Каков же способ бытия социальной эстафеты?
И только в заключение, вопреки методологическим требованиям М.А., я попробую определить способ бытия, или онтологию самой концепции социальных эстафет. Как кажется, она представляет собой попытку эпистемологического обобщения отношений между лектором и слушателями, экспертом и обывателем, политтехнологом и избирателем. Перед глазами лектора проходит поток студентов, которым он читает один и тот же курс, и хотя идеи курса по-разному преломляются в их головах, он остается неизменным, как платоновские эйдосы. Политтехнолог, выделяя лишь одну функцию избирателя - способность проголосовать, по сути абсолютизирует свою способность воздействия на него и игнорирует способность избирателя распознать грязные технологии и сделать правильный выбор. Компетентный эксперт вообще не видит обывателя, находящегося по другую сторону экрана телевидения. Реализации сменяют друг друга перед лицом вечности; смысл неизменен, способ выражения подвержен изменениям. Эстафетная палочка, которую нам однажды вручил творец культурного объекта, передается из рук в руки, не меняя своей формы, и только липкие следы потных пальцев безнадежных бегунов ненадолго остаются на ней. Видимо, концепция М.А. Розова, заимствовав соссюровскую идею языка как системы, осталась невосприимчивой к его концепции речи. Последняя, впрочем, была слишком слабо разработана самим Соссюром; но сегодня именно лингвистика речи (дискурса) является лидирующей дисциплиной в своей области. Социальность — это не только то, что лимитирует возможности человека, это и способ его творческого, изменяющего образцы, бытия. Рефлексия — это не только то, что производно от способа бытия человека, но и то, что ставит этот способ под вопрос. Может
Раздел IV. Полемика ли быть так, что не способность выделить структуру, но именно способность задать вопрос и есть наиболее яркое выражение человеческого мышления? *** Приведенный выше текст в основном писался за 5 лет до того, как наш коллега и друг, Михаил Александрович Розов, человек, замечательный во многих отношениях, ушел от нас. Большое видится на расстоянии. Завершив свой жизненный путь, человек превращается из формы живого дискурса в форму оборванного на полуслове текста, который хочется не столько оспорить, сколько дописать. Из информационно-книжного тумана выступают работы Розова, ранее не привлекавшие моего внимания. Обнаруживается, что они содержат неожиданные идеи, усложняющие и обогащающие тот образ мыслителя, который сложился ранее1. Более того, иначе прочитываются те тезисы, которые, казалось, должны быть интерпретированы однозначно. Вспомнить — значит понять иначе; так проявляет себя хитрость социальной памяти, о которой столь проникновенно писал М.А. Розов2. В этом смысле приходится пожалеть о том, что живая сиюминутная полемика не обладает той степенью глубины, которую дает лишь отстраненное и обстоятельное исследование текста. Этот урок — дань памяти. 1 Об этом см. выше, в гл. 22. 2 См.: Розов М.А. Социальная память и пространственно-временное бытие человека // Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира. Глава 27. Субъект интерпретирующий: синтез когнитивных практик. О концепции Л.А. Микешиной1 Содержание философского труда - осмысление реальности, его форма -интерпретация текста. В этом смысле жанр полемики есть абсолютизация формы философского труда, открывающая беспредельные возможности, но также и налагающая определенные ограничения. Осмысление реальности выводит за ее пределы, интерпретация текста расширяет или сужает его горизонт. Вживаясь в роль «субъекта интерпретирующего» - главного персонажа книги JI.A. Микешиной, мы рискуем спутать, поменять места и акценты в инструментарии смыслов, используемых ею и нами, дезориентировать читателя, отступить от объекта исследования. В этом смысле осмысление не столько отражение реальности первичного текста, сколько ее преобразование. А если речь идет о тексте неординарном, представляющем собой концептуальный и эстетический вызов, то его критика порой еще и конкуренция с ним, как правило, обреченная на провал. Едва ли не единственным способом камуфляжа этого провала оказывается временами недостаточная четкость разграничения позиции критика и позиции автора книги, способом, за использование которого придется, видимо, извиниться и мне.
