Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития





а) нужда

б) потребность

в) мотив

г) влечение


51. Общение, осуществляемое через посредников, которыми могут выступать другие люди – это …

а) опосредованное общение

б) прямое общение

в) косвенное общение

52. Установите соответствие:

Функции речи Характеристика функций
1) функция воздействия   а) заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них
2) функция выражения   б) состоит в обмене информацией между людьми посредством слов, фраз
3) функция сообщения   в) благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения
4) функция обозначения г) состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия

53. Речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, - это …


а) диалогическая речь

б) письменная речь

в) внутренняя речь

г) монологическая речь


54. Направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида – это …


а) память

б) ощущение

в) внимание

г) речь


55. Отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств, - это …


а) восприятие

б) ощущение

в) внимание

г) память


56. Установите соответствие:

Форма рецепции Функциями рецепторов
1. Экстерорецепторы а) вид рецепторов, которые находятся в тканях организма, сосудах, во внутренних органах
2. Интерорецепторы б) вид рецепторов, которые принимают информацию о работе мышц, сухожилий, суставов, кожи
3. Проприорецепторы в) вид рецепторов, которые расположены на поверхности тела

57. Внимание, которое не требует приложения усилий, сосредоточение связано либо с сильным, либо с новым, либо с интересным раздражителем – это…

а) произвольное внимание

б) непроизвольное внимание

в) послепроизвольное внимание

58. Установите соответствия:

Свойства внимания Особенностями внимания
1. Сосредоточенность а) количество объектов воспринимаемых одновременно
2. Устойчивость б) умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий
3. Объем в) сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии
4. Распределение г) выделение объекта и направление на него внимания; это «сила» внимания, уровень его интенсивности
5. Рассеянность д) характерологическое свойство
6. Переключение е) сознательное перемещение внимания на новый объект

59. Процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным раннее знанием, - это…


а) запоминание

б) забывание

в) сохранение

г) воспроизведение


60. Установите соответствие:

Формы протекания процесса запоминания Характеристика формы запоминания
1) запечатление а) целенаправленное запоминание с целью сохранения материалов памяти
2) непроизвольное запоминание б) непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала
3) преднамеренное запоминание (заучивание) в) кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд

61. Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:

Содержание мышления Тип мышления
1) Ребенок решает задачи, опираясь на понятия. а) Наглядно-действенное.
2) В решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений. б) Наглядно-образное.  
3) Мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами. в) Словесно-логическое.  

62. Мыслительная операция, заключающаяся в мысленном расчленении объекта на составляющие его части, - это …


а) сравнение

б) анализ

в) синтез

г) обобщение


63. Отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления – это …


а) суждение

б) понятие

в) умозаключение


64. Элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления, - это …

а) наглядно-образное мышление

б) наглядно-действенное

в) словесно-логическое

65. Установите соответствия:

Формы мышления Особенностями мышления
1. Конвергентное мышление а) форма мышления, основанного на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи
2. Дивергентное мышление б) форма мышления, основанного на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи

66. Познавательный психический процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности – это …


а) внимание

б) воображение

в) мышление

г) ощущение


67. Совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности, - это …


а) характер

б) способности

в) темперамент

г) направленность


68. Побуждение к деятельности человека – это …


а) действие

б) операция

в) мотив

г) установка


69. Внимание, которое характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями, - это …

а) произвольное внимание

б) непроизвольное внимание

в) послепроизвольное внимание

70. Процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного раннее материала, - это …


а) запоминание

б) забывание

в) сохранение

г) воспроизведение


71. Мысленная операция, заключающаяся в отвлечении существенных свойств предмета от несущественных – это …


а) классификация

б) анализ

в) абстрагирование

г) обобщение


72. Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы:

а) наглядно-образное мышление

б) наглядно-действенное

в) словесно-логическое

73. Целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности – это …


а) характер

б) способности

в) темперамент

г) направленность


74. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо – это …


а) интересом

б) радостью

в) удивлением

г) недоумением


75. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем-либо – это …


а) горе

б) стыд

в) гнев

г) страх


76. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, - это …


а) собственно эмоции

б) аффект

в) настроение

г) чувство


77. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами …


а) моральными

б) интеллектуальными

в) эстетическими

г) практическими


78. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности – это …


а) настойчивость

б) самостоятельность

в) принципиальность

г) решительность


79. Способность человека к длительному и неослабленному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели – это …


