Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направленность личности (практическое занятие).




1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.

I II III IV V

а) А) потребность – Б) мотив;

б) А) личность – Б) мотивационная сфера;

в) А) мотив – Б) направленность;

г) А) желание – Б) интерес;

д) А) психика – Б) мотивационная сфера;

е) А) потребность в еде – Б) потребность в любви;

ж) А) потребность в принадлежности – Б) потребность в любви.

2. Какая связь психических явлений показана в приведенном ниже отрывке? Ответ обоснуйте.

Как молодой повеса ждет свиданья

С какой-нибудь развратницей лукавой

Иль дуррой, им обманутой, так я

Весь день минуты ждал, когда сойду

В подвал мой тайный, к верным сундукам…

Я каждый раз, когда хочу сундук

Мой отпереть, впадаю в жар и трепет…

(Отпирает сундук.)

Вот мое блаженство!

А. С. Пушкин «Скупой рыцарь»

3. Прочитайте отрывок из «Письма незнакомки» С. Цвейга, в котором ярко представлен феномен личностного смысла. Попытайтесь сформулировать, в чем суть личностного смысла. Какие условия необходимы для его формирования?

Все существовало лишь постольку, поскольку имело отношение к тебе, все в моей жизни лишь в том случае приобретало смысл, если было связано с тобой. Ты изменил всю мою жизнь. До тех пор равнодушная и посредственная ученица, я неожиданно стала первой в классе; я читала сотни книг, читала до глубокой ночи, потому что знала, что ты любишь книги; к удивлению матери, я вдруг начала с неистовым усердием упражняться в игре на рояле, так как предполагала, что ты любишь музыку. Я чистила и чинила свои платья, чтобы не попасться тебе на глаза неряшливо одетой… А во время твоих отлучек… моя жизнь на долгие недели замирала и теряла всякий смысл.

4. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

а) Образец: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ФРАГМЕНТАРНОСТЬ

Мотивационная сфера: … (потребность, мотив, гибкость, опредмечивание потребности).

б) Образец: ПЕРЦЕПЦИЯ: ВОСПРИЯТИЕ

Потребность: … (причина, мотив, гибкость, нужда).

в) Образец: ВОСПРИЯТИЕ: ОЩУЩЕНИЯ

Мотив: … (потребность, направленность, широта, личностный смысл).

Вопросы для подготовки к экзамену.

1. Психология как наука. Предмет психологии. Классификация психологических явлений.

2. История психологии: характеристика этапов становления психологии как самостоятельной науки.

3. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов.

4. Происхождение психики человека. Раздражимость. Чувствительность и ощущения. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды. Сознание как высший уровень психического отражения.

5. Физиологические основы психики человека. Строение нервной системы человека. Строение головного мозга. Рефлекторная дуга.

6. Понятие анализатора. Общий план строения анализатора. Виды анализаторов.

7. Понятие сознания. Основные характеристики сознания.

8. Неосознаваемые психические процессы.

9. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Роль труда в формировании и развитии сознания человека. Концепция А. Н. Леонтьева.

10. Психологическая теория деятельности. Понятие деятельности. Цель деятельности. Специфика деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).

11. Основные понятия психологической теории деятельности. Структура деятельности. Основные принципы психологической теории деятельности.

12. Ощущение. Виды ощущений. Свойства ощущений.

13. Восприятие. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Основные свойства восприятия. Основные классификации восприятия.

14. Представление. Типы представлений. Основные характеристики представлений. Основные классификации представлений.

15. Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение.

16. Классификация отдельных видов памяти. Понятие о мнемической деятельности.

17. Воображение как процесс преобразования представлений. Связь воображения с регуляцией органических процессов и движений.

18. Классификации воображения. Основные этапы формирования воображаемых образов (анализ, абстрагирование, синтез). Механизмы формирования образов (агглютинация, схематизация, акцентировка).

19. Внимание как психический процесс. Основные характеристики внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Послепроизвольное внимание.

20. Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания. Методы их исследования. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность.

