Глава 29. Где кончается онтология
И пора обратиться к разуму Текст Линн Раддер Бейкер1 примечателен по целому ряду причин. Во-первых, он посвящен важнейшему философскому вопросу - что есть реальность; во-вторых, он выпукло демонстрирует метод аналитической философии; в-третьих, содержит немалую долю серьезности там, где впору смеяться. Онтологический натурализм: в поисках последовательности Что же составляет реальность? Большинство авторитетных философов начиная с Аристотеля, сожалеет автор, невысоко ценят артефакты в онтологическом отношении. Некоторые даже утверждают, что «артефакты, такие, как корабли, дома, молотки и т.д., на самом деле не существуют»2. Цитируемые Дж. Хоффман и Г. Розенкранц, как известно, современные теологи, пусть последний и является соавтором таких известных и вполне светских аналитиков, как Дж. Ким и Э. Coca3. Понятно, что для теологов, какими бы «рациональными» и модернистскими они ни были, человеческие творения всегда проигрывают божественным. Однако и физикалисты вроде Кима тоже согласятся, вероятно, с тем, что, скажем, общественные отношения (собственность, государственный строй) не имеют онтологического статуса, а являются ментальными образованиями, редуцируемыми в принципе к деятельности серого вещества. Так что Бейкер, как ни странно, и в самом деле есть, с кем спорить. Как же она это делает? ' См.: Бейкер Л.Р. Онтологическая значимость артефактов // Эпистемология и философия науки. 2011. № 1. Бейкер — известный аналитический философ, профессор Массачусетсского университета в Амсхерте (США), выступала с докладом на конференции «Онтология артефактов» (Москва, 2011) илюбезно согласилась предоставить свой текст для обсуждения в журнале. В силу краткости живой дискуссии я воспользовался возможностью дать этот письменный комментарий к ее тексту, ранее в основном опубликованный в том же номере журнала.
2 Hoffman J., RosenkrantzG.S. Substance: Its Nature and Existence. L., 1997. P. 173. 3 См.: A Companion to Metaphysics;/ Kim, E.Sosa, G.S.Rosenkrantz(eds.).L.,20Q9. Раздел IV. Полемика Сначала она показывает, что артефакты отличаются от «естественных видов»1 тем, что создаются для выполнения определенной функции, содержат в себе человеческие интенции, т.е. их природа зависит от умственной активности, а также от социальных институтов и обычаев. Впрочем, одновременно они же воплощены в материальных объектах, «составленных» (ключевое для автора слово) из природных элементов. Что же играет главную роль в артефактах? Видимо, все же не материальные составляющие: лодка не перестает быть лодкой, если в процессе ремонта будет заменена часть составляющих ее досок и гвоздей. Но при этом Бейкер согласна с упомянутыми авторами в основном критерии онтологической значимости: сущность объекта должна определяться природой, а не людьми. Вместе с тем она не видит серьезных оснований для проведения такой демаркации, поскольку человек — это тоже часть природы. Поэтому, как ни смотри на артефакт — с точки зрения пришельцев, не понимающих его цели и функции, или с позиции человека, который сам является физическим объектом и используетего как другой физический объект, — никакого онтологического дефицита в нем не обнаруживается. Более того, сама граница между природой и культурой основана на неправильном, по мнению Бейкер, противопоставлении зависимости и независимости от разума: оно «теоретически ошибочно, потому что проводит онтологическую границу там, где она не открывает никаких смыслов». Вместе с тем артефакты уже размыли границу между природой и культурой, осталось только осмыслить это обстоятельство и привыкнуть к нему.
