Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы коммуникативных сетей.




Внутренняя структура коммуникаций (организационный дизайн) выглядит в виде сети. Сети образуются в зависимости от качества, объема и скорости информации. Как правило, выделяют пять типов сетей: круг, цепь, "V", колесо, многоканальная сеть.

Сеть коммуникаций в виде "круга" является активной. Здесь отсутствует явный лидер (японский консенсус). Сеть, чаще всего, временная и неустойчивая, словно "ризома" (отсутствие "центра"). Сеть в виде колеса (со спицами) представляет полную противоположность круга: есть четкий центр, менее активна, хорошо организована (отлаженная бюрократическая машина), устойчива. Сеть коммуникаций в виде " V " обладает таким достоинством как точность передаваемой информации. Что касается "цепи", то она напоминает "сарафанное радио" и не обладает высокой эффективностью (сигнал по цепочке передается от получателя к получателю). Многоканальные сети представляют колесо, где получатели связаны не только с центром (источником), но и между собой.

В отношении эффективности и результативности формальные сети значительно уступают традиционным неформальным и нетрадиционным электронным сетям. Обычно люди больше доверяют глазам, чем ушам. Эффективный бренд-менеджер предпочитает "картинки", красочные метафоры, лаконизмы и наглядные образы. Создать имидж – значит "вообразить", воплотить в образе, создать образ. Но не цепляться за тяжеловесные абстрактные конструкции. Тот кто служит "PR- музе" знает цену зрительских симпатий и антипатий. Он знает, что "глаза" общественности улавливают до 70% отобранной информации. Конечно, у аудитории есть другие органы чувств. На них можно воздействовать с помощью ласкового шепота или запаха мяты. Правда, в итоге аудитория верит глазами. Не стоит переоценивать значение тех каналов распространения информации, которые игнорируют зрение. Впрочем, не стоит презрительно относиться к любому каналу коммуникации. В том числе, к скандальному каналу "слухов". Ходят "слухи" о поразительной достоверности слухов. Об этом даже иногда пишут (М. Мескон, М. Альберт, А. Хедоури, Г. Почепцов) [12]. И все же в подобном убеждении есть что-то сомнительное, ибо в мире, где нет всеобщего согласия, всякая информация не является абсолютно надежной. Информационное поле полно помех и искажений. Возьмите самый упрямый факт. Например, факт вращения Земли вокруг Солнца. Как факт он все равно оказывается человеческим суждением, допускающим интерпретацию. Большинство фактов куда менее упрямы и непосредственно граничат с мнением. Ведь вовсе не факт, что утро вечера мудренее, а двигатели БМВ – лучшие в мире? Там, где есть лазейка для интерпретации, есть и лазейка для искажения информации. С другой стороны, не отличается надежностью и социологическая проверка слухов на валидность. Слухи-желания часто имеют иллюзорное оправдание, поскольку люди устроены так, чтобы превратить каплю желания в море (хотя бы в собственных глазах). Слухи–пугала тоже оправдываются в силу принципов мерфологии. Однако многие слуховые коммуникативные единицы теряются по дороге, так и не достигнув берегов действительности. Скорее всего, правдивость слухов подчиняется закону случайных чисел, за исключением тех, что организуются специально.

Специально организованные слухи – достаточно эффективное оружие менеджеров в борьбе с конкурирующими организациями или для принятия непопулярных решений. Использование этого оружия возможно при формировании или изменении общественного мнения, в выборных технологиях и т.п. Чтобы миновать подводные моральные рифы, надо заметить, что специалисту по связям с общественностью вовсе не обязательно быть талантливым "сплетником и интриганом" и самому формировать и распускать слухи (в них есть что-то постыдное). Но этот специалист должен знать анатомию процесса организации слухового канала для возможного отпора и экранирования вредных слухов. При внешней анонимности у слухов есть вполне конкретные авторы и интерпретаторы. Их можно "вычислить" и тем самым определить "откуда ветры дуют" и что нужно сделать для смягчения и частичной нейтрализации отрицательного эффекта.

