Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация социальных институтов




1. Формальные и неформальные институты (рис. 10)

 

ФОРМАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ
Государство, армия, вуз, школа и др.
 
 

 

 


Действуют по строго установленным предписаниям (законодательные и нормативные документы, право, устав, должностные инструкции)

 

 

Политические движения, фонды социального и культурного назначения и др.     Нет строгой законодательной базы (но они зарегистрированы и имеют свой устав)
Формальный контроль Неформальный контроль

 

Рис. 10. Специфика формальных и неформальных

социальных институтов

 

2. Социальные институты в различных сферах общественной жизни:

2.1. Социальные институты в сфере экономики:

ü Институт собственности. Развитие института собственности складывается под воздействием ряда социальных факторов технологического, управленческого, правового и экономического характера. Собственность – это форма присвоения материальных благ.

ü Институт рынка. Рынок – это система отношений добровольного обмена между покупателями (потребителями) и продавцами (производителями, предпринимателями), основанная на использовании денег и обеспечивающая эффективное решение экономических проблем. Рынок является универсальным средством перемещения жизненных благ между людьми, территориями, государствами. Рынок – это также уникальный регулятор экономики, прежде всего, предложения и спроса. Рынок стимулирует производство товаров и услуг, обеспечивает равновесие спроса и предложения без принуждения и приказов, а с помощью «невидимой руки» (А. Смит). Рынок является независимым распределителем жизненных благ между потребителями на эквивалентной и возмездной основе: каждый дает, только беря, и берет, только давая. И, наконец, рынок – это всеобщее средство общения людей. Достаточно нескольких жестов, чтобы продавцам и покупателям понять друг друга на общедоступном языке – товарном.

ü Институт производства. Важной задачей изучения производства как социального института является анализ его влияния на мотивы, процессы и результаты трудовой деятельности людей, а также общественных последствий самого производства.

2.2. Социальные институты в сфере политики:

ü Институт власти. Власть как социальный институт должна быть в состоянии определить те пределы развития споров и конфликтов, по достижении которых необходимо принять властное решение, воспринимаемое всеми как обязательное.

ü Институт государства. Государство как политический институт – это институционализированная политическая власть. В настоящее время активно развивается идея правового государства, которая основывается на идее подчинения любых форм государственной деятельности праву, конституции. Это ведет к провозглашению гражданских и политических прав и свобод граждан.

ü Институт политических движений и партий.

2.3. Социальные институты в социальной сфере:

ü Институт образования. Образование – это фундамент, на котором стоит всё здание современного общества. От качества, прочности фундамента зависит судьба самого дома, его основательность и сроки существования. Под социальным институтом образования понимается устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей. которая включает в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами (на основе действующих определенных норм и принципов) для реализации социальных функций и ролей, управления и социального контроля в процессе осуществления обучения, воспитания, развития и социализации личности с последующим овладением ею профессией, специальностью, квалификацией

ü Институт семьи. Институт семьи изучает особая отрасль социологической науки – социология семьи – активно разрабатываемая область социологического знания, предметная зона которой включает в себя жизненные циклы семьи, ее функции и социальные роли, изучение фаз семейного цикла, «планирование родительства», семейное общение, организацию досуга, причины распада семей, появление новых форм семейной жизни, явление кризиса семьи и пути его преодоления.

ü Институт брака. Брак – это институционализация отношений между мужем и женой как гражданами государства.

2.4. Социальные институты в духовной сфере:

ü Институт науки. Наука – это настолько важное и сложное явление социальной жизни, что ее изучает целый ряд дисциплин либо их отраслей (философия науки, экономика науки, история науки, наукометрия и т.д.). Появилось комплексное направление – науковедение и социология науки.

ü Институт религии. Религия – один из наиболее древних и широко распространенных (по охвату населения) социальных институтов. С внешней стороны религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых она теряет себя. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (Церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д. С внутренней стороны, религия – это непосредственное переживание человека.

ü Институт культуры. Культура – это совокупность институтов, организующих соответствующую деятельность специальных учреждений и лиц в сфере духовной культуры на основе соблюдения ими норм и правил этой деятельности, направленной на достижение целей и задач общества, конкретных социальных общностей, личности.

 

Ключевые понятия темы 6:

Дисфункции социальных институтов – нарушение стабильности и равновесия в общест­ве через появления сбоев и деструктивных ситуаций в работе социаль­ных институтов.

