Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие дипломатии, и ее роль в международных отношениях и международной политике.




Две основные формы международного взаимодействия: сотрудничество и конфликт. Основные средства следовательно: дипломатия и военное насилие. Что же преобладает? Если обратиться с СМИ, может показаться, что преобладает насилие. Но на самом деле основное средство международно-политических взаимодействий не военное насилие, а дипломатия. В литературе можно встретить следующие доказательства преобладания дипломатии:

· почти каждое военное действие следует за неудавшимися переговорами, и соответственно каждое военное действие заканчивается переговорами.

· сравнение международных отношений с шахматами. Торг и невоенные действия преобладают над прямым насилием(шахом и матом).

· статистика. С 1815 до конца 20 века только 12% международных противоречий с участием великих держав переросли в войну.

Определение дипломатии - это основной способ взаимодействия между государствами в рамках которого они стремятся воздействовать на национаные интересы друг друга не прибегая к военной силе. Комментарии:

-грань между дипломатией и военным насилием может быть очень тонкой. В международной политической лексики времен холодной войны встречались термины "силовая дипломатия" и "дипломатия канонерок"(военные учения у границ государства на позиции которого хотят воздействовать; силовые рейды Израиля на Ливан")

-определение от противного говорит о том, что насилие и дипломатия, по сути, совершенно разные формы международного взаимодействия

-определение от противного важно, так как неправильно давать определение через перечисление форм дипломатии.

Главные функции дипломатии:

· урегулирование конфликтов между государствами

· неконфликтные двух и много сторонник взаимодействия между государствами как по основам, так и по текущим вопросам

· представительство в других государствах и международных организациях

Основные вехи в истории дипломатии.

В качестве источника используем книги Гарольда Николсона. Дипломатия существует с доисторических времен. Например, переговоры велись между двумя враждующими племенами, чтобы прервать битву, чтобы убрать раненых и убиитых, а посланников нельзя уничтожать, ибо не будет ответа тогда. Далее мы находим у Фукидида, когда он пишет о дипломатической конференции в Спарте в 432 г до н.э: он даже упоминает, что в это время там находилась торговая делегация из Афин и их допустили даже высказать позицию Афин. Покровителем посланников был Гермес. Он считался безобидным и бессовестным плутом и дипломаты часто жалели, что он их представитель. В древней Греции послами назначали ораторов, им нужно было лишь выступать с убедительными речами. Римляне не были хорошими дипломатами и основное средство для них - война. Лишь в последний период существования Рима, особенно в формате Византии почувствовалась потребность в дипломатии. Современная дипломатия зарождается в формате итальянских городов-государств в 13-14 веках. В России посольский приказ возник в 15 веке и возникает новый тип государственного деятеля - дипломат. В 14-16 веках дипломатами становились часто поэты и писатели(Петрарка, Данте, Бокаччо), иногда купцы и политики(Макиавелли). В 17-19 веках ситуация изменилась. Теперь в число дипломатов попадал узкий круг аристократии, связанный родственными узами и общей аристократической культурой. Ганс Моргентау использует к этому сообществу дипломатов термин "аристократический интернационал". Эти аристократы часто меняли своих патронов. Так, например, известен факт, что на Венском конгрессе советниками Александра Первого были 2 немца, корсиканец, поляк, швейцарец, грек и лишь один русский. Прикольная история: в начале 1860-х годов Бисмарк был на дипломатической службе в России. Когда он заканчивал свою миссию Александр 2 предложил ему остаться на русской дипломатической службе. Бисмарк отказывается, но не из-за патриотизма, а из-за своих планов и политических амбиций.