1 «Natural kinds» - термин, который имеет онтологическое (метафизическое) и семантическое содержание; с ним связаны дискуссии между реалистами и антиреалистами. X. Патнэм рассматривает такие термины в качестве жестких десигна-торов, по С. Крипке; это научные термины, обозначающие объекты наук и принимаемые на основании соглашений экспертов в данной области (Putnam H. The Meaning orMeaning // Minnesota Studies in the Philosophy of Science, 1975. Vol. 7. P. 215—271). С этой точки зрения их «естественность» носит вполне условный характер, зависимый от текущего состояния научного знания и изменения самих объектов (в особенности в биологии, психологии и гуманитарных науках). Однако сторонники эссенциализма (Ellis В. Scientific Essentialism. Cambridge: Cambridge University Press, 2001) полагают, что эти термины являются элементом «естественной классификации» (не обязательно совпадающей с конкретными научными классификациями) и соответствуют «естественным видам» в природе, существующим независимо от сознания и воли людей. В концепции Л. Бейкер они становятся именно такими «вещами самими по себе». Глава 29. Где кончается онтология и пора обратиться к разуму Надеюсь, что основной тезис и его аргументация Бейкер мной воспроизведены корректно. Я также не подвергаю сомнению правильность выведения следствий из принятых посылок. То, что вызывает у меня сомнения, это чересчур последовательный натурализм автора, который, как ни странно, приводит к противоречию. Вне разума и культуры Сначала два замечания. Во-первых, сказать, что слово «разум» не имеет онтологического смысла, - это значит высказать очень сильный тезис. В свое время Юм отверг понятие духовной субстанции, сведя последнюю к совокупности впечатлений и идей. Но ведь существуют и иные, несубстанциальные представления о человеческом разуме. Даже в физике понятие субстанции сегодня не используется, не говоря уже о психологии. Не рискованно ли заявлять, что у предмета психологии нет онтологического статуса? Во-вторых, с того времени, как человек открыл для себя огонь, приручение животных и земледелие, научился изготавливать орудия труда, он стал изменять природу и создавать новые квазиприродные объекты. Однако природа не нуждается в артефактах, в то время как последние не могут существовать вне природных условий, без природного материала и за пределами природных закономерностей. Какой бы материальный предмет ни создал человек, он всегда состоит из природных компонентов. Но природа способна создать такие объекты, к которым человек и подступиться не сможет. «Размыть» и проигнорировать этот факт онтологического неравенства никак не получается.
Итак, Бейкер не соглашается с теологами по поводу того, что артефакты (творения людей) в отличие от чисто природных объектов (творений Бога) имеют более низкий онтологический статус. Выявляя специфику артефактов, она вместе с тем полностью отказывает в онтологическом статусе человеческому разуму и приходит к выводу, что эта специфика — чистая видимость и не имеет онтологического значения. Однако параллельно оказывается, что разум допускает онтологическое истолкование, поскольку человек целиком является частью природы. Итак, либо разум не имеет никакого особого онтологического значения (и тогда вопрос об онтологической специфике артефактов — псевдопроблема), либо разум имеет Раздел IV. Полемика онтологическое значение (и артефакты онтологически отличаются от природных объектов). В первом случае мы лишаемся возможности рассматривать деятельность человека как воздействие на природу и фактически освобождаемся от всякой ответственности — между утилизацией старого «бентли» и отстрелом матерого изюбря нет никакой разницы. Во втором случае вся линия аргументации Бе'йкер оказывается бесполезной. Правда, существует выход. Можно признать некую онтологическую специфику артефактов, но настаивать на их одинаковом онтологическом статусе с природными объектами. Дескать, они равны в правах; нужно рядом с экологией природы поставить экологию техники, а параллельно биоэтике разработать этику для роботов в стиле А. Азимова. Что же, сегодня, когда антикварные артефакты в виде картин, машин и мебели стбят заметно дороже тех природных компонентов, которые их составляют, впору приписать природе даже более низкий онтологический статус. Но в этом случае такие невещественные феномены, как талант, престиж, вера или ценность, приобретают статус наивысшего бытия. Полагаю, что с этим согласились бы философы от Парменида до Гегеля. Ведь для них верховный онтологический статус имеет именно сфера подлинного идеального бытия, topos noetos, а не инертный и несовершенный мир материальных тел.
