Тема 10. Социальная коммуникация
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Социальная коммуникация выступает одним из самых необходимых элементов взаимодействия людей, групп, народов, государств. Без коммуникации невозможно существование социума как такового. Социальная коммуникация – это: ü передача информации, идей, эмоций, чувств, оценок, ценностей посредством знаков и символов; ü процесс, который связывает отдельные части социальной системы друг с другом; ü механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов (рис. 16).
Рис. 16. Модель массовой коммуникации Г.Лассуэла
Существует также более расширенная модель, перекочевавшая из математики и кибернетики, – модель коммуникации, предложенная американскими математиками Клодом Шенноном и Уорреном Уивером в конце 40-х годов (рис. 17). Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, хотя сейчас ее уже можно считать ограниченной.
Рис. 17. Модель массовой коммуникации К.Шеннона и У.Уивера
Часто участники коммуникации не осознают того, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают, и это является причиной многих затруднений общения. Эта мысль, уже заложенная в модели Шеннона-Уивера, привлекла внимание и получила дальнейшее развитие в исследованиях М. де Флера, существенно модифицировавшего линейную модель коммуникации (рис. 18). В частности, он отмечает, что в коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, т.е. идея, возникшая в сознании отправителя, соответствует идее, возникшей в сознании получателя, то коммуникация состоялась. Однако, согласно де Флеру, полное соответствие является весьма редким.
В модели де Флера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера – отсутствие обратной связи. Он замыкает цепочку следования информации от источника до получателя петлей обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием «шума». Обратная связь дает коммуникатору возможность лучше приспособить свое сообщение к коммуникационному каналу для повышения, эффективности передачи информации и увеличения вероятности соответствия между отправленным и принятым значениями. Включение обратной связи на правах полноправного элемента в модели таких, казалось бы, односторонних процессов, как распространение информации с помощью СМИ – телевидения, радиовещания, прессы, на первый взгляд представляется проблематичным. Следует, однако, различать обратную связь первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в ходе прямого воздействия, и опосредованную связь второго порядка, возникающую на основе оценки результатов воздействия.
Рис. 18. Модель массовой коммуникации М. де Флера
Виды социальной коммуникации классифицируются: 1. По характеру аудитории: ü межличностная (индивидуализированная); ü специализированная (групповая); ü массовая. 2. По источнику сообщения: ü официальная (формальная); ü неформальная. 3. По каналу передачи: ü вербальная; ü невербальная.
Результатами социальной коммуникации являются социальные стереотипы и общественное мнение. Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь, такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими. Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно. Положительное значение стереотипов заключается в помощи ориентирования в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а также с подменой анализа информации воспроизведением стандартов поведения и оценки. Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения. Общественное мнение – э то оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях. Информационные барьеры – э то препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений. Возможные информационные барьеры: ü технические; ü психофизиологические (связаны со способностями человека к концентрации внимания, к скорописи); ü знаковые и смысловые (подразумевают способности распознавания знаков, знания слов и терминов специальных языков; умения восстанавливать смысл знаков в определенном контексте); ü ситуационные (возникают, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации). Примером неформальной коммуникации могут служить слухи. Слухи – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Слухи различают по содержанию, информационному наполнению потребностям: ü слух-мечта; ü слух-пугало; ü слух-разделитель. Факторами распространения слухов являются: 1. Проблемная ситуация, создающая информационную потребность. 2. Неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность. 3. Уровень тревожности индивидов. Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия): а) индивидуальный уровень: · адаптация к среде; · дезинтеграция индивида; б) групповой уровень: · сплочение; · разобщение; в) массовый уровень: · изменения общественного мнения и коллективного поведения. Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.
Ключевые понятия темы 10: Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Слухи – сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи. Социальная коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов. Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью.
Вопросы к семинару: 1. Основные определения социальной коммуникации. 2. Основные модели социальной коммуникации. 3. Виды социальной коммуникации. 4. Общественное мнение и социальные стереотипы. 5. Информационные барьеры. 6. Слухи как неформальная коммуникация.
Практическое задание:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|