Память (практическое занятие).
1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. а) Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память. б) Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память. 2. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
а) А) воображение – Б) образная память; б) А) память – Б) сознание; в) А) память – Б) забывание; г) А) отражение – Б) восприятие; д) А) отражение – Б) воспоминание; е) А) воспоминание – Б) узнавание; ж) А) кратковременная память – Б) долговременная память. 3. Как Вы объясните описанный ниже факт? Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель производился опрос учащихся и было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше. 4. Найдите причину, по которой одна группа испытуемых лучше другой запоминает предложения. Как Вы считаете, какая это группа? Объясните свою точку зрения. Одной группе испытуемых давали шесть предложений, в пяти из которых были допущены грамматические ошибки. Испытуемые должны были прочесть предложения и исправить ошибки. Другая группа испытуемых так же получала шесть предложений, в которых были допущены не грамматические, а смысловые ошибки. Испытуемые после прочтения каждого предложения должны были указать на ошибку. После окончания работы обеим группам испытуемых неожиданно предлагалось воспроизвести предложения.
5. Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических явлений. а) Народная мудрость гласит: пустая голова не думает. б) Хорошая память – основа обучения. в) Богатый запас слов – показатель хорошей памяти и хорошего ума. г) Если человек утрачивает память, он теряет ум.
Эмоции (лекция). 1. Прочитайте четверостишье, определите, о каких видах эмоций в нем идет речь, какие характеристики эмоций отмечены автором? Гнев не страшен, но опасна грусть. Больше смерти старости боюсь. Смерть мгновенна, старость – на года, Гнев пройдет, а грусть со мной всегда. 2. Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно (нельзя) согласиться? а) Переживание – непосредственное отражение человеком своих собственных состояний. б) Эмоция отражает отношение человека к объекту, поэтому несет только субъективную информацию о состоянии самого организма. в) Эмоции – двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) и внешнее выражение. г) Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. д) Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, но только переживать их. 3. На какие группы можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации. Любопытство, удивление, привязанность, страх, любовь, интерес, враждебность, ярость, сомнение, любознательность, обожание, догадка, очарование, уверенность, удовольствие, жалость, депрессия, стыд, ненависть, фрустрация, страдание. 4. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. а) Образец: ВОСПРИЯТИЕ: ОЩУЩЕНИЯ Собственно эмоция: … (любовь, страдание, депрессия, стресс, любознательность). б) Образец: НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС: ОБЪЕКТИВНОЕ Чувство: … (духовное, субъективное, рациональное, материальное, нервный процесс).
в) Образец: ДИДУКЦИЯ: ИНДУКЦИЯ Стенические: … (эмоция, астенические, горе, чувства, настроение, психический процесс). 5. Завершите старинную притчу. Дайте объяснение описанному явлению. «Куда ты идешь?» – спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят», – упрекнул он ее. «Нет, – возразила Чума, – я погубила только пять. Остальные умерли от …» 6. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологи эмоций. а) Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать. б) Человеку грустно, поэтому он плачет, а не наоборот. в) Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. г) Без эмоций невозможны познание и деятельность. д) Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|