Впрочем, для философов-натуралистов песчинка или москит равны по статусу зерну генно-модифицированной сои или великим творениям человеческого разума. Для них «базисная онтология» — это «перечень всего, что составляет полное описание действительности» (дефиниция, которую дает Бейкер). Здесь как раз пора обратиться к ключевому слову «описание», которому Бейкер не уделяет должного внимания. Онтология — это продукт человеческого разума, его познавательной способности, а не просто «бытие как таковое». Нельзя описать все существующие объекты, приходится ограничиться их классификациями, типологиями и закономерностями, да еще в их отношении к степени познанности и вовлеченности в человеческий мир. Философская онтология — это мир человека, общающегося, действующего и познающего. Можно ввести массу дефиниций и дистинкций, заменить слова значками, но лучше просто выразить соболезнование тем философам, которые хотят избавиться от этого досадного обстоятельства, поскольку помочь им очень трудно. Заключение Прошло три года с выхода коллективного труда сектора социальной эпистемологии Института философии РАН под названием «Социальная эпистемология: идеи, методы, программы». Этой поистине программной книгой мы отметили пятилетие работы нашего коллектива, который, насколько известно, по-прежнему является единственным в мире академическим подразделением с подобным названием. Я благодарен судьбе за возникновение этого сектора, поскольку социальная эпистемология уже четверть века находится в фокусе моих теоретических интересов. Каково же состояние этого подхода или дисциплины и как она относится к другим наукам и типам знания? Из чего складывается ее концептуальное ядро? Каков ее эмпирический базис? В чем состоят ее прикладные возможности? На эти вопросы я в очередной раз искал ответ в процессе работы над книгой. В самом общем виде итог этих поисков таков. Ответ на первый вопрос предполагает определение дисциплинарного статуса неклассической философской эпистемологии вообще и ее отношения кдругим наукам. Науки переднего края, сосредоточенные на поисковых исследованиях1, обычно не слишком озабочены своей принадлежностью к конкретной дисциплине. Они работают на основе не развитой теории (ее еще нет), а картины мира и одновременно активно заимствуют понятия и методы из других наук. В этом смысле они осуществляют что-то вроде диалога между культурой и мировоззрением, с одной стороны, и междисциплинарным конгломератом научного знания — с другой. Социальная эпистемология является именно такой наукой. Она развивается из философских корней (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Л. Витгенштейн, А. Шюц и др.), но усваивает и опыт социально-гуманитарных наук, отчасти инспирированных той же философией (социологии, психологии, лингвистики, социальной и культурной антропологии). Она
1 Поисковые исследования отличаются от парадигмальныхтем, что не направлены на решение новых задач известными методами. Они определяют свой предмет и методы в процессе развития, в некотором смысле выполняя сказочную миссию «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Фундаментальные открытия часто совершаются на стыке наук, поэтому и поисковые исследования обладают выраженным междисциплинарным характером. Заключение содержит некоторые нормативные положения, напри мер требует от эпистемолога расширения предметного поля и методологического инструментария классической теории познания. Одновременно она принимает позицию дескриптивизма в том смысле, что делает акцент на описании многообразия когнитивных практик в социальном контексте, а не демаркации истинного знания от заблуждений. ВЫесте с тем она включает убеждение в своей практической эффективности, в частности, в смысле реконструкции исторических ситуаций и проектирования деятельности. Наконец, это философия, которая не цепляется