Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 7. Исследование силы нервной системы. Темпинг-тест.




Материалы и оборудование: бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги, разделенные на шесть расположенных по три в два ряда квадратов; карандаш; секундомер.

Первый этап.

Испытуемому предлагается проставить карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке из одного квадрата к другой.

Инструкция испытуемому. По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки. Теперь возьмите карандаш в правую руку и по сигналу «Начали» проставляйте точки.

Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал «Начали» и через каждые 5 секунд командует «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате он говорит «Стоп».

Второй этап.

Он начинается вслед за первым. Инструкция и порядок проведения аналогичен первому этапу, но работает левая рука на новом бланке.

Обработка результатов.

Необходимо подсчитать количество расставленных точек за каждые 5 секунд в первом и втором бланках. Результаты записать в виде таблицы.

Затем строятся графики работоспособности для правой и левой рук. Для этого на оси абсцисс отложить пятисекундные промежутки времени, на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов.

Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям.

1. График работоспособности по типу выпуклый: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы – сильный.

2. График работоспособности по типу ровный, максимальный: темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной системы – средней силы.

3. График работоспособности по типу нисходящий: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка времени и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости нервной системы.

4. График работоспособности по типу промежуточный: темп работоспособности снижается после первых 10-15 секунд; или по типу вогнутый: первоначальное снижение максимального темпа снижается затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Тип нервной системы – средне слабый.

При анализе результатов сначала сопоставляются графики работоспособности левой и правой рук. В большинстве случаев по характеру они одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше, чем левой, у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторое время.

Важно сравнить силу нервной системы с особенностями темперамента.

 

Приложение 8. Диагностика межличностных отношений. Опросник Т. Лири.

Инструкция: Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в регистрационном листе зачеркните соответствующую порядковому номеру характеристики цифру. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность.

Текст опросника:

1. Умеет нравиться.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявлять недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Покладистый.

21. Благодарный.

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызывать восхищение.

34. Пользуется у других уважением.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловитый, практичный.

40. Соперничающий.

41. Стойкий и крутой, где надо.

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый и прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

49. Легко смущается.

50. Неуверенный в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный и уживчивый.

60. Добросердечный.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Щедрый.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значительности.

67. Начальственно-повелительный.

68. Властный.

69. Хвастливый.

70. Надменный и самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Расчетливый.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

77. Озлоблен.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

81. Склонный к самобичеванию.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

89. Легко поддается влиянию друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится помочь каждому.

97. Стремится к успеху.

98. Ожидает восхищение от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Относится к окружающим с чувством превосходства.

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий.

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый и подозрительный.

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Услужливый.

116. Мягкотелый.

117. Почти никому не возражает.

118. Навязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда со всеми дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Обработка результатов

Шаг 1. Подсчитайте баллы в каждой из ячеек, используя для этого ключ. В ключе представлено 8 ячеек, соответствующих 8 типам межличностных отношений. Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждой ячейке отмечается в листе ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к опроснику  
        I. Властный – лидирующий
       
       
       
        И. Независимый – доминирующий
       
       
       
        III. Прямолинейный – агрессивный
       
       
       
        IV. Недоверчивый – скептический
       
       
       
        V. Покорный – застенчивый
       
       
       
        VI. Зависимый – послушный
       
       
       
        VII. Сотрудничающий – конвенциальный
       
       
       
        VIII. Ответственный – великодушный
       
       
       

Шаг 2. Для наглядности полученных данных постройте круговую психодиаграмму (см. рис. 2).

Рисунок 2. Круговая диаграмма к опроснику межличностных отношений.

 

Количественные показатели по каждому из октантов (от 0 до 16) откладываются на соответствующей номеру октанта оси. На уровне, соответствующем полученным баллам по каждому октанту, проводится дуга. Внутренняя часть октанта, отделенная дугой, заштриховывается.

Шаг 3. Интерпретация результатов. Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14 – 16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0 – 3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4 баллов, то данные являются сомнительными, недостоверными: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

Первые четыре типа межличностных отношений I, II, III и IV характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлениям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта – V, VI, VII, VIII представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

I. Властный – лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хоро­шим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. При высоких показателях – нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей (до 12), дидактический стиль высказываний, императивная потреб­ность командовать другими, черты деспотизма (выше 12).

II. Независимый – доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях, в пределах 8 баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12 – 16).

III. Прямолинейный – агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).

IV. Недоверчивый – скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастают в крайнюю степень обидчивости и недоверчивости в отношении к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольству окружающими и подозрительностью (при высоких баллах, 12 – 16).

V. Покорный – застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

VI. Зависимый – послушный. При умеренных баллах потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

VII. Сотрудничающий – конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность данного стиля межличностного отношения проявляется в компромиссном поведении, несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

VIII. Ответственный – великодушный. Проявляется в выраженной готовности помогать окружающим, развитом чувстве ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...