Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и функции менеджмента




Азбука управления. Для чего человеку организация? Функции менеджмента

Азбука управления

Человек – это организационное существо. Конечно, он homo sapiens, homo ludens, homo erectus и homo economicus. В одном лице. Но, прежде всего, он дитя организации. Он вышел из недр семьи, вошел в школу, обрел гражданство, оказался в фирме. До конца дней своих человек не утрачивает узы с организацией. Город и церковь, спортивная команда и клуб, семья и школа, партия и фирма, краткосрочные курсы и кружки качества, больницы и пенсионные фонды – везде и повсюду организации ставят на него свой автограф, оставляют след. Человек вне организации - невозможное существо. Он – абстракция. Когда люди знакомятся, они говорят о себе "сын", "дочь", "доктор", "шахтер", "коммерсант", "безработный". Тем самым они акцентируют внимание на своих функциях в организации.

Организация всегда выступает как группа людей, сплотившаяся вокруг каких-либо ценностей (общие цели, идеалы, интересы, дело). Понятие организации – центральное понятие менеджмента.

Но буква "О" – не первая буква в азбуке менеджмента. Она – одна из главных. Но не первая. Алфавит науки управления начинается с буквы "У".

Управление – исходное понятие менеджмента. Чаще всего управляют организацией (в смысле учреждения). Поэтому, в классических учебниках элементы теории организации рассматриваются раньше, чем элементы процесса управления [1, 2]. Между тем управляют не только организацией. Управляют процессами, собой, машинами, разработками. Паника, революция, дезорганизация, массовые беспорядки – примеры процессов, у которых есть сценаристы и режиссеры. Когда человек определяет свой распорядок дня, он тоже управляет, хотя при этом отсутствуют другие лица (самоменеджмент). Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может состоять из одного человека (физического лица). Однако оно вполне управляемо.

Если управление направлено на деструкцию, оно способно разрушить любое успешное предприятие. Если управление конструктивно, оно объединяет людей. Все или почти все зависит от цели. Вторая буква в азбуке менеджмента – "Ц", поскольку управление определяется через цель.

Управление – это преследование цели, независимо от того, сколько людей ее преследует и сколько целей они преследуют.

Управление обеспечивается деятельностью. Деятельность имеет несколько полюсов. Один полюс – фанатичная деятельность. Здесь исступленный деятель совершает обряд на жертвенном алтаре. В среде менеджеров такими являются "люди компании". Они не жалеют ни времени, ни сил. Они горят на работе. Другой полюс – бездействие. Обанкротившаяся компания может взывать о помощи со стороны своих кредиторов. Но, скорее всего, в помощи откажут. Кредиторы будут бездействовать. Они следуют своей логике. Их цель – вернуть долги. Мудрое бездействие лучше глупой и суетливой деятельности. Восточная мудрость гласит: "Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает (все). Не видя (вещей), он проникает в их (сущность). Не действуя, он добивается успеха" [2, 37]. Буква "Д" занимает третью позицию в азбуке менеджмента.

Управление – это деятельное преследование цели. Цель есть неразвитый результат. Результат есть развитая цель.

Результат отличается от цели. Цель безукоризненна, на ней нет ни пятнышка. Она – эталон и образец. Результат, как правило, хуже цели. Мечтая создать шедевр, мы создаем ремесленную поделку. Процесс управления подчинен одной страсти: сделать цель и результат абсолютно идентичными или, по меньшей мере, подобными. Таким образом, четвертая буква азбуки – "Р". Путь к цели не устлан розами, он тернист. Преследующий цель встречается с помехами. Он подобен кораблю, что прокладывает курс в неспокойном океане. У него нет автопилота. Курс надо постоянно корректировать. Чем лучше корректировка, тем ближе результат к цели. По причине отсутствия автопилота, любая организация нуждается в управлении. Менеджер является и кормчим и навигатором. Для достижения цели и получения искомого результата требуется время. Время – это то, чего всегда не хватает руководителю. Верно говорят, что менеджер должен быть умным. Но людей с "божьей искрой" больше, чем менеджеров. Удачливый управляющий способен "оседлать" время. Несмотря на то, что человек предпочитает не удачный ум, а умную удачу, эффективный управляющий выбирает две вещи: свежий ум и плотное время. Успеха достигает тот, кто живет хотя бы на пять минут быстрее других. Поэтому "В" – очень важная буква управленческой азбуки.

