Мышление (практическое занятие).
1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
а) А) психика – Б) мышление; б) А) познание – Б) отражение; в) А) знание – Б) суждение; г) А) умозаключение – Б) понятие; д) А) восприятие – Б) мышление; е) А) суждение – Б) понятие; ж) А) сознание – Б) мышление; з) А) мысль – Б) информация. 2. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. а) Образец: ВОСПРИЯТИЕ: ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Понятие: … (обобщенное отражение, информация, психика, мысль). б) Образец: ОЩУЩЕНИЕ: ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ Понятие: … (идеальное, частное, опережающее отражение, мысль). в) Образец: ГРЕЗЫ: ВООБРАЖЕНИЕ Образное мышление: … (словесно-логическое мышление, сознание, мышление, понятие). г) Образец: ОЩУЩЕНИЕ: ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ Понятие: … (классификация, слово, общее, мысль). 3. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» есть такой диалог: «Алиса спрашивает Чеширского кота: – А откуда вы знаете, что вы не в своем уме? – Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна? – Допустим, – согласилась Алиса. – Дальше, – сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда доволен, а виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме». Правильно ли это умозаключение? На какой аналогии основаны выводы? Приведите свой пример подобной аналогии. 4. Определите, о каком виде мышления идет речь в следующих фрагментах, указывая на особенности: а) Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем вывод о другом (о топке печи, об аварии).
б) Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания, а именно – посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того, чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания (К. Ясперс).
Мышление (практическое занятие 2). 1. В концепции Л. С. Выготского мышление и речь… а) абсолютно тождественны; б) имеют разные генетические корни; в) являются независимыми друг от друга функциями; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 2. Движущей силой формирования понятийного мышления является… а) игра; б) практическая деятельность; в) функционирование доминанты; г) обучение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 3. Определите, о каком виде мышления идет речь в следующем фрагменте: Школьникам была предложена задача: уравновесить свечу в чашке весов так, чтобы это равновесие через некоторое время само собой нарушилось. Предлагался целый ряд предметов, в том числе и коробок спичек. Дети долго и безуспешно пытались найти решение. И только подсказка учителя помогла делу. 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: А) Наглядно-образное мышление связано с… а) оперированием понятиями, б) рефлексией, в) оперированием суждениями, г) оперированием представлениями, д) все ответы верны, е) все ответы неверны. Б) С развитием понятий идет становление… а) анализа, б) синтеза, в) сравнения, г) обобщения, д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|