Кризис эпистемологии? В современной философии в отличие от ситуации 40-летней давности теория познания для большинства утратила свою привлекательность. Это - эмпирический факт, который требует осмысления и объяснения. В самом ли деле философия строит «теорию» познания, подобную теориям естественных наук? Или данное словосочетание следует понимать в более широком смысле, метафорически? Однако разве не именно такое расширенное употребление термина «теория» мы встречаем в большинстве наук, втом числе и самых «естественных», за вычетом тех, в которых принципиальную роль играет математический аппарат и редукция к физическим закономерностям и понятиям? А быть может, дело вовсе не в самом термине «теория» или «теория познания»? 1 Опубликовано в кн.: Философия познания. К юбилею Л.А. Микешиной. М., 2010. Раздел IV. Полемика Впрочем, есть и другой ракурс рассмотрения, который обнаруживает собственно предметную узость традиционной теории познания, занимавшейся лишь абстрактно-теоретическим, чисто нормативным анализом научного знания. Но если вспомнить, на рассмотрении какого же собственно знания сосредоточивались отцы-основатели традиционной гносеологии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж Локк), то обнаружится, что они вовсе не были людьми сциентистски ограниченными. Обыденное сознание, повседневное знание, разум, единый для всех, — вот что занимает их по преимуществу. И фокусировка интереса на науке - феномен значительно более позднего происхождения, когда наука из лозунга нового мировоззрения трансформировалась в обычную и эффективную практику больших масс людей. Как только были развенчаны научные утопии, как только наука, превратившись в чрезвычайно специализированную деятельность, стала отрываться от обыденного сознания, теория познания (а также всякий философский анализ познания — эпистемология и философия науки в том числе) утратила тот кредит доверия, которому она была обязана своим привилегированным положением.
Теория познания, обладая в первую очередь нормативным характером, стремилась не столько принять за основу науку и опереться на ее авторитет, сколько обосновать науку как фундаментальную ценность европейской культуры. Философам со времен Платона и Аристотеля уже было ясно, что теоретическое знание, ориентированное на истину и доказательство, не исчерпывает всего познавательного отношения. Есть познание Бога, обыденное, практическое познание, познание в области искусства и нравственности, однако именно наука вносит небывалую динамику и эффективность в познавательный процесс. Поэтому наука и сегодня остается объектом особого теоретико-познавательного интереса, хотя фокус внимания смещается от анализа структуры и развития «объективного» знания к исследованию форм языкового поведения ученого, предпосылок научного мышления, его связи с другими формами сознания. Во многом утрата интереса к науке коренится, как представляется, в неспособности философов угнаться за небывалой динамикой науки, осмыслить ее новейшие достижения на фоне антисциентистской критики науки и постмодернистского пренебрежения к разуму вообще. Однако в этом сказывается фундаментальная черта философии, требующая временного отстояния, взгляда с дистанции. Глава 27. Субъект интерпретирующий: синтез когнитивных практик Разбирая эти и другие аспекты падения интереса к теории познания в наши дни, Л.А. Микешина призывает все же сосредоточить внимание на том, что могут сделать философы. В этом намерении автора и состоит основная задача книги. В ней, как и в современной философии в целом, «идет поиск реального предметного поля и объекта философского учения о познании, его онтологии, с одной стороны, и с другой — понятийного аппарата, путей и принципов синтезирования различных когнитивных практик и типов опыта для создания не искусственного виртуального "теоретизма", но современной концепции реального познания, укорененной во всех видах деятельности человека, где присутствует возникновение знания»1.