С учетом фактора времени можно предложить видоизмененную версию системы автоматического регулирования (САР), разработанную Н. Винером [см.:3].

 

Т (время)

 

Силовые регуляторы

 

 


д

Рис. 2. 1. Управление с обратной связью (классическая модель)

Управляемая система находится в исходном состоянии ("1"). Это состояние по каким-то причинам ее не устраивает. Она стремится к достижению новой цели. Достигнутая цель (результат) в идеальном исполнении соответствует состоянию "2". Переход от состояния "1" к состоянию "2" требует времени, информации и энергетических инвестиций. Корректировка курса системы обеспечивается анализом информации и силовыми регуляторами. Значительное отклонение от курса связано с сильными помехами и слабой информированностью управляющей системы. Чем выше угол отклонения, тем больше требуется материальных, энергетических и временных затрат на восстановление курса. Кратчайшее расстояние измеряется по прямой (отклонение отсутствует). Задача менеджмента состоит в минимизации угла отклонения от прямого курса к цели. Эффективный курс (К эфф.) можно рассчитать по формуле:

К эфф. = 1/ ∑ Е & I &T

E – затраченная энергия (частота использования силовых регуляторов);

I – сумма недостающей информации о помехах и ресурсах системы;

T – время, необходимое для корректировки курса.

Разумеется, суммировать энергию, информацию и время без введения мультипликативного индекса нельзя, так как следует столь разные меры как байты, секунды и эрги объединить единой мерой.

Идеально проложенный курс к цели по эффективности должен равняться единице. Неверный курс измеряется дробью (чем меньше ее величина, тем дальше система от желаемой цели).

Если речь идет о любых саморганизующихся системах (например, биологических или технических), то их эквифинальность[1] заключается не столько в достижении цели, сколько в достижении цели при сохранении минимального значения энтропии. Возрастание меры хаоса – это возрастание степени энтропии. Как правило, система стремится к состоянию подвижного равновесия со средой (биологи называют такое состояние "гомеостазис"). Именно оно соответствует минимальному значению энтропии [4].

В социальных системах люди не всегда считаются с такой величиной, как "минимальное значение энтропии". Они одержимы целью. Они считают, что если цель вступает в противоречие с минимальным значением энтропии, то лучше жертвовать минимальным значением. Поэтому в обществе так много реформ, революций, банкротств и войн. Правда, есть подозрение, что управленческий персонал вообще не утруждает себя расчетами энтропийных процессов.

Примечание: Современные теории социальной энтропии и кибернетики "второго порядка" развивают другие представления о существе управления. В этих теориях, которые получили развитие во второй половине 80-х годов, вместо понятия "гомеостазис" используется представление об "автопоэзисе". Если гомеостазис – это аналог порядка, стабильности и устойчивости, то "автопоэзис" – аналог упорядоченного хаоса, нестабильности и спонтанности. Следует отличать "цели организации" от "целей для организации". Добросовестный менеджер, разрабатывая цели для организации, часто преследует эти цели, не считаясь со случайными отклонениями (мутациями). Новейшие управленческие гипотезы призывают использовать случайные отклонения организации от намеченного курса в пользу отклонений (спонтанного развития организации). Причем, отклонения могут значительно сместить траекторию развития в сторону от первоначально намеченного курса (например, фирма, решившая производить продукт N в результате мутации начала заниматься страхованием автомобилей). Иными словами, менеджеры компании не должны быть командирами и вождями, они должны быть катализаторами организации [см.: 5, 143]. Общая схема управления получает следующий вид:

       
 
Система
   
Изначальная цель
 


органи

 
 


Измененная цель

 

Рис. 2.1. Управление в режиме автопоэзиса (модель, используемая в кибернетике 2-го порядка)

Система (организация) из исходного состояния при движении к поставленной цели испытывает мутацию и под управлением управляющей подсистемы (менеджера) продолжает движение по пути наименьшего сопротивления, т. е. к измененной цели. Задача менеджера – вовремя уловить мутацию и откорректировать цель. Надо отметить, что теории социальной энтропии и кибернетики "второго порядка" достаточно необычны и едва ли используются в повседневной практике менеджмента. Практики предпочитают седую, но проверенную классику А. Файоля или П. Друкера.

Относительно простые понятия цели, результата и времени расширили азбуку менеджмента. Информация (буква "И") необходима в процессе управления, чтобы сократить путь к цели. Невежество у мудрецов ведического периода называлось "авидья". В невежестве они видели основной грех человека. И современный менеджер грешен в той мере, в какой он является неосведомленным.