за свои дисциплинарные границы, а нередко выходит за их пределы в сферу междисциплинарных исследований. Но разве не подобное трансцендирование характеризует подлинную философию? Концептуальное ядро социальной эпистемологии демонстрирует ее неклассический характер. Она полипарадигмальна в стиле современной гуманитаристики и вместе с тем сохраняет некое «жесткое ядро». Его образуют шесть положений. Во-первых, это — тезис о социальной природе познания. Знание не только признается социально нагруженным и зависимым от социума; оно рассматривается как целиком социальный продукт. Так, его предмет может иметь этот статус только в силу вовлеченности в определенные социальные практики. «Вещь в себе» остается непознаваемой по определению. Способы познания также в первую очередь являются формами социальной деятельности и коммуникации, а не реализацией природных способностей гоминида. Результат познания выступает как схема ситуаций прошлого опыта, а также как проект будущего (возможного опыта вообще). Во-вторых, знание контекстуально. Это означает, что его содержание и смысл исследуются посредством описания взаимодействия познающего субъекта с его окружением, частью которого он является (индивидуальная культурная лаборатория). Одновременно эмпирический анализ конкретных познавательных ситуаций дополняется нормативным требованием холистского видения всей синхронии и диахронии знания (понятие совокупного познавательного процесса). Третий тезис, провозглашающий приоритет искусственного, состоит в рассмотрении знания как целиком сконструированного феномена, причем конструирование понимается как единство стихийного социального процесса и целенаправленных индиви- Заключение дуальных действий. Искусственное здесь тождественно понятию социального артефакта. В-четвертых, социальная эпистемология принимает нормативный тезис антропоцентризма. Человеческое познание рассматривается как специфическое и нередуцируемое к тем или иным факторам, которые объединяют человека и животных, человека и природу в целом (когнитивным способностям, информации, сложности и проч.), В качестве пятого основания социальной эпистемологии фигурирует идея научности. Социальная эпистемология опирается в первую очередь на те реконструкции познавательных ситуаций, которые выполнены в рамках социально-гуманитарных наук. Вненаучные типы знания и сознания (повседневность, искусство, нравственность, миф, магия, религия и др.) сами по себе являются не источником, а предметом исследования социальной эпистемологии (непонимание этого обстоятельства приводит к многочисленным недоразумениям). Наконец, в-шестых, это идея рациональности, которая раскрывается через понятия обоснованности и критичности. Обоснованность означает, что знание недостаточно просто феноменологически описать (чистое описание вообще невозможно). Всякий эпистемологический образ знания выступает как итог реконструкции, опирающейся на результаты социально-гуманитарных наук, методологические основания которой должны быть сформулированы по возможности ясно. Под критичностью понимается требование постоянной оценки, переоценки и корректировки всех пяти предшествующих основоположений и понятий социальной эпистемологии. Разные варианты социальной эпистемологии могут различаться по набору понятий и их истолкованию, по тому, на какую специально-научную дисциплину ориентируются. И все же все они в той или иной мере сохраняют классический тезаурус эпистемологии — парные категории субъекта—объекта, познания—непознанного, истины—заблуждения, сознания—бессознательного, языка—невыразимости, рационального—иррационального, онтологии—эпистемологии. В области вариативного «защитного пояса» позиционируются такие понятия, как «коммуникация», «деятельность», «конструктивность», «креативность», «дискурс», «повседневность», «пространство», «время», «релятивизм», «языковые