как все», «как положено».
Ключевые понятия темы 4: Десоциализация – процесс отучения личности от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Индивид – это единичный человек, биосоциальное существо, особь. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности. Конформизм (от лат. сonformis – «подобный», «сообразный») –изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.
Личность – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, более широко – в социальной жизни. Ресоциализация – процесс освоения личностью новых норм, ценностей, правил поведения Социализация – процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социальная роль – это ожидаемое поведение, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Социальный статус – характеристика социальной позиции личности в социальном пространстве. Темперамент – важнейшая психодинамическая характеристика человека, которая наследуется генетически. Вопросы к семинару: 1. Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». 2. Факторы, влияющие на формирование личности. 3. Понятия «социальный статус» и «социальная роль». 4. Типы и иерархия социальных статусов. 5. Понятие «социализация», агенты и институты социализации. 6. Десоциализация и ресоциализация. 7. Темперамент как психодинамическая характеристика личности.
Экспресс-опрос: 1. Любой ли человек в социологии является личностью? Можно ли считать личностью годовалого ребенка? 2. Любой ли человек обладает индивидуальностью? Почему? 3. По вашему мнению, личность оказывает влияние на общество, или общество на личность? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры. 4. Какие факторы в большей степени оказывают влияние на формирование личности – биологические (врожденные) или социокультурные? 5. Как характеризуется диспозиционно-пространственное измерение социального статуса и его номинационная форма? 6. Что больше ценится в современных обществах: аскриптивность социальных статусов или их достигаемость? 7. Что такое индекс социальной позиции? 8. Приведите примеры статусных коллизий, возникающих в обществе. 9. Можно ли считать социальную роль индивидуализированным образцом поведения личности? 10. Что означает успех и неуспех социализации? 11. Назовите уровни морального сознания личности. 12. Может ли произойти десоциализация, а ресоциализация не наступить? 13. Как влияет темперамент на становление личности?
Практические задания: 1. Специалисты утверждают, что человек, который впервые попробовал наркотики в возрасте после 20 лет, к 30 годам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал употреблять наркотики в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует. Почему? Объясните проблему с позиций теории социализации личности.
2. Дайте общее название статусам, приведенным в пунктах а) и б): а) русский, король, мужчина; б) душа компании, заводила, любимчик, аутсайдер. 3. Распределите статусы (поставьте их номера) в соответствующие колонки таблицы:
4. Название фильма «Женщина французского лейтенанта» содержит в себе сразу несколько статусов. Назовите их. Приведете примеры фильмов, названия которых содержат один и более статусов. 5. Ученые любят мудреные выражения. Вот одно из них: «Люди с низким социальным статусом акцентируют свое внимание на инструментальном значении труда». Могли бы вы своими словами передать смысл данной формулировки? 6. Известно, что родители заинтересованно реагируют на то, какую невесту или какого жениха выберет их ребенок. Оказывается, что на вкусы родителей влияют не только и не столько личностные качества, а, прежде всего, социально-статусные характеристики. Ученые установили следующие закономерности: а) родители с достигнутым статусом благожелательно относятся к тому, что сын выбрал честную девушку из простой семьи; б) родители с предписанным статусом обращают внимание, прежде всего, на «чистоту крови». Вам предстоит дать социологическую интерпретацию найденным закономерностям либо аргументировано их опровергнуть. 7. К какому типу социализации (первичной или вторичной) относятся: а) процесс переподготовки рабочих; б) учеба в школе; в) обучение в университете; г) образование в дошкольном заведении; д) служба в Вооруженных Силах? 8. Черты личности – это устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения. Какие из приведенных ниже понятий подходят под это определение?
Темы докладов и рефератов 1. Социально-психологические концепции личности: Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Карл Юнг, Альфред Адлер, Гарри Салливан, Карл Роджерс. 2. Антропологический подход к изучению личности (Р.Бенедикт, М. Мид, К. Клакхон, К. Дюбуа, Г. Мюррей и др.). 3. Ролевая концепция личности (Ч. Кули, Дж. Мид и др.). 4. Концепция социального поведения (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|