Каково значение Венского конгресса? Он сыграл большую роль в упорядочении дипломатической деятельности и ее профессионализации:

· дипломатию признали особым видом государственной деятельности

· установили категории дипломатических представителей

· решен чувствительный вопрос о старшинстве в дипломатическом корпусе. Ввели пост дуаена(старшины дип.корпуса), им назначали того, кто дольше всего был на этом посту в стране(среди разных дипломатов из разных стран)

· было заложено много обычаев дипломатической деятельности

Изменения дипломатической практики в 20 веке многочисленны и актуальны в наше время:

1. Тайная дипломатия сменяется открытой(демократической) дипломатией. Даже в странах с глубокими демократическими традициями контроль над внешней поилкой не принадлежал народу до Первой Мировой(условия франко-русского союза в Антанте стали известны лишь после их опубликования большевиками в 1918. Накануне первой мировой император Николай говорит, что неплохо было бы заключить союз с Германией, на что министр иностранных дел сказал, что Россия уже имеет союз с Францией, который исключает союз с Германией. Суть тайной дипломатии в том, что народ оказывается перед фактом последствий политики своего государства не будучи к ним готовым, а потому между государствами преобладало недоверие и подозрительно стр. После Первой Мировой войны ввели обязательную регистрацию всех международных договоров в Лиге Наций(сейчас все в реестре ООН); плюс ввели ратификацию наиболее важных внешнеполитических инструментов в парламентах. Правда вначале 1920-1930-х соблюдался последовательно принцип ратификации лишь США. Сейчас практика ратификации в парламенте, конгрессе или референдумах стала общепринятой во всех демократических государствах. В результате развития открытой дипломатии, внутренние силы играют все большую роль во внешней политики. Результатом двусторонних переговоров являются три договоренности: одна между сторонами и по одной между этими дипломатическими предстоит елями с внутри политическими силами в своих странах.

Дипломаты говорят об издержках открытой дипломатии:

· народ не несет последствия за принятые дип.решения и снижается личная ответственность у лиц, ведущих и принимающих переговоры

· депутаты не понимают, что внешняя политика должна учитывать интересы всех сторон

· депутатам частно свойственно эмоциональное отношения к внешней политике основанное на националистических или идеалистических позиций

· процедуры ратификации чреваты промедлением там, где необходимо быстрое принятие решений.

И после 1919 года остались элементы тайной дипломатии(Пакт Молотова-Рибентропа).

Отличие тайной дипломатии(не обнародуют) от тайных переговоров(решения потом обнародуют): тайные переговоры не ушли в прошлое и сохраняются, если речь касается щекотливых и сложных вопросов(устав ООН разрабатывали в большой секретности).

2. В 20 веке наблюдается снижение роли послов и посольств. Послы раньше выполняли многие функции собственноручно, теперь штат посольств сильно расширился. Ирония в том, что по мере роста профессионализма посольских работников их роль снижается. Их роль переносится либо в международные организации(Генассамблея ООН), либо дипломатические вопросы решают первые лица государств, министры иностранных дел. Причина1 - развитие средств коммуникации и возможность вести прямые переговоры. Причина 2 - усложнение причин и Глобализация мировой политики.

3. Терье новшество дипломатии в 20 веке - все шире практикуют многостороннюю дипломатию. Связано это прежде всего с функционированием Лиги Наций, а затем ООН по причине роста числа и актуальности глобальных проблем.

4. Следующее новшество 20 века - распространение неформальной дипломатии(слов мида, военных парадов, приведение войск в боевую готовность) наряду с формальной. Неформальная дипломатия является элементом искусства управления внешней политикой, но минус в том, что ее могут неправильно понять, особенно общественность. Разновидностью неформальной дипломатии является публичная дипломатия (информированние зарубежной общественности об интересах данного государства и его ценностных установок с целью создания привлекательного образа данного государства).

5. Следующее новшество дипломатии 20 века - влияние на нее информационных технологий. Раньше были письма, которые шли месяцами и даже годами. Современные средства связи деморализуют дипломатию и ставят под угрозу само ее существование. Американский госсекретарь госкерри предложил назначить посла для представления интересов США в киберпространстве!

6. Последнее новшество в 20 веке - это Парадипломатия - деятельность на международной арене и деятельность в интересах своей страны представителей гражданского общества(представители суб-государственных единиц: штаты, города; парламентарии; гражданские лица, выезжающие зарубеж). Все это нашло отражение в Венской конвенции 1961 о "дипломатическом праве".