Заключение игры», «контингентность», «традиция», «контекст» и др. Незамкнутость концептуального поля, контекстуальное введение терминов, заимствование из других областей знания — типичные признаки принятого способа категоризации. Эмпирический базис социальной эпистемологии образует набор исторических реконструкций познавательных ситуаций, выполненных авторитетными историками и социологами науки и культуры (А. Койре об И. Ньютоне, П. Форман о формировании квантовой механики в Германии, Г. Коллинз о теории гравитации, Б. Латур о Л. Пастере). Сюда же относятся хрестоматийные результаты социологических, психологических, лингвистических и антропологических исследований (М. Вебер о науке и протестантизме; Ж. Пиаже о формировании понятий у детей; Э. Сепир об индейских языках; Э. Эванс-Причард об азанде и нуэрах). Социальный эпистемолог и сам обязан проводить исследования в стиле case study, чтобы обеспечить рост эмпирического базиса, показать эффективность своего методологического подхода и сконструировать именно те факты, которые нужны для обоснования его концепции. От эмпирической обоснованности и применимости социальной эпистемологии прямой путь к вопросам об ее прикладных возможностях для проектирования деятельности и коммуникации, о связи социальной эпистемологии и социальных технологий. Если знание - социально-культурный феномен, то оно особым образом включено в систему общественных и культурных взаимодействий, т.е. является идеальным планом, проектом, программой, схемой того, как люди действуют и общаются между собой, воспринимают и используют артефакты, строят дискурс. Лозунг «Знание — сила» в наибольшей степени справедлив не только и не столько тогда, когда возникают естественно-технические науки. Именно рождение наук социотехнических знаменует собой новый этап сознательного овладения миром — на этот раз уже не просто природным, но социальным, культурным, личностным. Пусть власть далеко не всегда тождественна свободе. Но быть в плену у непрозрачных общественных отношений и темных глубин бессознательного ничем не лучше, чем страдать от холода, голода и болезней. Можно допускать ту или иную степень технологичности социально-эпистемологического подхода, но было бы внутренне противоречиво отрицать ее вообще, забираясь в башню из слоновой кости. И, конечно же, специфическая роль социальной эпистемологии прояв- Заключение ляется в междисциплинарном взаимодействии, в общении гуманитариев и естественников, в организации коммуникативных площадок для совместной деятельности ученых, инженеров, социальных технологов, предпринимателей, чиновников в процессе реализации инновационных идей и проведения социальных реформ. Поэтому ипостаси медиатора научного дискурса и публичного интеллектуала — не последние качества социального эпистемолога. Причастность к культуре, как сказал И. Бродский применительно к поэту, это зависимость от чужих слов, чужих размеров, готовность всегда поклониться тени. Социальная эпистемология, как иногда может показаться, привлекает внимание к тому, что все уже написано и сказано, и в этом смысле всякое новое знание - это не слишком хорошо забытое старое. И то, что творец считает детищем своего гения, на поверку оказывается во многом перекомбинацией стереотипов, воскрешением «замурованных текстов» (Х.