Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Социальные организации




Возникновение, функционирование и развитие общества невозможно понять без изучения его организационных форм. Можно сказать, что организация представляет собой высший уровень развития социальных систем.

Понятие «социальная организация» используется для характеристики: 1) системы отношений, объединяющей людей и их общности для достижения определенных целей и выступающей как элемент структуры общества; 2) вида деятельности; 3) внутренней упорядоченности и согласованности частей целого; 4) единства и взаимодействия социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций.

А.И. Пригожин, ведущий исследователь в области проблем социальных организаций, определяет социальную организацию как искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции.

Определяющим признаком социальной организации, по мнению А.И. Пригожина, является то, что «организация есть целевая общность». Основные свойства организации: единство целенаправленной деятельности; достижение взаимосвязанных и специфических целей; высокая степень формализации; субординация и координация.

Главная задача социальной организации – достижение конкретных целей. То есть с помощью самой организации можно решать множество задач. Люди, составляющие организацию, должны быть наделены определенным количеством взаимосвязанных функций. Но вместе с тем важнейшая социальная особенность организации – «безличный» характер выполняемых функций.

Одна из принципиально важных характеристик социальной организации – возникновение эффекта синергии (от греч. synergela – сотрудничество, содружество), подразумевающей, что комбинированное воздействие ряда факторов на организм сильнее, чем сумма действий, оказываемых каждым фактором в отдельности. Смысл этого эффекта заключается в появлении дополнительной энергии, которую «предоставляет» организация в результате собственного появления – в сравнении с суммой индивидуальных энергий участников этой организации. Например, один человек будет долго носить воду из колодца и наполнять бочку, но если воду передавать по цепочке из нескольких человек, то бочка наполнится быстрее и участники устанут не так как один человек.

Карл Маркс в своем известном труде «Капитал» отметил, что эффект разделения и комбинирования труда приводит к специализации и появлению «частичного» работника, изготовляющего не все изделие целиком от начала до конца, а лишь его часть, элемент, деталь. За счет сноровки, опыта конкретной деятельности работников при осуществлении какой-то одной операции и соединения действий этих людей в результате организации их совместного труда значительно возросла его производительность. Объединение индивидуальных и групповых усилий и есть главная тайна эффекта организации.

Социальная организация обладает своей специфической структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций – степень их формализации, соотношение формального и неформального элементов в них. С учетом этого критерия различаются формальные и неформальные организации (рис. 13).

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

       
   
 

 

 


ЭЛЕМЕНТЫ

       
 
1. Отношения 2. Статусы 3. Программа деятельности 4. Нормы и принципы 5. Правила поведения 6. Разделение труда 7. Администрация 8. Служебные связи 9. Рациональность 10. Безличность
   
1. Спонтанность 2. Межличностное общение 3. Социально-психологическая организация 4. Стихийность

 


ПРИМЕР

 
 

 

 


Рис. 13. Структура социальной организации

Существование формальной организации немыслимо без наличия неформальных отношений, так как такие отношения в условиях жесткой системы административных правил повышают эффективность формальной организации. Во-первых, неформальные организации сглаживают возможный конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами. Во-вторых, они способствуют сплоченности членов организации. В-третьих, сохраняют чувство самоуважения людей, их индивидуальной целостности.

В отечественной социологии существуют различные типологии социальных организаций. Самая известная и детальная типология – типология А.И. Пригожина, который выделяет четыре типа организационных образований в обществе: деловые, союзные, ассоциативные организации и поселения (табл. 7)

Таблица 7

 

Типология социальных организаций А. И. Пригожина

Тип организации Характеристика Виды
организации Деловые организации: предприятия, учреждения Первичные организационные образования, создаваемые государством, местной властью, акционерными обществами и др. 1. Государственные, муниципальные, частные; 2. 2.1. включенные в систему производства и распределения материальных ценностей и услуг: производственные, торговые, обслуживающие 2.2. относящиеся к сфере умственного труда: образовательные, лечебные культурные, управленческие научные, проектные  
       

 

Окончание табл. 7

  Союзные организации Форма общественной самодеятельности и массового самоуправления   1.Работающие в интересах общества: политические, проблемные, творческие (партии, общества охраны природы, научные, художественные и т.д.) 2. Работающие в интересах членов организаций: профсоюзные, предпринимательские, спортивные и т.д.  
полуорганизации Ассоциативные организации 1. Социальные группы, существующие за счет взаимного удовлетворения интересов их членов 2. Автономия от среды 3. Относительная стабильность состава 4. Наличием лидера 5. Общие решения 6. Распределением членов по престижу и выполняемым социальным ролям 7. Спонтанно складывающиеся коллективные нормы и ценности Примеры: семья, неформальная группа, научная школа
Поселения Объединения людей на какой-либо общей для них территории для достижения целей определенного («совместно-поселенческого») характера Примеры: городское, сельское поселение, городской район и т.д.