Институционализация – процесс возникновения и становления социальных институтов.

Социальный институт –это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций и ролей, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения.

 

Вопросы к семинару:

1. Понятие «социальный институт» в истории социологии

2. Признаки социального института.

3. Структура социального института.

4. Функции социального института.

5. Дисфункции социального института.

6. Социальные институты в политической сфере.

7. Социальные институты в сфере экономики.

8. Социальные институты в социальной сфере.

9. Социальные институты в духовной сфере.

 

Экспресс-опрос:

1. Кто ввел понятие «социальный институт»? Какие группы институтов им были выделены?

2. Охарактеризуйте признаки такого социального института как семья.

3. Какие социальные институты занимали ведущие позиции в традиционных обществах?

4. Какие социальные институты занимают ведущие позиции в индустриальных и информационных обществах?

5. Опишите структурные элементы такого социального института как государство.

6. Определите явные и латентные функции института образования.

7. В каких социальных институтах современной России можно наблюдать дисфункциональность?

8. Приведите примеры формальных и неформальных социальных институтов.

 

 

Практические задания

1. Заполните следующую таблицу:

Таблица 5.

Социальные институты

Социальный институт Цель Действующие лица (статусы) Идеология Черты культуры Символы
Религия (пример) Содействие соборным отношениям, углубление веры Священник, прихожанин Православие, мусульманство Церковь, собор Крест, иконы, библия
Государство          
Культура          
Образование          
Семья и брак          
Наука          
Власть          
Рынок          

2. Согласны ли вы с утверждением, что в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций?

3. Как вы относитесь к изменению традиционных ролей в семейных отношениях, а также к появлению новых форм семьи?

4. Где в настоящее время встречаются полигамные семьи? Чем объясняется их существование?

5. Возможно ли законодательное разрешение однополых браков в России? Аргументируйте свое мнение.

6. Охарактеризуйте социальные институты в различных сферах жизнедеятельности общества по следующим критериям: 1) каким целям служит (подчинена) данная экономическая (политическая, социальная или духовная) система? 2) какие функции она выполняет по отношению к обществу? 3) какие социальные нормы и санкции приняты в рассматриваемой системе? 4) каковы материальные, финансовые и иные ресурсы, которыми она располагает? 5) что представляют собой учреждения и группы лиц в них, наделенные властью для осуществления соответствующих функций и ролей, предписанных им обществом?

9.1. Институт собственности.

9.2. Институт рынка.

9.3. Институт государства.

9.4. Институт власти.

9.5. Институт образования.

9.6. Институт семьи.

9.7. Институт брака.

9.8. Институт науки.

9.9. Институт культуры.

9.10. Институт религии.

Темы докладов и рефератов

1. Образование как социальный институт: значение, функции и задачи.

2. Реформа образования в современной России: за и против.

3. Теоретические подходы к исследованию семьи:

3.1. Теория рационального выбора и обмена (Дж. Хоманс).

3.2. Теория символического взаимодействия (Г. Блумер, Дж. Г. Мид).

3.3. Структурно-функциональная теория (мезо- и макро-уровни анализа, Т. Парсонс).

3.4. Феминистские подходы к изучению семьи (К. Дельфи, Б. Фридан, И. Янг и др.)

4. Насилие в семье – статистика, причины, тенденции.

5. Сексуальное поведение в браке.

6. Потребность в детях и репродуктивные установки.

7. Кризис современной российской семьи: причины и пути выхода из него.

8. Формы семьи и брака.

9. Религия как социальный институт.

10. Культура и общество.

Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Природа человека такова, что для удовлетворения различных потребностей ему всегда нужно объединяться в общности и группы. В процессе своей социальной жизни человек вступает в великое множество различных групп.

Социальная группа – это совокупность индивидов, характеризующаяся общими интересами, установками и ориентациями, нормативной регламентацией совместной деятельностью в рамках собственного социального пространства.

Любая социальная группа состоит из следующих элементов (рис. 11).

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

           
   
 
ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ
   
ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ, НОРМЫ И САНКЦИИ
 
 

 

 


Рис. 11. Структура социальной труппы

 

Групповые процессы охватывают все изменения, происходящие в группе, в том числе ее развитие. Так или иначе, они имеют противоречивый характер, даже если группа сплоченная. Процессы социального взаимодействия в различных группах исследованы в теориях «социального обмена» и «символического интеракционизма». Деятельность группы и межличностные отношения в ней осуществляются прежде всего на ценностной и нормативной основах. Есть, конечно, и универсальные человеческие ценности, широко принятые в обществе и конкретных социальных группах (представления о добре, зле, счастье и т.д.). Но даже здесь могут возникать «разночтения», скажем, неодинаковое понимание добра в разных группах (в одной семье ценностью является готовность делать добро всем, кому только можно, в другой – помогать лишь ближним).

