Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о психике и ее эволюции.




 

Психическое явление – субъективное переживание или элементы внутреннего опыта субъекта.

Психические процессы и явления, течение или проявление которых не отражается в сознании человека, называются неосознаваемыми процессами.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности.

Физиологические основы психики.

1. Строение нейрона (см. рис. 1).

 

Рисунок 1. Строение нейрона.

 

2. Виды нервной ткани:

· белое вещество образовано нервными волокнами в миелиновой оболочке;

· серое вещество образовано телами нервных клеток и дендритами.

3. Общий план строения нервной системы (см. рис. 2).

 

Рисунок 2. Строение нервной системы.

Нервы – скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

Нервные узлы – скопления тел нейронов за пределами ЦНС.

Нервные окончания:

· рецепторы – концевые окончания дендритов в органах, воспринимают раздражение и преобразуют их в нервный импульс (электрический сигнал);

· эффекторы – концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.

5. Головной мозг (см. рис. 3, табл. 3) располагается в мозговом отделе черепа. Его средний вес – 1360 г. Из основания черепа выходит 12 пар черепных нервов.

 

Рисунок 3. Строение головного мозга.

Таблица 3. Строение и функции головного мозга.

Отделы мозга Структуры отделов Функции
Ствол мозга Задний мозг Продолговатый мозг:находятся ядра серого вещества с отходящими парами черепно-мозговых нервов: XII – подъязычных; XI – добавочных; X – блуждающих; IX – языкоглоточных. Проводниковая – связь СМ и вышележащих отделов ГМ; Рефлекторные: 1) регуляция деятельности дыхательной, сердечнососудистой и пищеварительной систем; 2) пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания; 3) защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота.
Варолиев мост содержит ядра: IIIV – слухового; IIV – лицевого; IV – отводящего; Y – тройничного нервов. Проводниковая: содержит восходящие и нисходящие нервные пути и нервные волокна, соединяющие полушария мозжечка между собой и с корой больших полушарий. Рефлекторная:отвечает за вестибулярные и шейные рефлексы, регулирующие тонус мышц, в т.ч. мимических мышц.
Мозжечок:полушария мозжечка соединены между собой варолиевым мостом. Снаружи – кора мозжечка (серое вещество), внутри – белое вещество с вкраплениями ядер серого вещества. Координация произвольных движений и сохранение положения тела в пространстве. Регуляция мышечного тонуса и равновесия.
Ретикулярная формация – сеть нервных волокон, оплетающих ствол мозга и промежуточный мозг. Обеспечивает взаимодействие восходящих и нисходящих путей мозга, координацию различных функций организма и регуляцию возбудимости всех отделов ЦНС.
Средний мозг Четверохолмие с ядрами первичных зрительных и слуховых центров. Ножки мозгас ядрами: IV – глазодвигательного; III – блокового нервов. Проводниковая. Рефлекторные: 1) ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители; 2) регуляция мышечного тонуса и позы тела.
Подкорка Передний мозг Промежуточный мозг: а) таламус (зрительный бугор) с ядрами II-й пары зрительных нервов. Сбор и оценка всей поступающей информации от органов чувств. Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации. Регуляция эмоционального поведения.
б) гипоталамус. Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и всех жизненно важных функций организма. Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма. Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие). Участие в смене сна и бодрствования.
Базальные ганглии (подкорковые ядра). Роль в регуляции и координации двигательной активности (вместе с таламусом и мозжечком). Участие в создании и запоминании программ целенаправленных движений, обучения и памяти.
Кора больших полушарий Древняя и старая кора(обонятельный и висцеральный мозг): содержит ядра I-й пары обонятельных нервов. Древняя и старая кора вместе с некоторыми подкорковыми структурами формирует лимбическую систему, которая: 1) отвечает за врожденные поведенческие акты и формирование эмоций; 2) обеспечивает гомеостаз и контроль реакций на самосохранение и сохранение вида; 3) влияет на регуляцию вегетативных функций.
Новая кора. 1) осуществляет высшую нервную деятельность, отвечая за сложное сознательное поведение и мышление. Развитие морали, воли, интеллекта, связаны с деятельностью коры; 2) осуществляет восприятие, оценку и обработку всей поступившей информации от органов чувств; 3) координирует деятельность всех систем организма; 4) обеспечивает взаимодействие организма с внешней средой.

6. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней или внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

Рефлекторная дуга (см. рис. 4) путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

 

Рисунок 4. Рефлекторная дуга.

Звенья рефлекторной дуги:

- рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс;

- чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение к центру;

- нервный центр (спинной или головной мозг) – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на (вставочные в случае трехнейронной рефлекторной дуги), двигательные нейроны;

- двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу;

- рабочий орган (мышца или железа) – реагирует на полученное раздражение.

7. Общий план строения анализатора (см. табл. 4).

Анализатор – система чувствительных нервных образований, воспринимающая и анализирующая различные внешние или внутренние раздражения.

 

Таблица 4. Строение анализатора.

Название отдела Орган Функция
Периферический отдел Рецепторы органа чувств Получают информацию об окружающей среде в виде химических (обоняние, вкус), механических (слух, тактильные ощущения) и световых (зрение) сигналов. Преобразуют сигналы в нервные импульсы.
Проводниковый отдел Чувствительные нервы Осуществляет передачу нервных импульсов от периферического отдела к коре больших полушарий.
Центральный отдел Специализированные (специфические для каждого анализатора) перцептивные и интегративные зоны коры больших полушарий Возникновение сенсорного образа. Построение целостной картины окружающей действительности.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Основные характеристики сознания: активность, интенциональность, рефлексия, критичность.

В филогенезе сознание появляется в процессе труда.

Труд – это специфический присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Самосознание – процесс осознания своего «Я» во многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми.

Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку, самовоспитание.

Самосознание характеризуется своим продуктом – «Я–образом» или «Я–концепцией».

Я-концепция – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и отношение к себе.

Я-концепция – целостный образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...