Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Социальная коммуникация




Социальная коммуникация выступает одним из самых необходимых элементов взаимодействия людей, групп, народов, государств. Без коммуникации невозможно существование социума как такового.

Социальная коммуникация – это:

ü передача информации, идей, эмоций, чувств, оценок, ценностей посредством знаков и символов;

ü процесс, который связывает отдельные части социальной системы друг с другом;

ü механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека).

В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов (рис. 16).

 

 

Рис. 16. Модель массовой коммуникации Г.Лассуэла

 

Существует также более расширенная модель, перекочевавшая из математики и кибернетики, – модель коммуникации, предложенная американскими математиками Клодом Шенноном и Уорреном Уивером в конце 40-х годов (рис. 17). Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, хотя сейчас ее уже можно считать ограниченной.

 

 

Рис. 17. Модель массовой коммуникации

К.Шеннона и У.Уивера

 

Часто участники коммуникации не осознают того, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают, и это является причиной многих затруднений общения. Эта мысль, уже заложенная в модели Шеннона-Уивера, привлекла внимание и получила дальнейшее развитие в исследованиях М. де Флера, существенно модифицировавшего линейную модель коммуникации (рис. 18).

В частности, он отмечает, что в коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, т.е. идея, возникшая в сознании отправителя, соответствует идее, возникшей в сознании получателя, то коммуникация состоялась. Однако, согласно де Флеру, полное соответствие является весьма редким.

В модели де Флера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера – отсутствие обратной связи. Он замыкает цепочку следования информации от источника до получателя петлей обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием «шума». Обратная связь дает коммуникатору возможность лучше приспособить свое сообщение к коммуникационному каналу для повышения, эффективности передачи информации и увеличения вероятности соответствия между отправленным и принятым значениями.

Включение обратной связи на правах полноправного элемента в модели таких, казалось бы, односторонних процессов, как распространение информации с помощью СМИ – телевидения, радиовещания, прессы, на первый взгляд представляется проблематичным. Следует, однако, различать обратную связь первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в ходе прямого воздействия, и опосредованную связь второго порядка, возникающую на основе оценки результатов воздействия.

 

 

Рис. 18. Модель массовой коммуникации М. де Флера

 

Виды социальной коммуникации классифицируются:

1. По характеру аудитории:

ü межличностная (индивидуализированная);

ü специализированная (групповая);

ü массовая.

2. По источнику сообщения:

ü официальная (формальная);

ü неформальная.

3. По каналу передачи:

ü вербальная;

ü невербальная.

Результатами социальной коммуникации являются социальные стереотипы и общественное мнение.

Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь, такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно. Положительное значение стереотипов заключается в помощи ориентирования в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а также с подменой анализа информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.

Общественное мнение – э то оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Информационные барьеры – э то препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Возможные информационные барьеры:

ü технические;

ü психофизиологические (связаны со способностями человека к концентрации внимания, к скорописи);

ü знаковые и смысловые (подразумевают способности распознавания знаков, знания слов и терминов специальных языков; умения восстанавливать смысл знаков в определенном контексте);

ü ситуационные (возникают, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации).

Примером неформальной коммуникации могут служить слухи.

Слухи – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Слухи различают по содержанию, информационному наполнению потребностям:

ü слух-мечта;

ü слух-пугало;

ü слух-разделитель.

Факторами распространения слухов являются:

1. Проблемная ситуация, создающая информационную потребность.

2. Неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность.

3. Уровень тревожности индивидов.

Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия):

а) индивидуальный уровень:

· адаптация к среде;

· дезинтеграция индивида;

б) групповой уровень:

· сплочение;

· разобщение;

в) массовый уровень:

· изменения общественного мнения и коллективного поведения.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

 

Ключевые понятия темы 10:

Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.

Слухи – сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Социальная коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов.

Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью.

 

 

Вопросы к семинару:

1. Основные определения социальной коммуникации.

2. Основные модели социальной коммуникации.

3. Виды социальной коммуникации.

4. Общественное мнение и социальные стереотипы.

5. Информационные барьеры.

6. Слухи как неформальная коммуникация.

 

Практическое задание:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...