Наряду с ценностями общего характера существуют ценности, связанные с конкретными общественными явлениями и выступающие непосредственными регуляторами деятельности группы. Это могут быть ценности труда, образования, социальной активности, культуры и т.д.

Социальные группы можно классифицировать по нескольким основаниям (табл. 6).

По объему выделяют большие и малые социальные группы.

По происхождению – первичные и вторичные группы. Впервые социальные группы поделил на первичные и вторичные Чарльз Кули. Им был поставлен вопрос об участии человека в жизни нескольких социальных групп, каждая из которых оказывает влияние на процесс его становления и развития. Первичные группы являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида.

По характеру организации различают формальные и неформальные социальные группы. Такое деление впервые было предложено Элтоном Мэйо в ходе проведения им Хоторнского эксперимента.

По принадлежности индивидов к группе бывают ингруппы и аутгруппы.

По типу связи индивида с группой – группы членства и референтные группы. Эту классификацию ввел в научный оборот Г. Хаймен, большую роль в ее исследовании, особенно в изучении референтных групп, сыграли М. Шериф и Г. Келли.

По заданности положения социальные группы могут делиться на объективные и субъективные.

 

Таблица 6

Классификация социальных групп

Основание классификации Название группы Характеристика
По объему Большие: 1. Возникающие случайно: публика, толпа. 2. Возникающие в ходе исторического развития: нация, социальный класс 1) значительное число членов 2) отсутствие обязательных личных контактов между ними 3) незначительная степень внутренней сплоченности и организованности  

 

Продолжение табл. 6

  Малые: студенческая группа, семья, школьный класс 1) немногочисленный состав; 2) общая социальная деятельность членов; 3) личное общение; 4) эмоциональные отношения, групповые нормы и процессы
По происхождению Первичные: семья, друзья, соседская община 1) тесные, непосредственные связи, сотрудничество; 2) обеспечивают успешность социализации личности; 3) формируют моральные нормы; 4) средство поддержки людей; 5) высокая плотность взаимосвязей членов группы и идентификация их с ней
Вторичные: коллектив вуза для студента 1)отсутствие непосредственного взаимодействия членов; 2) ориентация на достижение цели
По характеру организации Формальные: кафедра или деканат в вузе 1) есть четкие правила организации и санкции; 2) высокая упорядоченность и управляемость действий; 3) наличие цели; 4) распределение всех позиций и ролей ее членов  
Неформальные: кружок любителей искусства или животных, этническая общность 1) нет жесткой нормативности; 2) поведение ее членов не регламентировано    

 

Окончание табл. 6

По принадлежности к ним индивидов Ингруппы: «моя семья», «моя студенческая группа» и т.д. Группы, к которым индивид чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы»
Аутгруппы: «другая семья», «другая студенческая группа» и т.д. Группы, для которых индивид подбирает символические значения: «не мы», «другие»  
По типу связи индивида с группой Группы членства Группа, в которую индивид входит небольшое или достаточно продолжительное время
Референтные группы 1) это реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки, или это группа, в которую индивид только «вошёл»; 2) выполняет функцию социализации, принятия социальных норм и ценностей желаемой группы; 3) является ориентиром для социального перемещения индивида
По заданности положения Объективные: социальный класс Позиция индивида задана, определена независимо от его воли, сознания, желания или потребности
Субъективные Формируются сознательными действиями людей

При классификации социальных групп можно выделить еще номинальные группы (от лат. nomen – имя, наименование), которые являются условными и статистическими, т.е. они не предполагают обязательных, тем более непосредственных связей между людьми. Это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и др. Выделение номинальных групп проводит сам исследователь, в этом смысле оно является искусственным. Тем не менее часть номинальных групп близка к реальным и может обладать качествами контактности и сплоченности. Так, пенсионеры России – это группа, которая имеет и реальный, и номинальный (статистический) характер.

Независимо от типа социальной группы каждой из них присущи специфические факторы функционирования, или групповая динамика.

Групповая динамика – это взаимодействие членов социальных групп между собой (рис. 12).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...