Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие 16. Теории личности.




План занятия:

1. Проанализировать основные научные подходы к личности в зарубежной и отечественной психологии: психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, когнитивная, поведенческая, деятельностная, диспозиционная. Работу на практическом занятии можно выстроить в подгруппах: каждая подгруппа представляет научные интересы того или иного подхода к личности, подчеркивая достоинства данного подхода по сравнению с другими. Как представители подхода к личности ответят на вопрос «Почему одни люди оказываются более успешными, чем другие?».

Работу на занятии возможно организовать в виде дискуссии. Примерные вопросы для обсуждения: понятие «личность», структура личности, проблема личностных проявлений, методы исследования личности.

2. Обсудить в подгруппах вопросы: «Почему существуют не одна, а несколько теорий личности?», «Можно назвать исчерпывающую теорию личности?», «Что представляет собой личность, в целом?».

Подойти к выводу, что теории личности – статичны. Динамика и развитие личности представлены в концепциях психического развития.

Литература:

- Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 650с.

- Психология личности: учеб.пособие / Под науч. ред. П.Н. Ермакова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 631с.

- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 316с.

 

Практическое занятие 17 - 18. Концепции психического развития. Периодизации психического развития.

План занятий:

1. Раскрыть понятия «наследственность», «среда» и «активность» с точки зрения детерминации психического развития.

2. Проанализировать основные концептуальные подходы к личности: биологизаторский (Ст. Холл, К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиажее), социологизаторский (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), биосоциальный (В. Штерн, Э. Эриксон).

3. Обсудить в подгруппах вопрос о том, существуют ли какие-либо психические явления, развитие которых зависело бы от какого-либо одного конкретного фактора развития. Привести пример.

4. Л. С. Выготский о зонах ближайшего и актуального развития. Механизм психического развития личности. Роль взрослого в развитии активности ребенка.

5. Обсуждение понятия «психологический возраст».

Решение в парах следующих заданий.

Человек какого возраста, по Вашему мнению, мог написать эти строки. Ответ обоснуйте.

А) Я – мысли, которые вслух не сказать…

Я – встречи, которым вовек не бывать…

Я – страсти, которые жгут и пытают…

Я – память, которой обиды прощают…

Я – песни, что были тобой недопеты…

Я – письма из прошлого в желтых конвертах…

Я – вечность, а может быть только мгновенья…

Я сею надежды и сею сомненья,

О чем-то тревожусь, о чем-то жалею…

Я все не взрослею, никак не взрослею…

(Елена А.)

Б) Бабу снежную леплю,

Страшную, с метлою:

Нос морковью послужи,

А глаза - углею.

(Света Т.)

В) За этот ад, за этот бред,

Пошли мне сад на старость лет.

На старость лет, на старость бед:

Рабочих - лет, горбатых - лет...

На старость лет собачьих - клад:

Горячих лет – прохладный сад...

Для беглеца мне сад пошли:

Без ни-лица, без ни-души!

Сад: ни шажка!

Сад: ни глазка!

Сад: ни смешка!

Сад: ни свистка!

Без ни-ушка мне сад пошли:

Без ни-душка! Без ни-души!

Скажи: довольно муки - на

Сад - одинокий, как сама.

(Но около и Сам не стань!)

- Сад, одинокий, как ты Сам.

Такой мне сад на старость лет...

- Тот сад? А может быть - тот свет?

На старость лет моих пошли -

На отпущение души.

(Марина Ц.)

6. Раскрытие основных периодизаций (в рамках концепций психического развития).

7. В подгруппах: предлагаются карточки с названием определенного этапа возрастного развития. Нужно охарактеризовать этот этап так, чтобы другая группа поняла, о чем идет речь.

8. Анализ современных подходов к развитию личности в онтогенезе.

Литература:

- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 582с.

- Психология личности: учеб.пособие / Под науч. ред. П.Н. Ермакова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 631с.

- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 416с.

- Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. – 1996. - №5.

 

Тема 7. Психические свойства личности.

Практическое занятие 19. Темперамент.

План занятия:

1. История учения о темпераменте.

2. Физиологические основы темперамента. Работы И.П. Павлова.

3. Психологическая характеристика темперамента.

В подгруппе разобрать вариант несовпадения типов темперамента родителей и ребенка в семье. Каким образом это может повлиять на развитие личности ребенка и взаимоотношений в семье?

4. Диагностика темперамента с помощью теста-опросника Г. Айзенка (Приложение 6) и силы нервной системы при помощи темпинг-теста (Приложение 7).

Литература:

- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 2005. – 336с.

- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.

- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 582с.

- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.

- Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

- Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

 

Практическое занятие 20. Характер.

План занятия:

1. История учения о характере.

2. Классификации черт характера.

3. Развитие характера в онтогенезе.

4. Диагностика черт личности с помощью теста Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (Приложение 8).

Литература:

- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 2005. – 336с.

- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.

- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 582с.

- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.

- Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

- Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

 

Практическое занятие 21. Направленность личности.

План занятия:

1. Потребности. Пирамида потребностей А. Маслоу.

2. Мотивы. Их классификации.

3. Мотивационная сфера. Характеристики мотивационной сферы.

4. Доклады на 7-10 минут на тему «Исследования мотивационной сферы ребенка» (работы Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, А. В. Петровского, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, В. В. Давыдова).

5. Направленность личности.

6. Диагностика мотивов направленности на успех и избегания неудачи (Приложение 9).

Литература:

- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 2005. – 336с.

- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.

- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 582с.

- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.

- Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

- Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

 

 

Задания для самостоятельной творческой работы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...