Международный торг.

Торг - это вид дипломатических отношений, чаще всего переговоров, имеющих особенности:

· конфликт интересов между сторонами

· задача каждой из сторон уйти как можно дальше от своего "компромиссного минимума" и вынудить оппонента сделать обратное

· оппоненты в позиционировании своих интересов мыслят рационально, нельзя вести торг с фанатиками.

В торге важно сопоставление собственных интересов и интересов противоположной стороны. Если затронуты основные интересы, то компромисса быть не может. В таком случае следует оценить интересы оппонента. Если у него затронуты второстепенные интересы, то можно и нужно вынудить оппонента к компромиссу; если же и у оппонента тоже основные интересы затронуты, то нужно либо переформулировать позицию, либо ситуация будет чревата насильственными действиями.

Надо иметь ввиду, что торг - это и искусство и наука. Американец Раппополь говорил "Торг это сочетание дебатов и игры". В таких вещах важно знание психологических условий проведения торга. Когда говорим о торге как игре, то тут игра интересов(покупка и продажа интересов = торг в прямом смысле слова) в таком случае военное и экономическое обеспечение становится важнее.

Военные средства обеспечения торга. Существуют в торге средства поощрения и наказания оппонента. Средство поощрения - снабжение вооружениием в обмен на голоса на Генассамблее ООН; согласие на размещение военной базы в обмен на экономическую помощь; оборонительные военные союзы в обмен на лояльность. Средство угроз - демонстрация применения военной силы, угроза применения военной силы.

В наше время правило, что "хорошая дипломатия - это дипломатия за которой стоят пушки" подвергается сомнению:

· -атруднительно использовать самые мощные вооружения

· согласно дилемме безопасности, чем сильнее оппонент, тем большее чувство угрозы он вызывает у противоположной стороны и тем менее она уступчива.

· военная угроза не эффективна в гражданских войнах и против националистически настроенных государств

Вывод: В современном мире оружие как средство торга эффективнее как поощрение, чем как угроза.

Экономические средства обеспечения торга. Экономические средства поощрения - льготные кредиты, снижение налоговых тарифов и т.д.Экономическое наказание - эмбарго, бойкот товаров этой страны, замораживание финансовых активов и т.д.Экономические санкции малоэффективны и действуют лишь в 1/3 случаев. Причина в наличии других покупателей у наказываемой страны и наличие черного рынка. Страдает гражданское население, хотя санкции идут против политического режима. Несут убытки и невинные страны у кого с наказываемой страной наиболее тесные связи.

Вывод: в современном мире средства поощрения намного эффективнее санкций.

Психологические средства обеспечения торга:

-не ведите позиционный торг(ведите по поводу интересов, а не сформированных позиций. Две сестры имели один апельсин и хотели поделить. Каждая претендовала на целый апельсин. Посредник задал каждый вопрос, почему хочешь целый апельсин, а не половину? Первая сказала, что она хочет пирог печь и нужна цедра, а вторая сказала, что хочет сок. Разрешили спор отдав кожуру одной, а мякоть другой)

-угрозы и обещания должны быть убедительными. Киссинджер "блеф в серьезной форме более действенный, чем серьезная угроза, воспринимаемая как блеф".

-учет стиля переговоров и особенностей, свойственных другой стороне. На фарси слово компромисс имеет лишь отрицательный смысл(наше единство было скомпрометировано), а слово посредник(непрошенный и назойливый человек). Генсек ООН, приехав в Иран после захвата америкосов сказал, что приехал в Иран в качестве посредника для налаживания компромисса и его машину иранцы забросали камнями.

 

ЛЕКЦИЯ 4 Тема: "Военная сила в мировой политике".

В современном мире наблюдаются новые тенденции в применении насилия. В 1993 году не было ни одной войны между государствами, но были 34 внутригосударственных конфликта.

Современные тенденции в применении военной силы.