Один из путей этого поиска - в переосмыслении понятия гносеологического субъекта, которое началось еще в рамках господства марксистской философии и особенно интенсивно идет в наши дни2. От картезианского «cogito» через онтологизацию субъекта в классической теории познания и «наивном реализме» обыденного сознания и науки дорога ведет к постмодернистскому тезису о «смерти субъекта», за полемической заостренностью которого вырисовывается реальная судьба творческой индивидуальности в эпоху массовой культуры. Однако философу не стоит очаровываться уже пройденными ходами мысли. Он берет на себя обязательство заново осмыслить многообразие когнитивных практик и наметить варианты их возможного синтеза. При этом не следует, конечно, ограничиваться анализом рефлексии о них в разных философ-ско-эпистемологических контекстах. Эти практики предстоит рассмотреть как элементы до- и внефилософского опыта в рамках мифа, религии, искусства, науки как таковых. Именно так поступает автор, в частности, рассматривая концепции М. Бахтина, а также заблуждения классической европейской текстологии, с одной стороны, и анализ Д. Лихачевым неявных предпосылок и оснований применения абстракций в древнерусской литературе — с другой. Об этом же идет речь при анализе идеи времени в истории, логике и художественных текстах, феномена «концепт» в лингвистике, психологии и когнитивных науках. 1 Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. С. 41. 2 В частности, на проблеме Я сосредоточивает свое внимание В.А. Лекторский в ряде работ (См., например: Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001). Раздел IV. Полемика Познание и жизненный мир Философия познания нуждается в обогащении понятийного аппарата в связи с расширением представлений о рациональности и включением в когнитивные тексты наряду с трансцендентальным субъектом эмпирического субъекта познания, отмечает Л.А. Микешина1. Постижение изначального опыта восприятия, обращение к анализу дорефлексивных слоев знания, преодоление абстракции чистого сознания — все это требует введения в теоретико-познавательный оборот феномена «жизни», традиционно относимого к проблематике «неэпистемологической», экзистенциальной философии. Учитывая герменевтическую и феноменологическую интенцию автора, нельзя не признать этот ход оправданным: если не разобраться с понятием «жизни», то как можно вообще обсуждать проблематику «жизненного мира», «форм жизни», времени в познании, многообразия форм познания, присущих всем типам человеческого бытия? И как это уже нередко бывало в истории философии, особую остроту концепту «жизнь» придают новые идеи в биологии и в биологически нагруженных теориях. Л.А. Микешина ссылается в этой связи на У. Матурану, отождествляющего процессуальный аспект жизни и когнитивный процесс.
По поводу последней идеи стоит сказать особо. Ее регулятивный смысл, привлекающий внимание к многообразию форм познания, безусловно важен для современной эпистемологии. В то же время этот тезис, понятый как описание реального положения дел, уводит внимание философа от исследования развитых, рациональных форм познания и знания, исследования, которое в принципе должно венчать собой все эпистемологическое построение. Если все труды эпистемолога по исследованию предпосылок познания, возникновения познавательного отношения, изначальных когнитивных структур не ставят целью понять выдающиеся достижения развитой мысли в разных областях, то эпистемология и в самом деле утрачивает смысл. Как раз это имеет в виду автор, присоединяясь к выводу М. Хайдеггера: понять жизнь как возможный предмет наук о духе, возвысить жизнь до адекватного научного понимания. 1 См.: Микешина Л.А, Указ. соч. С. 193. Глава 27. Субъект интерпретирующий: синтез когнитивных практик Жизнь, приходящая к своему осознанию, - это и есть образование субъекта познания. Образование как онтологический процесс изменения формы; как когнитивно-экзистенциальный процесс «заботы» о самом себе, культивирования самого себя в процессе сознательного развития своих духовных потенций. Здесь педагогика предстает как прикладная философия, усваивающая и эмпирически прорабатывающая ряд идей от Сократа и Платона до Хай-деггера и Уайтхеда. В частности, оказывается, что глубинные жизненные интуиции, фундаментальные структуры субъективности должны быть положены в основу усвоения современных знаний. Дабы понять «физический смысл» уравнений, необходимо соотнести искусственный языке обыденным языком; понимание и усвоение научных знаний должно учитывать принципиальное различие жизненной и научной онтологии. В противном случае образуется пропасть между наукой и «жизненным миром», чреватая многообразными негативными последствиями. Тогда в науке усматривается лишь голая инструментальная технология, ничего не говорящая