Л. Борхес), а то и просто социальным приписыванием некоторому тексту или иному артефакту якобы совершенно особых качеств, которыми он в момент своего возникновения не обладал. Однако и у культуры есть только один шанс продвинуться вперед: попасть на кончик пера к человеку, способному превратить мертвое историческое достояние в живую ткань знания и переживания. Культура столь же жаждет творца, как и он нуждается в культурных ресурсах - строительном материале самореализации. Отсюда и двуединая сущность социальной эпистемологии, в свете которой рушатся некоторые современные стереотипы. Так, современное «knowledge society» есть просто «масло масляное», выдумка социологов, не знающих истории и не понимающих, какую роль в обществе всегда играли вненаучные формы знания. Никакого общества, никакой культуры не было и нет вне процесса познания; никакого знания нет вне культуры, вне общества. Различие между ними имеет место лишь на поверхностном уровне частных функций и форм существования, но обстоятельное и подробное исследование вскрывает когнитивное содержание всякого социального акта, а когнитивные феномены обнаруживают свою социальную природу. За пером видеть шпагу, за революцией — трактат, за экспериментом — технологию, за кодексом — дискурс, за спиной ученого - тени Фауста, Колумба и Гутенберга; иначе говоря, за делом видеть слово, а за словом — дело: таков девиз социальной эпистемологии. Именной указатель Абель Г. (Abel G.) 126-128 Аверинцев С.С. 286 Антоновский А.Ю. 10 Аристотель 37, 39, 88-90, 98, 191, 307, 345, 350, 351, 353, 429, 468, 494, 512, 533 Бакунин М.А. 249 Бахтин М.М. 61, 101, 102, 110, 280, 281, 286-293, 306-308, 317, 446, 452, 478, 495, 513 Бейкер Л.P. (Backer L.R.) 10, 533-536 Бенвенист Э. (Benveniste E.) 310 Бернстайн Б. (Bernstein В.) 79-81, 304, 335, 414 Бескова И.А. 10 БлокА. 118 БлурД. (BloorD.) 10, 11, 13-17, 50, 51, 76, 97, 129, 130, 137, 332 БлэкМ. (Black M.) 264 Богосян П. (Boghossian P.) 130-139 Борхес Х.Л. (Borges J.L.) 82, 83, 109, 145, 176, 179, 201, 215, 252, 335, 346, 384, 446, 448, 450, 465, 504, 541 Бродель Ф. (Brodel F.) 441 Бродский И. 82, 84, 446, 465, 541 Бурдье П. (Bourdieu P.) 101, 110, 145 Быченков В.М. 369 Бюлер К. (Buhler К.) 21 БэйлсР. (Bales R.F.) 106 В Варела Ф. (Varela F.) 105, 125, 500 Васильев В.В. 10, 256 Вебер M. (Weber M.) 159, 194, 222, 329, 540 Вернадский В.И. 149 Витгенштейн Л. (Wittgenstein L.) 17, 20,39-42, 63, 72, 77, 78,81, 92-95, 97,105, 116, 137, 138,146, 152, 156, 157, 196, 214, 257, 261-263, 281, 318,320,417,427,476,537 Вострикова Е.В. 10 Вулгар С. (Woolgar S.) 105, 129 Выготский Л.С. 17, 22, 61, 67, 78, 97, 102, ПО, 272, 274, 280, 281, 287, 288, 417, 484, 495, 499, 523, 525, 528 ГайденкоП.П. 10, 191,352 Гегель Г.В.Ф. 38, 48, 49, 92, 102, 157, 173, 182,257,536 Гелен A. (Gelen A.) 223, 380 Гемпель К. (Hempel C.G.) 63, 65, 66 Герасимова И.А. 10, 35 Гибсон Дж. (Gibson J.) 145, 147, 148 Гирц К. (Geertz С.) 434 ГоббсТ. 59, 257, 278, 349, 350, 512 Голдман Э. (A. Goldman) 26, 50, 51 Грёнбех В. (Gronbech V.) 213 Грязное А.Ф. 10 Гудмен H. (Goodman N.) 44,126,127, 137, 276 ГуревичА.Я. 146, 188 Гусейнов А.А. 10, 430 ГутнерГ.Б. 10, 113-115, 117,344 Гюйгенс X. (Huygens H.) 353 д Декарт P. (Descartes R.) 67, 90, 91, 144, 278, 294, 471, 481, 499, 503, 512 Деннет Д. (Dennett D.) 60 Дероуз К. (DeRose К.) 26, 29 ДерридаЖ. (Derrida J.) 12, 41, 44, 76, 257, 258, 466 Динглер Г. (Dingier H.) 120, 124, 529 Именной указатель Дмитриев А.В. 328, 384 ДридзеТ.М. 374-376, 478 Дубровский Д.И. 272, 284 Дуглас M. (DouglasM.) 129, 145, 191, 312, 330-334, 413, 420, 427 Дьюи Дж. (Dewey J.) 42, 95, 96, 103 Дюгем П. (Duhem P.) 38,52, 120, 405, 477 Дэвидсон Д. (Davidson D.)64-67, 115,320,502 Зинченко В.П. 70, 529 Зубец О.П. 186 И Иванов Д. В. 68 К КамлахВ. (KamlahW.) 124 К.анетта Э. (Canetti E.) 434 Кант И. (Kant I.) 98, 100, 102, 120-122, 138, 142, 144, 153, 157, 183, 188, 229, 249, 251, 253, 254, 264, 271, 481, 529, 531 Касавин И.Т. 24, 35, 60, 68, 74, 83, 101, 110, 144, 185, 186 Касавина Н.А. 10 КезинА.В. 325, 370 Келли Дж. (Kelly G.A.) 162, 525, 529 КимДж.(Кнп.).)5.?3 Кнорр-Цетина К. (Knorr-Cetina К.) 102, 105, 129 Князева Е.Н. 10,499-503 КойреА. (КоугеА.)540 Колпаков В.А. 10 Косарева Л. М. 190 Коул M. (Cole M.) 495 Крипке С. (Kripke S.A.) 66, 97, 257, 262, 263, 276, 478 Куайн У. (Quine W.) 16, 38, 42, 52, 66, 96-99, 197, 276, 368, 405, 476, 477 КулиЧ.