а) настойчивость

б) сознательность

в) оптимизм

г) трудолюбие


80. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний – это …


а) настойчивость

б) самостоятельность

в) принципиальность

г) самоуверенность


81. Высший уровень развития способностей, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры – это …


а) одаренность

б) талант

в) гениальность

г) задатки


82. Анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей – это …


а) одаренность

б) талант

в) гениальность

г) задатки


83. Задатки …

а) формируются прижизненно

б) многозначны

в) направлены на содержание конкретной деятельности

г) приобретены в процессе жизнедеятельности


84. Установите соответствие:

Автор Определение способностей
1) А. А. Ухтомский а) Способности – индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней.
2) Н. С. Лейтес б) Способности – особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности
3) Н. В. Кузьмина в) Способности – наиболее явно выраженные функциональные органы человека

85. Вставьте пропущенные слова:

Реакция тревоги, стабилизация и истощение – это, по Г. Селье, … … ….

86. Невротические состояния могут возникать под влиянием …


а) наследственности

б) скуки

в) фрустрации

г) монотонной жизни



Основные понятия курса.

Абсолютный порог чувствительности – величина стимула, при которой начинают возникать ощущения.

Адаптация – приспособление живого организма к окружающей среде, за счет чего поддерживается нормальное функционирование организма при изменении внешних условий; обеспечивается как биологическими (на уровне биохимии и физиологии), так и психологическими (на уровне целостного поведения) механизмами.

Активность – деятельностное состояние организма как условие его существования и поведения.

Анализатор – система чувствительных нервных образований, воспринимающая и анализирующая различные внешние или внутренние раздражения.

Антропогенез – развитие человека как вида.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта.

Ассоциация (от лат. «associatio»— соединение)— связь между психическими явлениями, при которой представление об одном из них влечет за собой появление другого. Самая простая ассоциация— имя знакомого человека и его облик.

Аффект – интенсивная, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка.

Бессознательное – содержимое психики, находящееся за пределами сознания, прежде всего, импульсы и желания, непосредственно недоступные человеческому восприятию.

Бихевиоризм – школа психологии, делающая упор на изучение проявленного, наблюдаемого поведения.

Ведущая деятельность (ведущий вид деятельности) – та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте.

Внутренняя речь – вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Вторая сигнальная система – вид сигнальной системы, ориентированной на знаковые, прежде всего, словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей.

Гениальность – характеристика интеллекта, выражающая высшую степень развития способностей; реализуется в создании произведений, имеющих важное значение для развития общества.

Генотип – совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Гетерохронность – разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Гештальт (целостная структура), происходит от немецкого слова «gestalt» (образ, форма) — основное понятие гештальтпсихологии. Гештальт — структура, которая упорядочивает многообразие отдельных явлений.

Гештальт-психология – школа психологии, предлагающая изучать мышление и восприятие в виде целостных структур, а не путем расчленения на части.

Гуманистическая психология – психологические направление, предметом которого является личность как уникальная целостная самоактуализирующаяся система.

Действие – основная единица анализа деятельности, это произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Дезадаптация – процесс, который привозит к нарушению взаимодействия со средой.

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Дивергентность развития – многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.

Жизненный путь личности – история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Задатки – анатомо-физиологические особенности мозга, особенности нервной системы, динамика протекания нервных процессов и др.

Задача – цель, данная в конкретных условиях.

Завышенная самооценка – неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя субъектом.

Зона актуального развития - теоретический конструкт, предложенный Л. С. Выготским для объяснения самостоятельного решения задач ребенком без помощи взрослого.

Зона ближайшего развития – теоретический конструкт, предложенный Л. С. Выготским для объяснения возможности человеческого обучения, выражающий собой процесс подтягивания психического развития за обучением.

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Индивидуальность – совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, неповторимости и своеобразия.

Инсайт (от англ. «insight» — постижение, озарение)— внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание структуры ситуации в целом.

Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных.

Интеллект – способность к познанию и эффективному решению проблем, в частности, при овладении новым кругом жизненных задач.

Интериоризация – образование психических структур за счет присвоения внешних предметных или социальных отношений.

