Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функционирования и разрушения




Проблема общества – одна из самых ключевых в социологии. Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон, но у него очень много различных интерпретаций. Как только мы предпринимаем попытку дать определение этому понятию, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. К примеру, «дворянское общество», «педагогическое общество», «глобальное общество». Под обществом можно понимать определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. Есть такие понятия как «первобытное общество», «буржуазное общество», «российское общество», когда имеется в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретная страна (цивилизация). Если и дальше двигаться в соответствии с такой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом может быть и человечество в целом, и совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это все население Земли. Иными словами, общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В истории социологической мысли существуют различные концептуальные подходы к категории «общество». Представители «анатомической» теории интерпретируют общество как совокупность действующих личностей или отношений между ними (Дж. Дэвис, Г. Зиммель). Концепция, известная как «сетевая» теория, в центр своего внимания ставит индивидов, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга (Р. Берт). В теориях «социальных групп» общество – это совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы (Ф. Знанецкий). Например, речь может идти о народных обществах.

Функциональная концепция трактует общество как группу людей, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действий (Э. Дюркгейм). Существует также теория, согласно которой общество – это система социальных институтов и организаций (Т. Боттомор, С. Липсет).

На основе различных концептуальных подходов определим общество как совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностъю, саморегулируемостью и саморазвитием.

Общество необходимо отличать от других социальных образований, например, культуры, институтов, социальной реальности и т.д. Тем более, что у общества есть устойчивые черты, признаки.

Признаки общества:

1. Территория, на которой происходит консолидация социальных связей. На уровне обыденного сознания мы воспринимаем различные общества именно как разделенные по территориально-государственным границам (китайское, французское, российское и другие общества), имея в виду конкретные виды социальных образований, сложившихся в определенном месте нашей планеты.

2. Универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства.

3. Автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений.

4. Интегративность, которая проявляется, с одной стороны, в том, что обществу удается подчинять себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях его сложнейшую структуру.

На рисунке 3 графически представлена структурная композиция общества. Базовый, первичный уровень общества охватывает те социальные взаимодействия, которые носят устойчивый характер. Любое общество представляет собой совокупность статусно-ролевых позиций, которые четко организованы и упорядочены. Подобная организованность обеспечивается благодаря более сложным по сравнению со статусами структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям. Они составляют второй, институциональный уровень общества. Третий, самый сложный, уровень является социетальным, он обеспечивает воспроизводство связей, значимых для общества в целом. Социетальный уровень состоит из двух взаимодополняющих способов организации связей между институтами и общностями: культуры и политической власти.

Культура задает общую тональность институционального развития, формирует внутренний мир человека. Наличие культурного кода, т.е. определенных ценностных образцов поведения, помогает человеку постоянно переходить от одной статусной позиции к другой, последовательно выполняя в течение дня, например, роли отца, студента, предпринимателя, продавца и т.д. Однако возможности культуры ограничены. И когда культура становится не способной контролировать и направлять развитие общества, требуется участие политической власти.

В современной России многие социальные институты, к сожалению, не могут функционировать только на основе определенных культурных норм и образцов.

 

 

III.

II. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

I. СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ УРОВЕНЬ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...