Важно учесть несколько особенностей слухов как коммуникативных единиц. Во-первых, они распространяются в устной форме по неформальным каналам. Такая форма ставит их "вне закона". Они превращаются в запретный плод, который, как известно сладок. Поэтому слухи не навязываются. К ним припадают, словно к источнику. Во-вторых, по виду слухи анонимны, хотя обычно и формируются на основе тайных распоряжений топ-менеджеров. Анонимность предполагает существование большого множества авторов и соавторов. Смысл слуха в том и состоит, чтобы сделать его автором общественность. В-третьих, нет надежной защиты от наветов и слухов. В этом отношении слухи наиболее эффективны.

Анатомия организации канала слухов в простейшем случае может выглядеть приблизительно так. Первый этап: планируется некое непопулярное решение (кстати, через канал слухов быстро распространяются только недобрые вести). Если это решение принять немедленно и официально, то реакция общественности может оказаться резко отрицательной ("бунтующий человек"). Второй этап: запускается слух об этом решении. Третий этап: многозначительное молчание официальных источников. Четвертый этап: официальное "опровержение" слуха по формальным каналам связи (как правило, тот, кто опровергает, не относится к первым лицам компании или властной структуры). Пятый этап: формирование чувства недоверия общественности к официальному сообщению (вполне естественно, поскольку общественность не доверяет власти). Шестой этап: временное неподтверждение слуха (в течение запланированного периода). В этот период активная часть общественности, уверовавшая в правдивость слуха, испытывает недовольство, связанное с тем, что она оказалась не права. Седьмой этап: реализация непопулярного решения. Общественность конституирует себя в качестве автора правдивого слуха ("мы оказались как всегда правы") и вздыхает с облегчением, несмотря на то, что принятое решение направлено против ее интересов.

Другой малоизученный тип сетей - корпоративные сети. Эти сети достаточно элитарны: крупные бизнесы, мощные банки, местные правительства. Л. Гарсия отмечает проблему эффективных коммуникаций внутри этих сетей как определяющую: "Основная проблема, с которой столкнутся бизнесы, работающие в электронно-сетевой среде - это отсутствие непосредственной связи и организационных санкций для установления доверия…. Доверие может быть установлено со временем только через процесс повторяющихся успешных сделок. Поэтому наиболее распространенный способ укрепления доверия в электронной окружающей среде состоит в необходимости установления более близких социальных связей и союзов, таких, например, как ранние торговые сети, или японские "Keiretsu" и итальянские "Imparnatore", существующие сегодня. В отличие от рынка, который характеризуется атомистическими взаимоотношениями и жёсткой конкуренцией, а также вертикально интегрированными фирмами, которые сильно структурированы и властны по своей природе, сети включают в себя неопределенные, слабосвязанные взаимоотношения, которые представляют сильные модели взаимного обмена" [13, 50]. Многие авторы связывают представления о глобальных финансово-промышленных сетях непосредственно с искусством коммуникаций и вопросами этики [14].

 

3. 6. "Метафизика" коммуникаций (теория коммуникативного действия).

Если "физика" обращает внимание на то, как осуществляются коммуникативные процессы, то метафизика исследует вопросы, связанные со смыслом и предназначением коммуникаций. В качестве хорошей иллюстрации философского подхода является теория коммуникативного действия, разработанная Ю. Хабермасом. В этой теории общество рассматривается не как совокупность индивидов и технических объектов, а как система социальных действий. Выделяется четыре вида действий:

- телеологические действия (индивиды и группы определяют цели и такие средства их достижения, которые сулят успех);

- нормативные действия (индивиды в своих поступках ориентируются на разделяемые общностью нормы и ценности);

- драматургические действия (индивиды действуют, словно актеры, выдвигая публике "образ" самого себя с целью самоактуализации и признания; для человека важно, чтобы его признавали в социуме);

- коммуникативные действия (индивиды пытаются достичь понимания относительно ситуации действия, чтобы координировать планы и сами действия).