Основное внимание классическим межгосударственным войнам выделяют. Но есть и другие виды: пограничные рейды, инциденты на границе, интервенции и другие варианты применения военной силы без войны. Различия с классической войной кажется очевидным. В международном праве существовал раздел "право войны". Это право существовало до принятия устава ООН, где применение войны, как формы внешней политики, считается нелегитимным. Но войны остались. Правда теперь слово война стараются избегать те, кто прибегают к войне и разным формам насилия. Чтобы избежать путаницы в понятиях, что есть война, а что применение военной силы есть разные типы:

Международная война. Продолжительные военные действия между как минимум одним признанным суверенным государством и другим государственным образованием(может быть даже не суверенным государством), при количестве жертв среди военных не менее 1000 человек.

Современные тенденции в области международных войн:

1. Абсолютное число войн за последние 200 лет сокращается. Наиболее явно это прослеживается после Второй Мировой.

2. Однако количество жертв в войнах возрастает, что связано с совершенствованием вооружений.

3. Численность государств, как потенциальных участников международных войн увеличилась более чем 3 раза. После второй мировой наступил относительно мирный период в международных отношениях. Только 10% суверенных государств были вовлечены в международные войны после 1965 года.

4. После 1945 сокращается число войн с участием великих держав и между самими этими державами. Феномен отсутствия войн между великими державами с 1945 года - длиннейший в истории и его называют "длинным миром". Американец Роуз Кранц, специалист в международных отношениях так высказался об этом: "При изменяющемся балансе сил в современных международных отношениях, вряд ли возникнет война между уходящим лидером и новыми лидерами. Даже учитывая возможность вызова со стороны Китая в 2020-е годы, военный конфликт, тем не менее, маловероятен, т.к. если политическая мощь отталкивает, то экономическая наоборот притягивает". Однако оптимизм по поводу уменьшения международных войн должен быть сдержанным и вот доводы в пользу этого:

· Предыдущий период мира был паузой между Франко-Прусской войной и Первой Мировой войной, и длился 42 года, но закончился мировой войной.

· Утверждается, что международные войны будут идти и дальше, но на территории стран периферии.

· Возобновились войны среднего уровня в Европе в 90-е годы на Балканах, а также на территории бывшего СССР.

· Существует постоянная напряженность между Китаем и Тайванем. Китай говорит, что в случае объявления Тайванем суверенитета Китай объявит ему войну.

· Есть мнение, что возможность войны между великими державами остается. Также не исключается возможная война между Россией и Китаем. Нельзя считать исключенной войну между Россией и США. После 1991 года такой риск повышается.

Особенности международных войн современности:

1. технологическая революция в военном деле. Возможность нанесения бесконтактных и высокоточных ударов; возможность использования массового несмертельного оружия(оружие с обедненным ураном). Если стороны неадекватно развиты, то это приводит к асимметричным войнам.

2. информационно-психологическое обеспечения войны. Задача при этом дезинформация противника и ограничить его возможность получать достоверную информацию о военных действиях. Специалистов такого профиля в Америке готовят в центре Кеннеди.

Применение военной силы без войны. В современном мире этот тип военного насилия встречается чаще, чем международные войны. Периодические обмены военными ударами между Индией и Пакистаном; рейды Израиля в Ливан; рейды Турции в иракский Курдистана и т.д. Это все называют дипломатией насилия или принудительной дипломатией.

Гражданская война. Это не новый феномен в международных отношениях. Особенностью является их особая жестокость. Это преобладающий тип в современной мировой политике. Это связано с тем, что холодная война окончилась. Она загнила вглубь имеющиеся конфликты идентичности, которые существовали в целом ряде регионов и стран и до холодной войны. Тенденции в области гражданских войн:

· интернационализация и вовлечение военных сил извне.

· преобладают этно-конфессиональные войны в современном мире. Сейчас в мире около 200 сепаратистских анклавов и лишь 10% государств являются можноэтническими и мононациональными.

Становится ли международная система более мирной или более конфликтной?