Когнитивная психология – психологическое направление, предметов изучения которого являются познавательные процессы.

Конвергентность развития – сходство, сближение, свертывание, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения.

Кумулятивность развития – накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Личность – характеристика человека как социального существа.

Методология науки – система принципов и методов теоретической и практической научной деятельности. Методология ориентирована на выработку способов достижения истинного знания.

Методика – конкретизация метода, которая соответствует конкретным целям, задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур, приемов, операций изучения, способов сбора, фиксации, обработки и анализа полученных данных.

Мотив - осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий поступков личности.

Мотивационная сфера, или направленность - иерархическая структура мотивов, присущих индивиду.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Наблюдение - целенаправленное и осознанное изучение мира на уровне чувственного познания.

Направленность – свойство личности, выраженное в установках, тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Настроение – самое длительное, хроническое эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение.

Научный метод – способ познания и научного исследования. Это совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении объекта.

Неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций.

Одаренность – интегральный уровень развития интеллектуальных и специальных способностей индивида, обеспечивающий возможность успешного выполнения им той или иной деятельности за счет гибкого выбора и эффективного использования в ее рамках различных интеллектуальных и специальных способностей.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.

Операции – способы выполнения действия.

Ощущения – чувственное отображение объективной реальности на основе отражения отдельных свойств предметов.

Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Первая сигнальная система – вид сигнальной системы, представленной системой ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условно-рефлекторными реакциями.

Периодизация психического развития – выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития.

Поведение – сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

Потребность - состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Представление – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент времени не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности.

Психическая адаптация – приспособление организма к существующим в окружающей среде требованиям.

Психические процессы – первичные регуляторы поведения, имеют динамику, проявляющуюся в длительности и устойчивости.

Психические свойства – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека.

Психические состояния – это целостная характеристика психической деятельности, устойчивая на определенном временнóм отрезке, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражения действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психические явления - субъективное переживание или элементы внутреннего опыта субъекта.

Психоанализ - психологическое направление, основанное на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психология – наука, изучающая закономерности функционирования и развития психики и психических явлений.

Психологический возраст – характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, мотивами и пр.

Психофизиологические функции – физиологические обеспечения психических процессов.

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Релаксация – состояние расслабления, успокоения, восстановления.

Рецептор – органические устройства, воспринимающие различного вида энергию и преобразующие ее в энергию нервного импульса.

Рефлексия – способность к критическому самонаблюдению, т.е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат; такой системой координат являются ценности и идеалы.

Речь – вынесенная вовне психика, процесс общения посредством языка.

Самоактуализация – непрерывный процесс полноценного развития своего личного потенциала.

Самовоспитание – форма поведения, основывающаяся на выработке человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными.

Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

Самосознание – осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

Сенситивность возрастная – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.

Сенситивный период – оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития психических процессов и свойств.

Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующему на него раздражителю.

Сигнальная система – система ориентировки на признаки окружающей среды, служащая для приема и перекодировки сигналов, действующих на организм, которые выделяют живые организмы их окружающего мира.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Собственно эмоции – длительные состояния, представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятностные или воспоминаемые.

Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Сон – периодически возникающее функциональное состояние со специфическими проявлениями в вегетативной моторной сферах.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных отношений.

Социогенез – развитие социального мира человека.

Способности – индивидуально выраженные возможности к осуществлению той или иной продуктивной деятельности.

Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Страсть – высшее проявление чувств.

Стресс – состояние психического напряжения, которое возникает при выполнении деятельности в особенно сложных условиях.

Структурализм – направление в психологии, предметом изучения которого является изучение элементов сознания и выявление законов, по которым образуются связи между этими элементами.

Субъект деятельности – индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития общечеловеческой культуры.

Темперамент - совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Теории личности – совокупность гипотез, предположений о природе и механизмах развития личности.

Труд – специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающийся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Утомление – временное нарушение ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки.

Фенотип – совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Функциональное состояние – интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности, т.е. создают возможность деятельности.

Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющиеся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Цель - осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.

Чувства – эмоции, имеющие четко выраженный предметный характер, отражающие устойчивое отношение к каким-либо конкретным предметам, более длительны.

Эйдетизм – явление памяти, при котором предмет после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Я-концепция – обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...