(Соо1еуСп.) 107 КуслийП.С. 10 Кьеркегор С. (Kierkegaard S.) 241 Л Латур Б. (LatourB.) 12,14,16,17,105, 129, 540 Леви-Строс К. 204-206, 441 Лекторский В.А. 10, 12, 56, 140, 480, 495 ЛенкХ. (LenkH.) 127 Линч К. (Lynch К.) 148, 149 Лоренц К. (Lorenz К.) 124, 150 Лоренцен П. (Lorenzen P.) 123, 124 Лосев А.Ф. 222 Лотман Ю.М. 280, 281, 287, 288, 292-305, 307, 478 Луман H. (LuhmannN.) 107,130,173, 381, 508 М Малиновский Б. (Malinovski В.) 22, 23, 191,203, 204, 209 Мальцев А. Н. 424, 426 Мамардашвили М.К. 460, 495, 529 Мамчур Е.А. 10, 491-493, 495-498 Мандельштам О.Э. 306, 501 Маркова Л. А. 10, 104 Матурана У. (Maturana U.) 105, 125, 514 Меркулов И.П. 499 Мертон P. (Merton R.) 330 Микешина Л.А. 10, 511, 513, 514, 516, 518, 519 МирскийЭ.М. 361, 363 Михайлова С.В. 101 Мотрошилова Н.В. 10 Мур Дж. (Moore J.) 26, 29 Н Нагель Т. (NagelT.)54 Найссер У. (Neisser U.) 149 Никифоров А.Л. 10, 138, 470, 473, 474, 476, 478-480, 484-488, 490 Николеску Б. (Nicolesku В.) 363 О Огурцов А.П. 10 ОйзерманТ.И. 10,492 Ориджи Г. (Origgi G.) 361, 362 Отто P. (Otto R.) 215, 228, 432 П Паскаль Б. 241 Патнэм X. (Putnam H.) 137, 276, 478 Петренко В.Ф. 10, 56, 145, 521, 523-525, 527-532 Петров М.К. 61, 81, 102, 110, 280-288, 290, 300-302, 304, 339-342, 345, 367, 495 Пиаже Ж. (Piaget J.) 120, 124, 343, 540 Пирс Ч.С. (Pierce Ch. S.) 95 Плесснер Г. (PlessnerH.) 109 Поппер К. (Popper К.) 16, 39, 40, 66, 99, 154, 183, 186,265,329, 446, 463, 517 ПорусВ.Н. 10 Прайс Д.С. (Price D.J.) 44 ПристС. (PristS.) 60 Р Рабинович В.Л. 10 Райл Г. (Ryle G.) 63, 64, 66, 191 Раушенбах Б.В. 152 Pau MB. 10 Робертсон-СмитУ. (Robertson-Smith W.) 231 РозинВ.М./tf, 418 Розов М.А. 10, 461, 505-510 Рорти P. (Rorty R.) 41, 44, 63, 137, 448 Роулз Дж. (Rowls J.) 322,326 Рузавин Г.И. 10 С Свифт Дж. 57, 78 Сепир Э. (Sepir E.) 16, 81, 285, 540 Сёрл Дж. (Searle J. R.) 56, 57, 60, 75, 76,163 Именной указатель Скотт В. 347 Соколова Е.Т. 10 Соловьев С.М. 145, 456 СосаЭ. (SosaE.)26, 533 Софокл 214, 218, 228, 240 Спербер Д. (Sperber D.) 364 Степин B.C. 10, 74, 341,353, 354, 449, 481, 493, 495 Столярова О.Е. 10 Страуд Б. 10 Т Толмен Э. (Tolman E.) 148 Тулмин С. (Toulmin S.) 186,187 У Уайтхед А.Н. (Whitehead A.N.) 122, 380, 515 Ф Федотова В.Г. 327 Фейгль Г. (Feigl H.) 53 Фейерабенд П. (Feyerabend P.) 16, 39, 41, 44, 53, 154, 188, 278, 280, 330, 448, 471, 477 Фейнберг Е.Л. 104 ФёрсДж. (Firth J.R.) 22 Филатов В.П. 10,68 ФинбергЭ. (FeenbergA.) 31 Фихте Г. /22, 272 Фоллмер Г. (FollmerG.) 10, 145 Фреге Г. (Frege G.) 40, 77, 98, 120, 122, 124, 257, 264, 475, 488, 529 Фрэзер Дж. (Fraser J.) 202, 203, 227, 231, 252, 438, 441, 443 Фуко М. (Foucault M.) 94, 148, 188, 346, 458, 459, 466 Фуллер С. (Fuller S.) 10, 14-16, 363, 365, 460, 467 X Хабермас Ю. (Habermas J.) 39, 44, 94, 102, 107, 108, 176, 313, 320, 323-325, 411 Именной указатель Хайдеггер М. (Heidegger M.) 31, 33, 37, 81, 92, 146, 152, 158, 197, 320, 357, 375, 447, 453, 466, 514, 515 Хайнц К. (Heintz Ch.) 361, 362 Харре P. (Harre R.H.) 10, 69, 320, 495, 522 Холл Э. (Hall E.T.) 145, 150, 151 Холлидей М. (Halliday M.A.K.) 311 Хюбнер К. (Hiibner К.) 10, 188, 198, 207, 213-216, 228, 449 Ц Цеккато С. (Ceccato S.) 124 Ч Чалмерс Д. (Chalmers D.) 56, 60, 70 Черчленд П. (Churchland P.) 55 ш Швырев B.C. 10, 408, 476 Шейпин С. (Shapin S.) 460 Шелли М. 54, 71 Шоу Б. 54, 71 Шпет Г.Г. 61, 253, 255, 256, 280, 281, 287 ШюцА. (SchutzA.) 154,157,162,178, 289,375, 456, 471, 479, 517, 537 щ Щавелев С.П. 10 Элиаде М. (Eliade M.) 189, 214, 448 Ю Юдин Б.Г. 10 ЮдинЭ.Г. 495 ЮлинаН.С. 10 Юм Д. (Hume D.) 26, 28, 57, 59, 67, 92, 98, 138, 144, 157, 248-251, 253-271, 273, 274, 276-279, 458, 466, 480, 481, 505, 521, 535 Юнг К.Г. (Jung C.G.) 103, 194, 197, 228,229, 232, 233, 236,243, 245 Я Ясперс К. (Jaspers К.) 47, 102, 105, 373-377, 478, 488 llya Kasavin
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|