Тема 1. Введение в общую психологию.
1. Составить таблицу «Основные психологические школы: предмет исследования, представители школы, область научных интересов, основные идея и достижения». 2. Составить таблицу «Становление отечественной психологии: персоналии, основные психологические идеи и достижения». 3. Составить схему для иллюстрации многообразия методов психологического исследования.
Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции. 1. Проанализировать представления о психике и психическом в трудах западных, восточных и отечественных ученых прошлого. Выделить, в чем данные преставления пересекаются и в чем наблюдается принципиальная разница. Составить конспект. Можно сказать, что отечественная психология разделилась на западную и восточную или это третье направление в психологии? 2. В настоящее время разрабатываются теории (И. З. Цехмистро, Э. Морэн и т.д.), в которых мозг рассматривается как самопрограммируемый компьютер. Согласны ли вы с подобными подходами? Ответ письменно аргументируйте. 3. Прокомментируйте, почему сознание стоит искать в системе социальных связей и отношений.
Тема 3. Психологическая теория деятельности. 1. Написать эссе по теме «Развитие деятельностного подхода в трудах отечественных психологов» (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.). 2. Проанализировать понятие «мотивационный конфликт». Представить жизненные ситуации, в которых такой конфликт может проявиться. Подумайте, какими могут быть последствия внутриличностного конфликта. 3. Выбрать человека из числа российских ученых, политиков, людей искусства, ваших знакомых и т.д. На примере доказать понятие «самоактуализирующаяся личность» (на основании биографических данных проанализировать наличие характеристик самоактуализирующейся личности по пирамиде А. Маслоу).
Тема 4. Психические процессы. 1. Раскрыть исторические предпосылки изучения познавательной деятельности (Аристотель, Авиценна, Л. да Винчи, Г. фон Гельмгольц, Э. Вебер, Т. Фехнер, Г. Эббингауз, В. Вундт, М. В. Ломоносов, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов, Н. Е. Румянцев, А. П. Нечаев, Б. А. Краевский, И. А. Сикорский др.). Результаты самостоятельного поиска представить в виде таблицы: автор, основные научные достижения в области исследования познавательной деятельности. 2. Составить рассказ на тему «Мир без эмоций». Итогом рассказа должно быть выделение функций эмоций.
Тема 5. Психические состояния. 1. Проанализировать подходы Г. Селье, П. К. Анохина, Ю. А. Александровского, Ф. Б. Березина, А. А. Налчаджян к понятию «стресс». Выделить общее во взглядах и различие. 2. Прокомментировать понятия «дистресс» и «эустресс». 3. Выбрать психический феномен, на который должно быть оказано воздействие (например, внимание, память, эмоциональное состояние и т.д.). Коротко описать его природу. Предложить конкретные упражнения, направленные на достижение желаемого результата (применительно к студентам). Составить список литературы по данной проблеме. 4. Подготовить фотовыставку «Состояния человека» (подобрать различные фотографии из журналов, отражающих психические состояния человека; возможно использовать метафорические образы). 5. «Депрессия у студентов». Почему у студентов возникает депрессия? Выделить возможные причины и способы борьбы.
Тема 6. Личность. 1. Составить таблицу, графически отражающую авторские представления о факторах психического развития и стадиях психического развития. 2. Письменно порассуждайте на тему того, почему в XXI веке «стираются» возрастные периоды развития личности. Почему исследователи стали предлагать различные альтернативы периодизационному подходу к личности (например, «психология жизненных циклов» К. Н. Поливановой).
3. Передайте ваше восприятие возрастов человеческой жизни с помощью поэтических или прозаических отрывков, то есть с их помощью составьте «Лесенку жизни» личности.
Тема 7. Психические свойства личности. 1. Составить ленту исторических исследований по темам (отразить основные достижения автора по проблеме): - «Темперамент» (Гиппократ, Аристотель, И. Кант, И. П. Павлов); - «Характер» (Феофраст, Э. Кречмер, Э. Фромм и др.); - «Способности» (Аристотель, Д. Дидро, Х. Вольф, А. Бине); - «Направленность» (В. Келер, Ч. Дарвин, З. Фрейд, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др.). 2. Описать какой-либо вид специальных способностей, необходимых для успешного педагога. Ориентироваться на следующий план: какие нужны задатки, социальные условия, благоприятствующие развитию, сенситивные периоды развития, приемы развития, пример людей, обладающих развитой способностью.
Задания для экспресс-опросов Оценка успеваемости студентов, обучающихся по ФГОС ВПО третьего поколения, производится по накопительной балльно-рейтинговой системе с учетом результатов экспресс-опросов. Экспресс-опросы – это 5-7-минутные контрольные работы, которые выполняются на отдельных листах в начале каждого занятия. Количество экспресс-опросов и, соответственно, полученных баллов, определяется числом учебных занятий, предусмотренных учебным планом. По курсу «Общая психология» учебным планом предусмотрено 26 часов лекционных и 42 часа практических занятий. Соответственно, по результатам 34 экспресс-опросов студент может получить максимум 102 балла. Величина отметки по результатам экспресс - опросов устанавливается в диапазоне от 0 до 3 баллов. При этом: · 0 баллов выставляется при отсутствии студента на учебном занятии без уважительной причины; · 1 балл выставляется в случае выполнения студентом до 50% учебных заданий, включенных в материал экспресс - опроса; · 2 балла выставляется при выполнении студентом от 51% до 80% учебных заданий, включенных в материал экспресс - опроса;
· 3 балла выставляется при выполнении студентом от 81% до 100% учебных заданий, включенных в материал экспресс - опроса.
Задания для экспресс-опросов (предлагаются по темам, преподаватель по своему усмотрению определяет количество заданий из предложенного списка). Если на занятии остается время, то целесообразно проводить обсуждение предыдущего экспресс-опроса.
Тема 1. Введение в общую психологию (6 часов, 3 экспресс-опроса). Введение в предмет «Общая психология» (лекция). 1. Сопоставить понятия «психический» и «психологический». 2. Что определяет специфичность предмета общей психологии? 3. Назвать основные отличия между ненаучным и научным психологическим знанием. 4. Обоснуйте связь психологии с: а) педагогикой; б) социологией; в) медициной; г) математикой. Историческое становление психологии как науки (практическое занятие). 1. Психология – гуманитарная или естественная наука? 2. Год становления психологии как самостоятельной науки. 3. Каковы основные причины и проявления кризиса в психологии 1910-1930 гг.? 4. Выделить основные этапы в истории психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|