Международные усилия в области решения проблем развивающихся стран.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Первоначально международные усилия предпринимались самими развивающимися странами. Прежде всего, это был бойкот ГАТТ, которое они не без основания считали «клубом богатых стран», так как правила этого соглашения отвечали интересам в основном развитых стран. В ответ в 1964 г. была создана Конференция ООН по Торговле и Развитию (ЮНКТАД) как структурное подразделение ООН, цель которого состояла в создании благоприятных международных условий торговли для развивающихся стран, что должно было способствовать, по замыслу основателей организации, получению ими прибыли от торговли и их экономическому развитию. У истоков создания ЮНКТАД и ее первым президентом был аргентинский экономист Рауль Пребиш. Замысел создания организации так и не реализовался: как было сказано выше, все успехи, достигнутые отдельными группами развивающихся стран, не связаны с ЮНКТАД. Следующим этапом объединенных усилий развивающихся стран стала борьба за Новый Мировой Экономический Порядок (НМЭП), развернувшаяся в 1970-1980-х гг. В этой борьбе друг другу противостояли две организации – Группа-77 (G77) и ОЭСР. Первая объединяла развивающиеся страны, вторая – развитые государства Запада. В 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация об установлении нового международного экономического порядка. Требования НМЭП со стороны G77 состояли в следующем: выравнивание цен на сельскохозяйственную продукцию на мировом рынке, льготные условия кредитования развивающихся стран, больший доступ к передовым западным технологиям, ограничение вывоза прибыли транснациональными корпорациями. Очевидно, что эти требования носили нерыночный характер, так как рынок всегда работает в пользу сильнейшего. Все структуры Запада восстали против требований НМЭП. Развивающиеся же страны не смогли объединить усилия для коллективных действий, так как, во-первых, до 90% средств на их развитие поступало из внешних (западных) источников, во-вторых, в рядах развивающихся стран не было единства интересов. Они были (и остаются) конкурентами по отношению друг к другу, поскольку в большинстве своем специализируются на предоставлении ресурсов для развитых стран, а не на внутри- и межрегиональной кооперации. Проект НМЭП не состоялся.
Однако что-то предпринимать в отношении проблем развивающихся стран было необходимо, иначе это серьезно отразилось бы на благополучии стран Запада. В конце 1980-х гг. к решению проблемы подключились Всемирный банк, МВФ, страны G7, а также другие развитые страны и позже Россия. Характерно, что все усилия были направлены только на нормализацию долговой ситуации, что отвечало интересам самих стран-кредиторов. Кредитор основных мировых должников – США – первым предпринял усилия по нормализации финансовой ситуации в развивающихся странах. В 1985 г. министр финансов США Дж.Бейкер признал, что для решения проблемы долга развивающихся стран необходимо восстановить их экономический рост. Предлагался многоступенчатый план, который, впрочем, не дал необходимых результатов, хотя и предполагал выдачу новых кредитов развивающимся странам со стороны МВФ и американских коммерческих банков. Более эффективным и благожелательно воспринятым в развивающихся странах был план министра финансов США Н.Бреди, содержавший предложения по списанию внешних долгов развивающихся стран (1989 г.). План Бреди облегчил долговое бремя семнадцати крупнейшим странам-должникам, хотя их долг оставался еще крупным и отвлекал значительные средства от экономического роста. Последующие усилия международного сообщества по облегчению социально-экономического положения развивающихся стран сводятся к двум основным направлениям. Первое – гуманитарная помощь. Ее пропагандируют благотворительные организации и неправительственные фонды, предупреждающие, что сокращение помощи бедным странам оборвет жизнь многих миллионов людей. 60% всех средств, выделяемых в мире в рамках официальной помощи на цели развития, приходится на страны ЕС. Критики этой формы помощи ссылаются на то, что гуманитарная помощь «съедается» коррупцией и просто «проедается», не используясь для экономического развития. По некоторым данным, с 1960-х гг. Африка получила около одного трлн. долл. разных видов помощи, а ситуация там сегодня хуже, чем была полвека назад.
Второе направление – продолжение политики списания долгов, начатое США. Бывшие страны-метрополии – Франция и Англия - продолжили эту инициативу Соединенных Штатов в 2000-х гг., определив около 40 беднейших стран мира, нуждающихся в облегчении долгового бремени. К ним присоединилась Россия, должники которой находятся в основном в Африке. Преобладающая часть их долга приходится на поставки военной техники (в основном, в период холодной войны). Данное направление помощи развивающимся странам также имеет свои ограничения: это иждивенческие настроения тех развивающихся стран, которые не вошли в группу наиболее нуждающихся; они просят зачислить их в «беднейшие», чтобы получить привилегию списания долгов вместо того, чтобы использовать собственные возможности для экономического роста. На сегодняшний день существуют десятки программ борьбы с бедностью. Что же может решить проблему отсталости развивающихся стран? Принципиально – ничего, так как ресурсов Земли не хватит на то, чтобы обеспечить повсеместно уровень жизни таким, как на Западе. Если же говорить о приближении уровня жизни в развивающихся странах к развитым странам, то первостепенную роль должно сыграть изменение экономической политики развитых стран: снижение их государственных субсидий сельскохозяйственного производства, что сегодня резко снижает его рыночную стоимость по отношению к стоимости продукции развивающихся стран, и понижение таможенных пошлин на весь импорт из стран Периферии. Однако, несмотря не то, что проблема отсталости бьет и по развитым странам, на сегодняшний день никаких коллективных мер с их стороны не предпринимается.
