Психологическая теория деятельности.
Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Действие – произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Задача – данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Мотив – осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. В процессе развития каждой потребности выделяют два этапа: 1. Этап до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; 2. Этап после этой встречи. На первом этапе потребность для субъекта скрыта. Человек может испытывать чувство напряжения, дискомфорта, беспокойства, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в поиске чего-либо, что снимет имеющееся напряжение. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которым и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечиванием потребности. В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Мотив есть предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту.
Психические процессы.
Ощущение – чувственное отражение объективной реальности. Виды ощущений: - интероцептивные; - проприоцептивные; - экстероцептивные (контактные, дистантные).
Рисунок 5. Физиологические основы ощущений. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителя. Различают два вида чувствительности: 1. Абсолютная чувствительность – способность ощущать слабые раздражители. 2. Чувствительность к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Восприятие – целостное отражение объективной реальности при непосредственном воздействии на органы чувств. Виды восприятия (по способу существования материи): - восприятие движения; - восприятие пространства; - восприятие времени. Представления – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего образа. Свойства представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность образа. Функции представлений: сигнальная, регуляторная, настроечная. Виды представлений. I. Классификация по видам анализаторов: · слуховые; · зрительные; · вкусовые; · обонятельные; · осязательные. II. Классификация по степени обобщенности: · единичные – представления, основанные на наблюдении одного предмета; · общие – представления, обобщенно отражающие свойства сходных предметов. III. Классификация по степени волевых усилий: · непроизвольные – представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека;
· произвольные – представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели. Воображение (см. рис. 6) – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Рисунок 6. Виды воображения. Создание образов воображения проходит два основных этапа: 1 этап – анализ – расчленение имеющихся представлений, на составные части. 2 этап– синтез – преобразование образов и составляющих их частей в новые комбинации с использованием следующие основных механизмов: агглютинация, увеличение или уменьшение объекта или его частей, включения уже известных образов в новый контекст, схематизация и акцентировка. Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Этапы развития речи: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, собственно звуковая речь, письменная речь. Время и место возникновения письма точно не установлены. Считают, что первые письмена появились у шумеров (IV тысячелетие до н.э.) и у древних египтян (вторая половина IV тысячелетия до н.э.). По традиционной классификации выделяют три основных вида письма: 1. Пиктографическое (от лат «пиктус» – нарисованный и греч. «графио» – пишу). В настоящее время таким письмом пользуются североамериканские индейские племена.
Рисунок 7. Фрагмент послания североамериканских индейских племен президенту США.
Содержание послания из рисунка 7 таково: семь племен (их представляют семь животных, именами которых называются племена) просят разрешения на переселение в район трех озер (нижний левый угол); племена единодушны в своем желании (на что указывают линии, соединяющие головы и сердца животных, – знак единство их мыслей и чувств). 2. Идеографическое письмо (от греч «идея» – понятие, «графио» – пишу). Каждый иероглиф обозначает фразу или слово в любой грамматической форме, а, следовательно, их значение, идею. Такое письмо использовалось в древнем Египте и Китае.
Рисунок 8. Знаки идеографического письма древних египтян (IV-III вв. до н.э.).
3. Фонетическое письмо с двумя подтипами: · слоговое – один знак обозначает слог. Таким письмом пользуются в Японии, Индии, Эфиопии; · звуковое или буквенно-звуковое письмо, например, русское, армянское, немецкое. Создание буквенно-звукового письма приписывается финикийцам. К финикийскому письму восходит древнегреческое письмо, на основе которого было создано старославянское письмо, а русское письмо является непосредственным продолжением старославянского.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|