Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешнеполитические ресурсы России.




Географические ресурсы.

Территория СССР была 1/6 частью суши, а Россия 1/8. Окружение России никогда не отличалось особым миролюбием. Сейчас Россия окружена бывшими советскими республиками, но положение ее не стало более оптимистичным из-за проблем с СНГ. Россия впервые столкнулась с эксклавной территорией(Калининград).

Демографические ресурсы.

На момент распада СССР там проживало 283 млн человек. В 90-х Россия пережила черный крест. Сейчас в России около 143 млн. Сегодняшняя ситуация в России сильно отличается от СССР и российской империи. Раньше русских было всегда не более 50%, а сейчас 77,8% составляют.

Экономические ресурсы.

Самые большие в мире запасы минеральных и энергетических ресурсов. Однако, тут следует вспомнить о ресурсном проклятии. Роль машиностроения России на мировом рынке около 0.4%. Сейчас Россия пытается перейти на путь инноваций. Возможно, что Россия слишком поздно взялась за это, т.к:

· Цена на ресурсы падает

· недостаточное финансирование сферы образования, что скажется на кадрах и на идеях

· опасность сланцевой революции

Еще одна беда России - бедность. Огромен разрыв в уровне жизни между регионами.

Военные ресурсы.

События августа 2008 показали серьезное отставание вооруженных сил России от инновационных технологий. Со времени СССР мы оставили все заморские базы, кроме сирии.

Выводы лекции: Россия остается глобальной великой державой исходя из:

· территории

· Экономических ресурсов

· военного потенциала

· международного престижа

Однако она ниже СССР по:

· экономике

· качеству жизни

· состоянию армии

· участии в информационно-технологической революции

Следует учитывать, что в кругу великих держав 21 века не будет места экономически слабым государствам.

 

ЛЕКЦИЯ 8. Тема: "Международные организации в мировой политике".

ООН.

Прежде всего, надо сказать о Предпосылках создания. Главная из них - Вторая Мировая Война, как и раньше подобная организация после большой войны появляется. Еще одна предпосылка - негативный опыт великой депрессии 1930-х. В первой половине 20 века международное разделение оказывается столь развитым, а потребность в кооперативных структурах столь велика, что призывают Брейтонвильские структуры.

Структура ООН:

· совет безопасности

· экономический и социальный совет

· секретариат

· совет по опеке

· международный суд

· генеральная ассамблея.

+около 20 специализированных агентств(Юнеско, всемирная организация здравоохранения, МВФ и т.д.)

+десятки программ специализированных фондов(ЮНИСЕФ, управление верховного комиссара ООН по делам беженцев и т.д.)

Сюда надо добавить организации, которые не входят в состав, но являются ассоциативными членами(Магате, ВТО и т.д.)

Генеральная ассамблея. Уникальный орган, так как туда входят 193 государства. При создании ООН в Генассамблее превалировали страны Запада, а на сегодняшний день превалируют развивающие страны. Все резолюции и декларации носят рекомендательный характер. На вопрос, зачем они тогда? - Там ставятся крупные международные проблемы. Через какое-то время на их основе принимаются всеобщие обязательные декларации.

Совет безопасности. Уникальность в том, что это единственная в мире международная структура, принижающая обязывающие для всех стран мира решения, хотя это не значит, что их воплотят на деле. Некоторые говорят, что тут авторитарный диктат меньшинства, но это не так. Прецедент лиги наций(Там было наоборот. Обязательные решения принимались всеми, а ставили международные проблемы лишь избранные. Фишка в том, что при такой палитре интересов, договориться практически невозможно). В совете 5 постоянных и 10 избираемых каждые 2 года членов.

Международный суд ООН. В суд обращаются лишь те, кто признают юрисдикцию этого суда, но таких стран не больше половины. Решения суда могут игнорироваться, потому что суд и ООН в целом не располагают инструментами принуждения. За время существования менее 100 дел рассмотрел. Низкая эффективность из принципа суверенитета стран вытекает.

Генеральный секретарь. Фигура не политическая, а административная. Косвенное подтверждение - все генсеки представляли не самые влиятельные страны мира: Трюгери(Норвегия), Дал Хаммершильд(Швеция) У Тан(Бирма), Курт Вальтхайм(Австрия), Перес де Пейо(Перу), Бутрос-Гали(Египет), Кофи Аннан(Гана), Пан Ги Мун(Южная Корея). Из всех лишь швед попытался оказать влияние на освободительную борьбу бельгийского конго, и погиб в авиакатастрофе в Африке.

Оценка деятельности ООН: Уникальная площадка для глобального сотрудничества тех, кто этого желает. Но Главная миссия ООН в миротворчестве, где проблемы и даже провалы

Провалы и проблемы ООН:

· В комплектовании и финансировании международных контингентов большую роль играют развивающиеся силы, чем развитые

· Распределяют ресурсы на миротворчестве США и их союзники, при том лоббируются в основном те операции, которые считают для себя приоритетными США и компания.