 

 

Функции деловых организаций:

1. Социальное управление.

2. Социальный контроль.

3. Удовлетворение человеческих потребностей в области производства предметов потребления, отдыха (рекреации), лечения, образования, воспитания, социализации и т.д.

4. Установление системы отношений между людьми и социальными общностями (кооперация, сотрудничество, подчинение, функциональные, клиентурные, индивидуализированные отношения и т.д.)

Функции союзных организаций:

1. Обеспечение общения членов.

2. Самореализация.

3. Получение дополнительных политических, правовых, материальных и иных возможностей.

Бюрократия как социальная организация

Бюрократия (от фр. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – господство, власть) это форма организации современного общества, его управленческих структур, характеризующаяся жесткой регламентацией отношений между социальными институтами, группами и людьми, строгой иерархией власти, безличностью административной деятельности, существованием привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в организации.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745 г. и было связано с именем французского экономиста Винсента де Гурне, который изначально вложил в термин негативный смысл: бюрократы-чиновники якобы отнимают власть у монарха (монархия) или у народа (демократия). О достоинствах бюрократии впервые заговорил Макс Вебер. Он предложил рациональную концепцию бюрократии на основе специализации и разделения функций, вертикальной иерархии, четких правил, обезличенности взаимоотношений и конкурсному отбору.

Существует множество теорий бюрократии: «Законы Паркинсона», «Принцип Питера», работы Роберта Мертона и Толкотта Парсонса, и др. Из отечественных авторов можно отметить книгу М. Восленского «Номенклатура». Художественное воплощение работы бюрократической машины дал писатель Франц Кафка (романы «Замок», «Процесс»).

Многие авторы полагают, что в современном мире бюрократия как социальный феномен изживает себя. Пирамидальные структуры уступают место сетевым. По словам Рональда Инглхарта, «иерархические бюрократические организации, способствовавшие созданию современного общества… подошли к поворотному пункту – по двум причинам: во-первых, они приближаются к пределам своей функциональной эффективности; а во-вторых – к пределам их массового приятия».

Существует мнение, что «косность» и «реакционность» бюрократического аппарата – следствие регламентации действий чиновников, мнения, что все чиновники изначально нечестны и потенциально коррумпированы. Решение же этой проблемы состоит в изменении отношения к власти, чиновникам, признании социальной значимости их деятельности и реформировании самой системы подготовки бюрократических кадров путем создания специализированных учебных заведений, развитии корпоративной культуры чиновничества.

 

Ключевые понятия темы 8:

Бюрократия – это форма организации современного общества, его управленческих структур, характеризующаяся жесткой регламентацией отношений между социальными институтами, группами и людьми, строгой иерархией власти, безличностью административной деятельности, существованием привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в организации.

Социальная организация – это система отношений, объединяющая людей и их общности для достижения определенных целей и выступающая как элемент структуры общества, вид деятельности, внутренняя упорядоченность и согласованность частей целого, единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций.

Эффект синергии (от греч. synergela – сотрудничество, содружество) – возникновение дополнительной энергии, которую «предоставляет» организация в результате собственного появления в сравнении с суммой индивидуальных энергий участников этой организации.

 

Вопросы к семинару:

1. Понятие «социальная организация».

2. Сущность эффекта синергии.

3. Формальная организация и бюрократия.

4. Роль неформальной организации в жизни людей.

5. Типы социальных организаций.

6. Управление в социальной организации.

 

Экспресс-опрос:

1. Каково значение социальной организации? Какова объективная необходимость социальной организации?

2. Как достигается эффект синергии в реальной управленческой практике?

3.Опишите структуру такой социальной организации как ВУЗ.

4. Охарактеризуйте и приведите примеры деловых организаций.

5. Для каких целей создаются общественные (союзные) организации?

6. Приведите примеры ассоциативных социальных организаций.

7. К какому типу социальных организаций относятся банки, страховые общества, поликлиники, санатории?

 

Темы докладов и рефератов:

1. Самоуправление в организации.

2. Разновидности организационных патологий.

3. Бюрократия как организационная патология. Бюрократизм.

4. Неуправляемость в организации как социальная проблема.

5. Конфликты в организации.

6. Синергия в управленческой практике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...