Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процессы групповой динамики




 

 


Рис. 12. Процессы групповой динамики

 

Одной из важнейших проблем во многих группах являются коммуникационные связи между членами. Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А. Бавеласом. Он выделял следующие способы коммуникации в социальных группах – это «круг», «змея», «штурвал», «игрек», «паутина». Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является «штурвал», так как этот способ исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре «штурвала», который получает информацию от всех, перерабатывает и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений применяется способ коммуникации «круг». Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы; кроме того, здесь возможна и обратная связь. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности.

Особый вопрос для социологического изучения социальных групп – это проблема лидерства в группах. В группах всегда существуют такие роли, которые наиболее значимы по отношению к остальным – роли лидеров. Само по себе лидерство – это проявление индивидом его способностей, личностных качеств в поведении, более выдающихся по сравнению с качествами других членов группы. Лидер появляется только в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным.

 

Ключевые понятия темы 7:

Вторичная группа – разновидность больших и формальных групп (социальных институтов, организаций), ориентирована на достижение цели.

Групповая динамика – это взаимодействие членов социальных групп между собой.

Лидерство – это проявление индивидом его способностей, личностных качеств в поведении, соответствующем роли лидера.

Номинальные группы (от лат. nomen – имя, наименование) – условные и статистические, т.е. не предполагающие обязательных, непосредственных связей между людьми.

Первичная группа – это разновидность малой группы, обеспечиваю­щая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию.

Референтные группы – группы (реальные или во­ображаемые), выступающие для индивида в качестве социального эталона, с которым он сравнивает себя, свое положение и поведение.

Социальная группа – совокупность индивидов, характеризующаяся общими интересами, установками и ориентациями, нормативной регламентацией совместной деятельности людей в рамках собственного пространственно-временного континуума.

Социальная дистанция – понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой – как задаваемую институционально, так и ощущаемую самими агентами социальных взаимодействий.

Социометрия – методика изучения и измерения характера и уровня межличностного взаимодействия в социальной группе.

Вопросы к семинару:

1. Проблема социальных групп в истории социологии.

2. Понятие «социальная группа».

3. Структура социальной группы.

4. Классификация социальных групп:

а) большие и малые социальные группы;

б) первичные и вторичные социальные группы;

в) формальные и неформальные социальные группы;

г) группы членства и референтные социальные группы.

 

Экспресс-опрос:

1. Опишите социальные группы, в которых вы состоите.

2. Приведите примеры больших социальных групп, имеющих случайное и закономерное происхождения.

3. К какому типу социальной группы относится семья, студенческая группа, футбольная команда? Перечислите признаки таких групп.

4. В чем состоит основное отличие вторичной социальной группы от первичной?

5. Как называются социальные группы, которые классифицируются по возрасту, полу, уровню образования, месту жительства, ценностным ориентациям и др.?

 

Практические задания

1. Какие из перечисленных групп людей относятся к социальным группам, какие нет, почему?

1) читатели научной библиотеки университета;

2) парная семья;

3) моногамная семья;

4) толпа;

5) зрители футбольного матча;

6) не взаимодействующие между собой геологи, выполняющие одно и то же задание;

7) старшая группа детского сада.

2. Тренинг-игра для студенческой группы «Со-творчество».

Цель:мобилизация внимания и творческой фантазии участников в ходе решения групповой задачи; интеграция группы за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную командную деятельность.

Размер группы: малые группы по 4-5 человек.

Ресурсы: одинаковый набор для каждой команды: клей, куски картона и цветной бумаги, проволока, 2-3 куска пластилина разных цветов, ножницы, 2 воздушных шарика, коробка спичек, 5 трубочек для коктейля.

Время: 40 минут.

Ход игры: Через 30 мин. после начала игры каждая группа должна представить «плод» своего коллективного творчества. Что это будет за произведение, – решать группе. Важно лишь, чтобы в этом творческом акте участвовала вся команда, решение принималось коллегиально, и в работе были использованы все выложенные на стол материалы. Дать название полученному произведению – дополнительная задача, стоящая перед коллективом творцов.

Через 30 мин. все группы выносят работы в центр аудитории, и участники команд могут посмотреть и оценить творчество товарищей.

АНАЛИЗ:

Какие работы представляют, на ваш взгляд, наибольший интерес? Что вы думаете по поводу названий произведений коллективного творчества? Как происходила групповая работа? Стиль работы лидера и группы. В чем, на ваш взгляд, это задание проявило «плюсы» и «минусы» коллегиального решения и совместного творчества?

Обсудите представленные результаты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...