ЛЕКЦИЯ 13. Тема: "энергетическая составляющая мировой политики". Энергетическая бесопасность: многостороннего содержание. Свою роль энергетический фактор приобрел после первого энергетического кризиса 1973. Сегодня все очень политизировано: · Источники невозобновляемы, а потребности растут. Отсюда конкуренция между импортерами · Прямая зависимость между ценами на нефть и газ и текущим состоянием международных отношений. Энергетический кризис 1973 был спровоцирован арабо-израильской войной. В результате 4-х кратный рост цент на нефть. В 1980-е цена нефти подскочила с 12 до 50 долларов из-за Ирано-Иракской войны. В 90-е ситуация стабилизировалась и цены сильно упали, а с 2000-х пошли вверх. · НАТО на одном из последних самшитов в 2010 объявило об ответственности за глобальную объективную безопасность. В 2006 сказали, что поставки топлива входят в число главных рисков для стран НАТО. Энергетическая безопасность. Первоначально это понятие рассматривалось с точки зрения импортеров сырья, заинтересованных в стабильных поставках по стабильным ценам. Накануне Первой Мировой Черчиль принял решение перевести корабли британского флота с угля на нефть, чтобы поднять производительность двигателей. Это означало зависимость от поставок нефти с ближнего востока. Ключем к энергетической безопасности с тех пор стала диверсификация источников энергии. Сегодня не только в диверсификации дело. Добавились: · экологическая преемственность поколений · энергосбережение за последние 30 лет ВВП США вырос на 150%, а энергопотребление · использование возобновляемых источников · переход от простых поставок к долгосрочному сотрудничеству Факторы изменений на энергетических рынках. В 1980 по 2005 потребление энергии выросло на 60%, а с 2005 по 2030 возрастет еще на 50%. Динамика спроса на энергию отличается между развитыми и развивающимися странами. В 1980-е развитые потребляли в 2 раза больше, чем развивающиеся. Во второй половине 1990-х потребление развивающихся стало быстро расти. К 2015 развитые страны будут отставать от развивающихся по потреблению. К 2030 развивающиеся страны будут потреблять в 1,5 раза больше энергоресурсов, чем развитые. В развитых идет переход к постиндустриальной энергетики.
Вывод: Современное развитие мировой энергетики происходит под влиянием двух процессов: быстрого роста потребления в индустриальных и переход к пост модерну в развитых странах. Обладая дешевыми энергоресурсами в ближайшие 20 лет Россия наврядли пойдет по стопам развитых стран. Сланцевый бум. Активнее всего в США развитой все это. Цена достаточно высока, но быстро снижается. В 2009 США вышли на первое место в мире по добыче газа. Эта революция может стать мировой и роль России будет неизбежно снижаться. Но не все неоднозначно. Эксперты еще не научились просчитывать "срок жизни" сланцевых месторождений. В США несколько факторов обеспечили успех сланцевых мероприятий: · множество компаний · высокие цены на газ · географический фактор Именно в России были первые разработчики, первые основы добычи сланцевого газа. В западной Сибири одно из крупнейших месторождений сланцевой нефти, однако экономически невыгодна ее добыча. Нынешняя международная система по энергетической безопасности была создана после кризиса 1973. Изначальная цель - координация действий индустриальных стран и недопустимости использования нефтяного оружия. Ключевыми элементами международной системы энергетической безопасности являются: · МЭА · стратегические запасы нефти · непрерывный мониторинг и анализ энергоносителей · согласованное экстренное распределение энергоресурсов Было лишь 3 случая вскрытия стратегических запасов: в 1991 из за нападения Ирака на кувейт, в 2005 после урагана Катрина, в 2008 после бума цен на нефть. В 1990-е система расширяет ся из-за участия развивающихся стран. Создается МЭФ, куда входит и МЭА. Существуют проблемы в отношениях между экспортерами и импортерами. Развитые страны лишены контроля над основными запасами ресурсами, а значит вынуждены зависить от развивающихся стран. Такая ситуация не нравится развитым. По оценкам МЭА мир отстает на 20% по объемам капиталов лужений в разработку и добычу энергоресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|