Коллизии современной психологии
В наши дни психология представляет собой область знания, в которой сосуществуют и конкурируют множество направлений и течений — от обновленных версий структурализма, функционализма и психоанализа до бихевиоризма, когнитивизма, гуманистической психологии и проч. При этом она не окончательно разорвала связи, соединявшие ее с философией, и многократно упрочила взаимодействие с широким кругом естественно-научных (биологией, нейрофизиологией, информатикой) и социогумани-тарных (социологией, лингвистикой, этнографией, педагогикой) дисциплин. Современная психология — в подлинном смысле междисциплинарное исследование, требующее от ученого обширной эрудиции и технической осведомленности. Однако теоретическое осмысление своей деятельности у психологов, как и у многих других специалистов, отстает от практики, что порождает противоречивую и изменчивую картину психологического знания, вызывающую определенную неудовлетворенность. Впрочем, представители этой дисциплины всегда проявляли завидную самокритичность и неустанно твердили о «кризисе в психологии». Предлагались и до сих пор предлагаются решительные меры по выходу из кризиса путем создания «подлинно научной» психологии или, напротив, объединения психологии с искусством или даже с религией. Известный британский философ и психолог Р. Харре так характеризует современное состояние психологической науки: Глава 28. Сознание у границ измеримости. О концепции В.Ф. Петренко 523 «По-видимому, с началом XXI в. противоречивая и нестабильная дисциплина "академическая психология" распадается на две различных и абсолютно несравнимых между собой области. Дискурсивная психология концентрируется на использовании значения в мире норм, в то время как нейропсихология — на исследовании процессов в мозге, слабо связанных с интуитивно определяемыми когнитивными процессами»1.
Однако современная ситуация на поверку есть своеобразное воспроизводство тех контроверз, которые уже более полувека тому назад выявил Л.С. Выготский. Обращая внимание на «роковую для всей эмпирической психологии проблему объяснения», он указывал на противостояние понимающей психологии и психоанализа как своего рода метафизического и натуралистического подходов2, а также раскол психологии на два'лагеря, характеризуемые соответственно социокультурной и естественно-научной ориентациями. В этом своеобразном кризисе выразилось расхождение между учеными по поводу фундаментальной философско-психологиче-ской проблемы. И в то время, и сегодня по-прежнему остро стоит проблема понимания того, что такое сознание. Может ли оно быть понято в терминах нейрофизиологических и вычислительных процессов, возможен ли «язык мысли»?3 Или более значима связь психических явлений, происходящих в человеческом мозгу, с деятельностью человека в предметном мире? Читая книгу В.Ф. Петренко, не только необходимо учитывать контекст существования психологической науки. Этот контекст присутствует в ней и в скрытом, и в явном виде, оттеняя аргументы и мотивы той полемики, которой пропитаны все главы. Так, автор с сожалением констатирует утрату большинством современных психологов «сверхзадачи»: «На смену творцам и мыслителям, занятым служением науке, приходят "специалисты" и профессионалы, имя которым - леги- 1 Харре Р. Гибридная психология:союздискурс-анализаснейронаукой//Эпи-стемология & философия науки. 2005. № 4. С. 38. 2 ВыготскийЛ.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 20. 3 См.: FodorJ. The Language of Thought. Harvard University Press, 1975.
Раздел. IV. Полемика он, занятые обслуживанием клиента. Произошло значительное смещение акцентов от решения проблем самой психологической науки... к решению массовых прикладных задач типа: психодиагностика и ассессмент сотрудников фирм и предприятий; формирование имиджа политика, товара, фирмы; психотерапия или психокоррекция пациента»1. Отсюда потребность автора в сознательном воссоздании контекста - социального, культурного, научного, личностного - развития психологической науки в том виде, как она существовала в доперестроечные времена. И он применяет свой метод психосемантического анализа к реконструкции места школы выдающегося советского психолога А.Н. Леонтьева (одним из наиболее талантливых учеников которого является В.Ф. Петренко). Не вдаваясь в методологические детали психосемантики, отмечу, что в данном случае В.Ф. Петренко выделяет основные психологические концепты, определяющие исследовательскую стратегию школы Леонтьева в парном сопоставлении с иными психологическими школами (базисные «конструкты») и позволяющие осуществить шкалирование всех психологических школ по степени выраженности конструкта. Полученная матрица данных подвергается затем процедуре факторного и кластерного анализа. Результатом является построение семантического пространства, отражающего внушительное место школы А.Н. Леонтьева в панораме психологии XX в. Мировой уровень российского психологического наследия в сравнении с современным состоянием науки подводит автора к необходимости укрепить статус психологии и науки в целом в ментальном пространстве современного российского общественного сознания. «Восприятие науки как некой трансцендентальной ценности и служение ей кажется мне отличительной чертой и наших отцов-основателей отечественной психологии. Продолжая их дело, мы должны сохранить то особое корпоративное самосознание как принадлежность к особому сообществу избранных, помогающих обществу и отдельному человеку осознать самое себя»2. 1 Петренко В.Ф. Указ. соч. С. 48. 2 Там же. С. 49. Глава 28. Сознание у границ измеримости. О концепции В.Ф. Петренко 525 Так с самого начала В.Ф. Петренко задает масштабную систему координат, пространство собственных размышлений и оценок как фон той самой психосемантической парадигмы - программы, заявленной в подзаголовке его книги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|