За более безопасную аргументы:

1. на протяжении 3-х поколений не было глобальных войн

2. вообще международные войны даже с участием периферийных государств становятся редкими

3. холодная война закончилась мирным путем

За более конфликтную аргументы:

1. благодаря росту числа гражданских конфликтов жертвы среди мирного населения количество жертв среди мирного населения составляет 90%, а количество беженцев с 1970-х увеличилось более чем в 10 раз.

2. гражданские войны из стран третьего мира на Европу распространилась

3. целый ряд стран и негосударственных акторов стремится к ядерному оружию и ракетным технологиям.

Предпосылки войны, теория и реальность:

Индивидуальные:

Тип личности лидера важен. Если лидер склонен к применению насилия, то риск объявления этим государством войны возрастает. Особенности процедуры принятия решений и коммуникационных процессов, которые обуславливают неверную интерпритацию лидером импульсов, идущих из вне. Эмоции и настроения в обществе тоже играют роль, мол кто придет к власти. Наименее убедительна идея, что некоторые народы агрессивнее, чем другие. Аргументы против этой идеи:

· все народы вели войны, а те народы, которые причисляют к наиболее агрессивным имели в своей истории мирные периуды.

· женщины во власти ведут себя также как и мужчины в схожих обстоятельствах; но другие думают, что женщины менее воинственны

национально-государственные:

1. Национальная мощь. Иногда говорят, что воюют наиболее мощьные, но это не так. С самыми разными потенциалами воюют государствами. Склонность к внешней агрессии и внешним конфликтам повышается тогда, когда государство находится на стадии становления национального могущества.

2. Отсутствие сырьевой базы может быть катализатором агрессии(но тут контр-пример Японии).

3. Тип политического режима и склонность к войне. "Демократии не воюют между собой", но воюют с другими.

4. Предпосылкой войны может быть внутренняя нестабильность. Могут попытаться решить внутренние проблемы за счет маленькой победоносной войны.

5. Наличие мощного военно-промышленного комплекса. Но это неоднозначное мнение.

системно-международные:

1. Смена международного лидера. Период безвластия может вылиться в масштабную войну.

2. Нарушение баланса сил, в частности, военного паритета между великими державами.

3. Наличие международных военных альянсов.

4. Территориальная близость потенциальных соперников.

5. Гонка вооружений. Она предшествует не всем войнам, но при наличии ее вероятность войны возрастает в разы.

Вывод о Предпосылках войны: точно определить предпосылки войны очень сложно, так как войны на разных уровнях могут иметь разные предпосылки.

Последствия войн в истории мировой политики и на современном этапе:

1. человеческие потери

2. перераспределение сил на мировой арене

3. риски для правительств и лидеров государств(независимо от того, победитель страна или побежденная)

4. возможное изменение ценностных ориентаций в обществе(или только в элите)

5. осознание политиками невозможности применения новейшего оружия

 

ЛЕКЦИЯ 5. Тема: "Великие державы в мировой политике: США"

Понятие великой державы.

Юридически все государства равны, а политически представляют иерархическую пирамиду, наверху которой великие державы. Великая держава - это государство-лидер, способное оказывать наивысшее по критериям своего времени влияние на международную жизнь(на глобальном и региональном уровне), и в силу этого обладающая глобальной или региональной сферой влияния.

В современном мире глобальные великие державы это:

· Россия(с оговорками по экономической части)

· Китай(с оговорками по уровню жизни)

· Великобритания

· Франция

· Грмания

· Япония

А США - сверхдержава.

Понятие великой державы носит исторический характер. Нынешние лидеры не всегда такими были. Англия и Франция - 500 лет; Россия и Германия - около 250 лет; Япония и США - 100 лет; Китай - 60 лет. Сила политических держав базируется на внешнеполитических ресурсах. Сюда относят материальные(геополитической положение, демография, экономика, военная мощь); нематериальные(эффективное государство и наличие союзников, социальные - сплоченность общества и репутация государства на международной арене, идеология, культура, информационные ресурсы "степень включенности в глобальное информационное пространство", научно-технические и образовательные). Отсюда же и составляющие мягкой силы черпаются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...