· По югославским делам карла дель понто признала, что администрация ООН, под юрисдикцией которой находились Косово до независимости, закрывала глаза на криминал косоваров. Это говорит о предвзятости ООН.

· Несовершенство концепции миротворчества. У них может быть лишь легкое стрелковое оружие, применяя его лишь для обороны. В случае гражданской войны миротворцы могут войти лишь с согласия правительства страны, которое само может быть стороной конфликта и препятствовать такому действию.

· Миротворческие контингенты формируются из военнослужащих незаинтересованных в конфликте стран.

Вывод о миротворческой деятельности ООН: США скептически относятся к миротворчеству. Россия поддерживает миротворческую роль ООН. С 1945 внесли в устав ООН всего 5 поправок.

Проблемы реформирования ООН:

· Некоторые резолюции совета безопасности принимать без права вето простым большинством голосов

· Ввести на постоянной основе Японию, Германию, Индию, Индонезию, Бразилию

· Изменить ситуацию, связанную с тем, что Совбез ориентированности на решение задач интересных странам запада

· Изменить ситуацию, согласно которой решения генеральной ассамблеи связаны мелкотемьем и не охватывают больших проблем

· Предлагается внести ряд изменений касаемо гуманитарных интервенций, право на превентивные операции

Вывод по реформированию ООН: Организация в кризисе и остро нуждается в реформировании, поскольку с момента образования данной организации по сей день изменились политические реалии.

ЕС.

Евросоюз формально считается межправительственной, региональной, многофункциональной организацией. На деле же является конфедеративной формой государственного образования. В 2013 в ЕС 28 государств. Есть проблема критериев вступления в Евросоюз. Тут прежде всего экономика.

Этапы интеграции:

1. Свободная торговая зона

2. Таможенный союз

3. Создание общего рынка

4. Валютный союз в 17 государствах и образуют центробанк

5. Создание политического союза. К нему пытаются перейти, но большие проблемы. В 1999 амстердамский договор, определяющий внешнюю оборонную политику, но тоже провалился. Старые и новые члены ЕС по-разному относятся к США и России.

Вывод: в споре между евро скептиками и евро оптимистами верх берут евроскептики, так как неясно, до какого уровня может развиваться интеграция в Европе.

Россия-ЕС. Противоречивая взаимозависимость. На ЕС приходится 40% внешней торговли России. РФ 3 после США и Китая партнер России. 50% потребляемого газа Европа покупает у России. Члены ЕС не подписали ДОВСЕ. Есть разногласия о признании Косово, южной Осетии и абхазии. Лондон предоставлял убежище боевикам.

Вывод отношений РФ-ЕС: Лавров назвал наши отношения "множественный кризис":

· Россия стала жёстче сильнее с 90-х годов

· В Западной Европе лидеры сменились

· «Младоевропейцы»(Поляки, Болгары, Прибалты) не любят Россию

НАТО.

Это самый успешный военный альянс в мире. Успешность его в том, что он смог пережить самое тяжкое, что может быть с военным альянсом - утрату противника. Предпосылки создания. После второй мировой военно-политическое положение советского союза было самым сильным. Экономической основой для создания стал план маршала, а политической - фултонская речь Черчилля. Инициаторами НАТО были европейские страны, после советской блокады Берлина. Главная задача НАТО - коллективная оборона, но ни разу это еще не вступало в силу. По логике холодной войны ОВД и НАТО были мощными военными кулаками своих блоков, но были и различия. В странах НАТО преобладали отношения на основе консенсуса(Франция захотела и вышла из военной части при сохранении политической, США осудили операцию Англии, Франции и Израиля против Египта из-за суэцкого кризиса), что не в пример ситуации в Венгрии и Чехословакии, когда СССР вводил войска.

С 1991 приняли 3 стратегических концепции:

· 1991 в Риме. Решение о сохранении альянса на прежних принципах коллективной обороны; совет Североатлантического сотрудничества;

· 1999. Предусматривалось расширение географии решаемых задач. Расширился спектр угроз безопасности членам НАТО. В стратегии четко не оговаривалась необходимость мандата ООН на эти операции. Первое расширение альянса за счет Чехии, Венгрии и Польши.

· 2010 в Лиссабоне. Повышенное внимание уделяется отношениям с Россией. Определили новую сферу ответственности(поддержание энергетической безопасности в мире).

Разногласия между Россией и НАТО:

· глобальная миссия, которую НАТО на себя возлагает не удовлетворяет Россию

· НАТО не отказалось от традиционной роли противодействия России

· Вхождение в НАТО Украины и Грузии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...