Метрологическое обеспечение
Стр 1 из 13Следующая ⇒ С.С. Харченко С.В. Беляев МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ Учебно-методическое пособие Для выполнения контрольной работы По дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» Для курсантов, слушателей и студентов Всех форм обучения
Иваново 2012 УДК 001.8 ББК 73
Харченко С.С., Беляев С.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебно-методическое пособие для выполнения контрольной работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация».- Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2012 - 121 с.
Учебно-методическое пособие содержит введение, в котором показано место дисциплины, приведены требования государственного образовательного стандарта в отношении объема необходимых знаний в рамках этой дисциплины и основную часть, в которую включены задания и теоретические основы для выполнения контрольной работы, список источников информации и приложения. Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, студентов и слушателей, обучающихся по специальностям: 280104.65 (280705) «Пожарная безопасность», 280103.65 «Защита в чрезвычайных ситуациях», направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Учебное пособие может быть полезно аспирантам и адъюнктам, а также преподавателям в организации учебного процесса при проведении практических и лабораторных занятий по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация».
Рассмотрено и рекомендовано к публикации кафедрой «Физика и теплотехника». Протокол № 16 от 17.04.2012 г.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета института.
Протокол № 3 от 19.04.2012 г.
Рецензенты: старший преподаватель кафедры «Механика и инженерная графика» ИвИ ГПС МЧС России, к.т.н. – А.В. Топоров; доцент кафедры стандартизации, качества, сертификации и технической диагностики в строительстве Ивановского государственного архитектурно-строительного университета, к.т.н. – А.В. Гущин.
Ó ИвИ ГПС МЧС России, 2012 Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является одной из важнейших составляющих процесса эффективного закрепления, углубления и совершенствования знаний, полученных при изучении вопросов законодательного и нормативного обеспечения пожарной безопасности, проведения процедур, связанных с экспертизой документации и технологических процессов производств, контрольно-надзорных действий, законодательного и нормативного обеспечения техносферной безопасности. Включение этой дисциплины в государственные образовательные стандарты многих специальностей способствует повышению общего образовательного уровня специалистов различной направленности, в том числе и в области пожарной безопасности. Включение указанного курса в учебный план слушателей Ивановского института ГПС МЧС России обусловлено необходимостью формирования современного подхода к проблемам обеспечения и подтверждения безопасности и качества продукции, работ, услуг. Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» базируется на знаниях полученных курсантами, студентами и слушателями при изучении правоведения, высшей математики, физики, технологии системного анализа и принятия решений, законодательства в БЖД, пожарной безопасности в строительстве, т.е. курсов дисциплин математического и естественнонаучного цикла (Б2), входящих в модули «Высшая математика» и «Физика», читаемых в 1–3 семестрах. Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» представляет собой дисциплину базовой части цикла профессиональных дисциплин (Б3). Обучающиеся по данному курсу должны знать основы математического системного анализа, теории управления и принятия решений, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, общего курса физики.
Целями изучения дисциплины являются: - формирование и закрепление знаний учащихся в сфере научно-методических основ метрологии, стандартизации и сертификации необходимых при выполнении профессиональной деятельности с учетом современных тенденций в реформировании и осуществлении технического регулирования в стране; - развитие навыков применения приобретенных знаний при решении практических задач; - формирование научного мировоззрения и современного мышления в области метрологии, стандартизации, сертификации с учетом национального и зарубежного опыта и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам в области пожарной безопасности; - ознакомление с теоретическими представлениями о качестве продукции, его обеспечении и поддержании, а также с основами управления качеством, системами качества. Поставленные цели достигаются выполнением в процессе преподавания дисциплины следующих задач: - изложение понятий в области качества продукции, работ, услуг, современных подходов к обеспечению и управлению качеством; - представление теоретических основ метрологии, принципов обеспечения единства и точности измерений, понятия метрологического обеспечения, деятельности метрологических служб различного уровня; - осуществление лабораторных и практических занятий, способствующих формированию системности теоретических знаний и практических навыков; - рассмотрение вопросов технического регулирования в России и за рубежом; - изложение основ деятельности по стандартизации в России и за рубежом; - раскрытие сущности процедур подтверждения соответствия как механизма технического регулирования;
- описание объектов, субъектов, правил и порядков проведения процедур подтверждения соответствия в России и за рубежом. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: Знать: - общую теорию измерений; - действующую систему нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности; Уметь: - применять действующие стандарты, положения и инструкции по оформлению технической документации; - пользоваться основными средствами контроля качества среды обитания. Владеть: - методами теоретического и экспериментального исследования в метрологии; - требованиями к безопасности технических регламентов; - методами определения точности измерений; - навыками измерений с использованием современной измерительной техники. Процесс освоения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных: - самосовершенствование (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4); - владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7); - способность работать самостоятельно (ОК-8); - способность к познавательной деятельности (ОК-10); - способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12); - способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16); профессиональных: - способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1); - способность ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ПК-9); - способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-15); -способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19); - способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-20); - способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-21).
Необходимым условием достижения целей дисциплины является спланированная в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, учебной программы и типового учебного плана специальностей: 280104.65 (280705) «Пожарная безопасность», 280103.65 «Защита в чрезвычайных ситуациях», направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» для высших учебных заведений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, самостоятельная работа курсантов, студентов и слушателей.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание дисциплины сформировано для слушателей факультета заочного обучения специальности 280104.65 «Пожарная безопасность» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к преподаваемому объему дисциплины, качеству подготовки специалистов высших технических специальностей с учетом современного уровня развития науки, техники и технологий, а также рабочей программы дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Преподавание дисциплины осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий и лабораторных работ. Самостоятельное освоение материала в соответствии с учебным планом подтверждается обязательным представлением контрольной работы, включающей выполнение теоретических и решение практических заданий. Курс «Метрология, стандартизация и сертификация» включает в себя 10 разделов, в каждом из которых рассматривается ряд теоретических вопросов, подлежащих изучению. Раздел 1 Качество продукции Понятие качества, формирование требований к качеству и безопасности. Показатели качества. Безопасность объектов (продукции, работ, услуг). Защита прав потребителей, обеспечение качества, управление качеством, системы качества; испытания и контроль качества. Раздел 2 Основы метрологии Понятие метрологии. Метрология и качество. Задачи метрологии. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Единицы величины, значения физической величины, системы единиц физических величин, шкалы измерений. Понятие измерения, виды и методы измерений. Основные понятия, связанные со средствами измерений: понятие средства измерения, виды средств измерений. Понятие о единстве измерений. Эталоны единиц физических величин. Раздел 3 Основы теории погрешности Закономерности формирования результата измерения. Модель измерения. Понятие погрешности, виды погрешности, источники погрешности. Критерии качества измерений. Алгоритм обработки результатов прямых измерений с многократными независимыми прямыми равноточными наблюдениями. Раздел 4 Метрологическое обеспечение Понятие метрологического обеспечения. Правовые основы обеспечения единства измерений. Организационные основы метрологического обеспечения: понятие метрологической службы; метрологические службы различного уровня.
Раздел 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|