о мире, враждебная ему, лишенная смысла. И для решения жизненных проблем человек обращается к ненаучному знанию-религии, мифу, магии, искусству, фактически лишая себя специфических достижений современности и, конечно, отказываясь не только от результатов науки, но и от самого научного творчества. Сразу после данной главы напрашивается, на мой взгляд, обращение к проблеме времени как измерению жизни и познания (в книге анализ данной проблемы завершает изложение). Вообще говоря, для теории познания релевантны по крайней мере две сферы темпорального анализа. Это, во-первых, изучение форм индивидуального восприятия и сознания времени и, во-вторых, исследование динамики исторических систем знания, когнитивных и текстовых эпох. Проблемы и понятия истины и заблуждения, рациональности и традиции, социальной памяти и научного предвидения, кризиса парадигмы и оригинальности новой теории, повседневного и экстраординарного опыта, происхождения сознания и генезиса науки, творчества и духовного роста неизменно включают временной компонент, свойственный всякому переходу т незнания к знанию, от одного типа знания к другому. В этом смысле изучение реальной динамики познания требует эпистемологического осмысления экзистенциально-антропологической философской традиции и опыта гуманитарных наук. Раздел W. Полемика Иное дело, что изолированное включение понятия времени в теорию познания едва ли возможно. Скорее имеет смысл обратиться к понятию «хронотоп», объединяющему время и пространство, — два взаимосвязанных измерения, равно значимые для описания онтологии познания и человеческого мира в целом1. Вера или сомнение? Особая, принципиальная для теории познания тема — соотношение веры, сомнения и достоверности. От способности найти новые аргументы в пользу гносеологического оптимизма зависит судьба философии. Такие аргументы предоставляют, с одной стороны, исследования эволюционных эпистемологов и, с другой — социальная феноменология. Анализу аргументов предшествует рассмотрение оснований для доверия познающего субъекта на фоне объективных иллюзий восприятия и конструктивной деятельности воображения. Как представляется, автор, отдавая должное многообразию подходов к обоснованию реальности нерелигиозной веры, в целом склоняется к ее социокультурному пониманию как фундаменту жизненного мира, как тому, что само является условием всякого доказательства, а не тому, что может быть доказано. Однако хочется поспорить с Л.А. Микешиной по поводу возможности автономного анализа нерелигиозной веры. Исток всякой веры по сути носит религиозный или проторелигиозный характер. Обожествляя некоторое положение дел, приписывая ему большую ценность по сравнению с другими объектами, человек требует от него неизменной надежности, достойной беззаветной веры. Этот религиозно-договорный архетип, возникая в дохристианскую эпоху, затем воспроизводится на новых уровнях. Ребенок верит матери, ища у нее тепла и защиты; друг верит другу, рассчитывая на безоговорочную поддержку; ученик верит учителю, ожидая от него объяснений всего и вся; ученый верит в теорию как образ реальности и метод исследования; гений верит в себя как демиурга и требует от себя самого невероятных достижений. ' См., например, нашу коллективную монографию: Уранос и Кронос. Пространственно-временные измерения человеческого мира. М., 2002. Глава 27. Субъект интерпретирующий: синтез когнитивных практик При всем том вера — необходимая составляющая именно оседлого, а не миграционного сознания. Критицизм, по Шюцу, — свойство, отличающее мигранта и ученого. Вера требует надежности, полагает свой объект и способы отношения к нему в качестве неизменных именно потому, что таковыми они выступают в оседлом бытии. Единственное, чем они характеризуются сами по себе, — это стабильность как необходимый элемент человеческого мира. Такова вера в Бога, в единообразие природы, в силу и разум человека (не всякого, конечно). Итак, вера утверждает незыблемость определенного миропорядка и является его предпосылкой. Платой за стабильность выступает отчуждение рассудочных, прежде всего собственных критических способностей в пользу объекта веры. Отныне только он является основанием для оценки всего окружающего и критерием адекватности знания. Самоотречение приобретает в вере когнитивно-бытийственный характер. Утрата веры равносильна ликвидации когнитивного горизонта, разрыву каналов коммуникации, краху мироздания. При всей важности и необходимости анализа веры как когнитивного феномена именно обоснование рационального критицизма выходит для современной отечественной теории познания на первый план. В условиях «социального конструирования реальности» с помощью СМ И, тотального и агрессивного прессинга мифомагических практик и ложных идеологем как раз культивирование и философское