21. Основные характеристики мышления. Классификация мышления. Особенности основных типов мышления – понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного.

22. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, аналогия. Основные виды умственных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

23. Речь и язык. Лексический, грамматический и фонематический состав языка. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

24. Основные виды речи. Функции речи. Развитие речи у ребенка.

25. Воля. Характеристика волевых действий. Компоненты волевых действий.

26. Основные психологические теории воли.

27. Структура волевого действия.

28. Волевые качества человека и их развитие.

29. Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций.

30. Высшие чувства: эстетические, нравственные, интеллектуальные.

31. Психологические теории эмоций: Джемса-Ланге, Кеннона-Барда, С. Шехтера и др.

32. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.

33. Определение и содержание понятия «личность». Индивид. Субъект деятельности. Индивидуальность. Структура личности.

34. Классификация концепций личности. Проблема взаимодействия биологического, социального и психического. Социализация и индивидуализация как формы развития личности.

35. Психологические теории личности: психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, когнитивная, поведенческая, деятельностная, диспозиционная.

36. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Понятие о потребности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

37. Способности. Классификация способностей. Основная классификация уровней развития способностей. Врожденные задатки и генотип.

38. Темперамент как свойство личности. Основные типы темперамента. Соотношение темперамента с другими свойствами личности. Свойства нервной системы как основа темперамента.

39. Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Классификация черт характера.

40. Факторы психического развития личности (наследственность, среда, активность). Закономерности психического развития (неравномерность, неустойчивость, сенситивность, кумулятивность, дивергетность). Сферы психического развития личности.

41. Характеристика механизма психического развития по Л. С. Выготскому.

42. Проблема психического развития ребенка в психоанализе.

43. Проблема развития личности в эпигенетической концепции Э. Эриксона.

44. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.

45. Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л. С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л. С. Выготского. Понятие «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития».

46. Понятия «психическое состояние» и «функциональное состояние»: характеристика понятий. Структура функциональных состояний: энергетический, сенсорный, информационный, эффекторный, активационный компоненты.

47. Классификация функциональных состояний: утомление, сон, релаксация, состояние работоспособности. Характеристика понятий.

48. Психологический стресс. Основные причины стресса. Способы преодоления.

49. Психологические приемы управления функциональными состояниями: аутотренинг, саморегуляция, релаксация, функциональная музыка и цветомузыка.

50. Современное представление о социально-психологической адаптации личности. Личностный адаптационный потенциал.

 

 

Тестовый контроль знаний.

1. Психология – это наука о …

а) психике и психических явлениях

б) воспитании и развитии

в) познавательных процессах и психических состояниях

2. Установите соответствие:

Психологические знания Характеристика знания
1) научные а) знания носят интуитивный характер
2) житейские б) источник знания эксперимент

3. Метод, основанный на самооценке или на самоотчете испытуемого, а также на мнении исследователя о том или ином наблюдаемом явлении – это:


а) объективный метод

б) субъективный метод


4. Эксперимент, который организуется и проводится в реальных жизненных ситуациях - …


а) формирующий

б) констатирующий

в) естественный

г) лабораторный


5. Вставьте пропущенные слова:

Тесты – это..., обычно краткие и … во времени испытания, предназначенные для установления … и … индивидуально-психологических различий между ….

6. Правильные ответы имеют:


а) тесты-задания

б) тесты-опросники

в) проективные тесты


7. Установите соответствие:

Отрасли психологии Предмет изучения
1) педагогическая   а) этапы психического развития и формирования личности
2) дифференциальная психология б) проблемы обучения и воспитания
3) возрастная психология в) различия между людьми
4) медицинская психология г) психологические аспекты гигиены, профилактики, лечения и реабилитации больных

8. Теория иерархии потребностей принадлежит:


а) Д. Миллеру

б) Ф. Хайдеру

в) А. Маслоу

г) У. Джеймсу


9. Автор теории «коллективного бессознательного»:


а) А. Адлер

б) К. Юнг

в) Э. Фромм

г) К. Роджерс


10. Предмет античной психологии:


а) душа

б) сознание

в) поведение


11. Установите соответствие:

Авторы Содержание понятия «чувство неполноценности»
1) З. Фрейд а) симптом невроза
2) А. Адлер б) движущая сила развития личности

12. Предмет психологии XVII века:


а) душа

б) поведение

в) сознание


13. Основатель бихевиоризма:


а) Дж. Уотсон

б) В. Кёлер

в) А. Н. Леонтьев

г) К. К. Платонов


14. Человек как целостный неповторимый представитель вида homo sapiens с его психофизиологическими свойствами – это…


а) личность

б) индивид

в) индивидуальность

г) субъект деятельности


15. Конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности – это…


а) личность

б) индивид

в) индивидуальность

г) субъект деятельности


16. Московская психологическая школа, в отличие от санкт-петербургской, ограничивается понятиями…


а) индивид

б) субъект деятельности

в) личность

г) индивидуальность


17. Человека как индивид характеризует:

а) рост

б) цвет глаз и волос

в) тип высшей нервной деятельности

г) принадлежность к расе

18. Труд обуславливает становление человека как:

а) индивида

б) субъект деятельности

в) личность

г) индивидуальность


19. Впервые понятие «личность» ввел:


а) Аристотель

б) И. Кант

в) Г. Олпорт

г) М. И. Сеченов


20. Установите соответствие между авторами и теориями:

Теории Автор
1) Эпигенетическая теория развития личности а) Ж. Пиаже  
2) Учение об интеллектуальном развитии ребенка б) Э. Эриксон  
3) Теория развития высших психических функций в) Л. С. Выготский  

21. Последовательность предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции есть …


а) рост

б) созревание

в) развитие


22. Установите соответствие:

Носители Качественное содержание сфер развития
1) Индивид а) все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных
2) Субъект деятельности б) внешние (рост и вес) и внутренние (органы тела, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека
3) Личность в) становление Я-концепции и самосознания

23. Вставьте пропущенные слова:

… – процесс необратимых, … и … изменений, приводящих к возникновению количественных, … и … преобразований психики и поведения человека.

24. Вставьте пропущенные слова:

Проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности …. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние … и сильнее воздействие….

25. Системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды есть …


а) активность

б) деятельность

в) направленность


26. Период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания есть …


а) гетерохронность

б) сензитивность

в) кумулятивность

г) дивергентность


27. Включенность в последующую стадию определенным образом трансформированных результатов каждой предшествующей стадии есть …


а) гетерохронность

б) сензитивность

в) кумулятивность

г) дивергентность


28. Установите соответствие:

Подходы, объясняющие развитие человека Качественное содержание подхода
1) Биогенетический а) развитие человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами, которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе
2) Социогенетический б) взаимодействие субъекта со средой в ходе которого совершенствуются «схемы действий» за счет интериоризации предметных действий то есть их постепенного превращения в умственные операции
3) Когнитивный в) освоение человеком социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций

29. Установите соответствия:

Термины психологии Ж. Пиаже Содержание терминов
1) Адаптация а) приспособление организма к окружающей среде
2) Ассимиляция б) приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности
3) Аккомодация в) усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения

30. Вид деятельности, результатом которой не становится производство какого-либо материального или духовного продукта – это…


а) труд

б) игра

в) учение


31. Вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков – это…


а) труд

б) учение

в) игра


32. Целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей – это…


а) труд

б) учение

в) общение

г) игра


33. Общение, связанное с использованием специальных средств и орудий для организации обмена информацией, - это…

а) кратковременное общение

б) опосредованное общение

в) косвенное общение

34. Установите соответствие:

Процесс Характеристика процесса
1) экстериоризация а) процесс порождения внешних действий на основе преобразования внутренних структур
2) интериоризация б) процесс формирования внутренних структур психики, обуславливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности

35. Высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу – это…


а) психика

б) сознание

в) чувствительность


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...