Компетенция (К) – важнейшее условие управления. Принцип Питера, который известен в занимательной науке управленческого процесса, гласит: "Каждый человек, взбираясь вверх по социальной лестнице, достигает уровня своей некомпетентности". Поскольку люди не могут устоять перед соблазном оказаться на ступеньку выше, то они неизбежно становятся некомпетентными. С каждой новой ступенькой возрастает масштаб, сложность и характер работы. И еще одно: чем выше должность, тем больше времени уходит на разговоры (т. е. на коммуникации), тем меньше времени остается на переобучение и повышение квалификации. В итоге рисуется безрадостная картина. Если менеджеры низового (технического) уровня еще обладают свежими знаниями, молодой энергией и изрядным запасом "будущего", то высшее руководство (топ - менеджеры), не имея ни времени, ни новейших знаний, обречено на хроническое отставание.

На самом деле, принцип Питера – всего лишь сильная идеализация, имеющая отдаленное отношение к реальной жизни. Компетентность – важное условие менеджмента, однако само понятие "компетентность" страдает расплывчатостью и неопределенностью. Оно должно быть концептуализировано, т.е. представлено в виде набора вполне конкретных признаков. И оно должно быть операционализировано, то есть обладать свойством измеряемости. Иными словами, компетентность должна быть количественно измерена в удобных (для процедуры измерения) понятиях, ибо ее может быть мало или много. Например, относительно компетентный механик – это человек, который способен устранить неполадки в часах или простых двигателях. Очень компетентный механик способен установить причины сбоев в космическом спутнике. От него не требуются другие знания. О пунических войнах, о фауне острова Пасхи пусть знают историки и зоологи.

Компетентный управленец – это человек, который умело преследует поставленную цель. Его профессионализм отнюдь не выражается в умении оценить произведение искусства. Глубокое знание античной философии немного дает на чашу весов профессионального мастерства. Мастерство выражается в умении достичь поставленной цели наиболее кратким и оптимальным путем. Крупные французские менеджеры утверждают, что управленцу главным образом нужна "искра божья" [6, 9]. Возможно, они правы, и менеджеру действительно нужна талантливая голова. Однако для деловой культуры Франции характерно "предрасположение в пользу своего "Я"" [7, 79]. Культ изящных рассуждений, не допускающих логических противоречий, требует совершенного мыслительного аппарата и известного таланта. Тем не менее, не боги горшки обжигают. Впрочем, французский менеджмент, в отличие от парижской моды, не претендует на роль законодателя. "Искра божья" не зависит от университетов, но без университетов не вспыхнет. Поэтому, для выполнения своей роли, управленцу необходимо знать ресурсные возможности управляемой системы. Он должен своевременно определять наличие помех со стороны обстоятельств и конкурентов, а также мастерски владеть арсеналом средств (С) для оказания нужного воздействия на систему в целях коррекции курса (средства = силовые регуляторы).

В качестве силовых средств воздействия на ход управляемой системы выступают вещественные, энергетические и информационные факторы. В социальной системе арсенал средств включает в себя самые разнообразные катализаторы и ингибиторы (относительно помех): от материальных (финансовых, социальных) и административных до морально-интеллектуальных мер воздействия. Система ИКС (информация & компетентность & средства управления) дает представление еще о трех важнейших буквах азбуки управления.

Трудно сказать, сколько букв в этой азбуке. Вероятно, больше чем 26, как в латинском алфавите, или 32, как в русском. Но об одном символе следует сказать особо. Буква "Н" (нормы). Профессиональная этика менеджера скроена из множества моральных норм. В числе важнейших из них честность и пунктуальность, последовательность и ответственность, терпимость (толерантность) и чувство долга. Подобно монаху, управленец должен принимать обет вины и ответственности. Самые непростительные ошибки, которые совершает менеджер, имеют яркий нравственный оттенок. Медик, однажды нарушивший клятву Гиппократа, может быть повинен в одной жизни. Менеджер, нарушивший свой обет, способен сделать несчастным целый народ.

Управление – это компетентное преследование цели, основанное на расчете наиболее оптимального курса к достижению результата и требующее материальных, энергетических и временных затрат. Управление злокачественно, если цели и результаты противоречат общепринятой нравственной культуре. Управление доброкачественно, если цель и результаты разделяются культурным сообществом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...