оправдание мыслительной, рефлексивной, рациональной проработки хаотического массива информации является потребностью дня. Неклассическая теория познания вынуждена обратиться на новом уровне к классическим идеям Маркса и Поппера, вскрывая социальные и эпистемические предпосылки современного манипулирования сознанием. Вера, опирающаяся на социальную структуру, на традицию, выступает предпосылкой понимания и интерпретации. Поэтому логичен переход от проблемы веры к фундаментальной герменевтической тематике на пути построения неклассической теории познания, философии познания в контексте синтеза когнитивных практик. В книге мы читаем: «И теория познания в целом, и абстракция "человек познающий" должны иметь непосредственное отношение к реальному, "живому" познанию, что предполагает обращение к другим понятиям, подходам, опыт которых на- Раздел. IV. Полемика коплен в герменевтике, философии жизни, экзистенциализме и философской антропологии»1. В самом деле: познание как интеллектуальное освоение реальности немыслимо без того, чтобы придать этой реальности смысл, приписать объекту знак, удвоить реальность с помощью, изобретаемого аналога. Познание поэтому всегда выступает как обозначение, как истолкование — это его атрибутивные характеристики2. Л.А. Микешина дает панорамную картину дискуссий по проблеме интерпретации в философии и науках XIX—XX вв., основательно раскрывая и обосновывая эту мысль. Вывод этого дискурса гласит: «Интерпретативная деятельность человека неотъемлема от его бытия, которое предстает, если осмысливается, как всегда истолкованное каким-либо образом, и объективная потребность в истолковании вызвана не только различными позициями, "перспективами" в отношении субъекта к миру, но и бесконечной изменчивостью самого мира. Для понимания природы интерпретативной деятельности значимо то, что человек не выходит в мир непосредственно, но через символизм, знаковые, в особенности языковые, объективации — в целом через "символические универсумы"... Это в свою очередь означает, что сущность интерпретации не сводится к некоторой операционально-методологической деятельности, в частности с текстами, но выходит за ее пределы в сферу фундаментальных основ бытия и познания»3. Естественно, что такое понимание интерпретации заставляет переосмыслить прежние представления о познании, выявить ограниченность классической «отражательной» парадигмы эпистемологии. Сегодня приходится «принимать как данность» совсем иной 1 МикешинаЛ.А. Указ. соч. С. 49. Уроки, которые способна дать философии познания философская антропология, уже продемонстрированы в последние годы, в частности, в работах B.C. Степина (См.: Степи» B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992). 2 См.: Касавин И. Т. Познание как истолкование. Человек после крушения Вавилонской башни // Вопросы философии. 2001. № 11; Он же. Познание // Новая философская энциклопедия. М., 2001. 3 Микешина Л.А. Указ. соч. С. 376-377. Глава 27. Субъект интерпретирующий: синтез когнитивных практик образ познания, учитывающий образ описываемых Л.А. Микеши-ной различных когнитивных практик. Наконец, указанное выше рассмотрение приводит к фундаментальной проблеме соотношения языка и познания, которая в ряде современных философских течений практически заслоняет всю остальную философскую проблематику1. Идея языка как «опыта мира» оказывается также предельно значимой для философии познания, преодолевающей «чистый гносеологизм». «В философии познания может быть обобщен и применен богатый опыт включения языка как фундаментальной онтологический и когнитивной основы, представленной вес многообразных ипостасях, во все разделы эпистемологии и философии науки, что принципиально изменит в целом учение о знании и познавательной деятельности человека»2. Идея философии познания В самом ли деле можно синтезировать результаты такого рассмотрения для радикального переосмысления природы теории познания вообще? И как остаться на поле рациональной философии и одновременно синтезировать когнитивные практики? Здесь, по-видимому, и возникает сама идея «философии познания». Слово автору: «Я стою на стороне сохранения и дальнейшего развития систематической философии познания на основе синтеза когнитивных практик, а также диалога двух традиций — рассудочно-рациональной (картезианской) в ее современном виде и экзистенциально-антропологической. Разумеется, при этом необходимо признать, во-первых, исторический характер субъект-объектной парадигмы познания и, во-вторых, право создавать когнитивные практики вне этой парадигмы. Главные принципы такого синтеза и диалога — это прежде всего те, что хорошо известны, идут от 1 В процессе подготовки исследования положения дел в оксфордской философии (См.: Оксфорд-1990: case-study британских философов // Вопросы философии. 1994. № 7) мне случилось задать Рому Харре вопрос о том, какая наука могла в большей мере соответствовать его интересам, если бы не было философии. «Общая лингвистика», — был ответ. 2 МикешинаЛ.А. Указ. соч. С. 523. Раздел IV. Полемика классических традиций, — такие, как укорененность познания в бытии, единство и категориальная оппозиция субъекта и объекта, различение эмпирического, трансцендентального и экзистенциального субъекта, а также рациональность и преемственность в познавательной деятельности и ряд других»1. Таким образом, если использовать известную метафору И. Ла-катоса, философия познания выступает как такое объединение подходов к анализу познания, «жесткое ядро» которого образует рациональная методологическая ориентация (значимость познания, реальность субъекта, специфика науки, регулятивный характер социокультурных ценностей), а «защитный пояс» - эмпирическое многообразие совокупного познавательного процесса и философская истина как его интегральная картина. Мы заканчиваем фрагментарное и субъективное — как всегда - чтение книги. Время чтения пробежало так незаметно, что как-то не приходило в голову, что все эти 622 страницы - итог многолетнего творческого труда, 30-летних раздумий, бесчисленных докладов, дискуссий и лекционно-семинарских бесед со студентами и аспирантами. К этой мысли я прихожу словно по обязанности, произвольно заканчивая разговор. Фраза, завершаемая в нужном месте, обрывается на середине... Гадамер где-то во введении к «Истине и методу» нетрадиционно для немца написал, что у него и в мыслях не было строить общую теорию, методологию гуманитарных наук, это, де, всего лишь «герменевтические штудии». «Полемические главы» Людмилы Александровны - такой же незаконченный текст, оживающий в момент, когда мы его читаем; не возводящий границ, но открывающий новые горизонты; начинающийся там, где мысль грозит оборваться. Поэтому и в конце ничего, кроме многоточия, поставить не удается... 1 МикешинаЛЛ. Указ. соч. С. 52-53. Глава 28. Сознание у границ измеримости. О концепции В.Ф. Петренко1 Чтение новой книги В.Ф. Петренко совпало с моими занятиями философией Дэвида Юма. Шотландский мыслитель был одним из тех, кто наиболее остро поставил проблему сознания как в философии, так и в подспудно формирующейся психологической науке. При этом он выявил те тупики этой проблемы, которые и сегодня создают немало трудностей как для философов, так и, смею полагать, для психологов. «Говоря коротко, существуют два принципа, которые я не могу согласовать друг с другом и ни одним из которых в то же время не в силах пожертвовать, а именно: наши отдельные восприятия суть отдельные предметы (existences) и наш ум никогда не воспринимает реальной связи между отдельными предметами»2. Так Юм подытоживает свой анализ сознания в самом конце первого тома «Трактата о человеческой природе». Вперед к Юму? Шотландскому мыслителю трудно обойти несовместимость своих двух центральных утверждений: возможности непосредственного наблюдения отдельных впечатлений и возможности наблюдения того, как они комбинируются, т.е. связываются между собой. Говоря современным языком, интенциональность сознания, его нацеленность на объект никак не согласуется с его рефлексивностью, способностью управлять сознанием; они противятся друг другу. Первичные данности сознания и его активность, создающая эти данности, - вещи, конечно же, трудно совместимые по определению. А без этого картина сознания остается противоречивой и фрагментарной, в особенности в условиях юмов-ского отрицания духовной субстанции и мыслящего Я. Эта коллизия показалась мне важной в ходе размышлений над книгой В.Ф. Петренко3, репрезентирующей научное направление, 1 Журнальный вариант см.: Касавин И. Т. Сознание у границ измеримости. Размышления о новой книге В.Ф. Петренко // Методология и история психологии. 2011.№ 1. 2 Юм Д. Трактат о человеческой природе. Часть первая. О познании. М., 2009. С. 379. 3 См.: Петренко В.Ф. Многомерное сознание. Психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. Раздел IV. Полемика которое Виктор Федорович развивает уже многие годы. Одна из особенностей этого направления состоит в том, что в нем удивительным образом совмещаются внимание к феноменам сознания, как они даны субъекту, который их артикулирует, и к социальным механизмам, которые конструируют эти феномены, так сказать, «извне». Тем самым, как представляется, в значительной мере решается (и одновременно переосмысливается) проблема Юма, о которой шла речь выше, — несовместимость данности и активности в сознании. Еще один момент, который бросается в глаза при чтении книги, - в ней фокусируются конфликтующие научные традиции и отображаются самые острые дискуссии современности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|