В теории коммуникативного действия два основополагающих понятия: "система" и "жизненный мир". "Система" – это система рационализированных действий и взаимодействий (например, максимизация выгоды: человек в повседневности рассуждает с точки зрения извлечения пользы и выгоды). "Жизненный мир" – это символически опосредованное производство и воспроизводство индивидов. Если три первых типа действий относятся к общественной "системе", то коммуникации подчиняются "жизненному миру". Другими словами, в процессе коммуникаций индивиды символизируют себя и дарят друг другу свой "жизненный мир". Мотив полезности пронизавает телеологические, нормативные и драматургические действия. Мотив самоценности и подлинной человечности пронизывает коммуникативные действия. Отсюда следует, что коммуникация – сама по себе ценность, которая не служит ничему иному. Не коммуникация "ради" чего-то другого (в том числе, организационной цели), а другое - "ради" коммуникации. Концепция Хабермаса популярна и интересна. Но в то же время, коммуникативные действия в реальности обладают полезным эффектом и служат целям управления, влияния и власти. Впрочем, утилитарный смысл имеет и "роскошь человеческого общения", ибо в этом общении индивид самоактуализирует себя, утверждается в "я-концепции", или, в конце концов, становится самим собой.

Виртуальный посредник. В условиях существования глобальных компьютерных сетей кочевье (в смысле пространственного перемещения) вовсе не требуется. Человек способен совершать "кругосветные путешествия" не выходя из дома или из офиса. Впрочем, сама оседлось становится такой переменной, которая больше не определяется работой или гражданством человека. Она определяется личным вкусом и индивидуальными преференциями. Непосредственные живые встречи становятся редкими праздниками.

И сейчас уже коммуникации большей частью осуществляются через экран монитора и телевизора. Изменение информационной картины мира привело к тому, что A. Тоффлер назвал "сдвигом власти". Тот, кто обладает доступом к кодифицированной информации, тот обладает реальной властью. Общество расслаивается на два больших класса: владельцев информации, обитающих в сети, и тех, кто находится за пределами виртуального сообщества. Социальная структура административно территориального общества начинает перестраиваться под натиском социальной структуры виртуального общества. Информационные организации усиливаются. Традиционные организации (государство, семьи, поселения) на этом фоне ослабевают, некоторые уходят в тень. Те, кто буквально "живет" в глобальной сети и часами проводит время за персональным компьютером, являются, как правило, молодыми людьми. Префигуративная культура (M. Мид) преодолевает эпоху постмодерна. Формируется "новый модерн", обеспеченный новейшими средствами коммуникаций.

Человек как "социальное животное" связан с обществом посредством трех типов связей. Первичные узы характеризуют индивида как кровнородственное существо (семья, племя, этнос). Вторичные узы детерминированы параметрами культуры модерна (церковь, государство, территория, нация). Третичные узы – социально-информационные. Они возникают в виртуальном пространстве и разрушают некоторые первичные и, главным образом, вторичные узы. Деструктивные тенденции оборачиваются этнификацией, "диаспоризацией" и мультикультурализмом.

Этнификация осуществляется в рамках административно-территориального социального пространства и является результатом разрушения вторичных уз (в первую очередь, национально-государственных). Растерянный индивид возвращается "назад", к культурным истокам традиционного общества. Он восстанавливает "Gemeinschaft". Одним из следствий взаимовлияния глобализации и этнификации является рост территориально организованных диаспор. Глобализация и открытое общество усиливает миграционные процессы, в результате которых общее количество контактов возрастает. Однако, сами контакты становятся весьма избирательными. Экуменическое движение осуществляется внутри первоначально рассеянных этнических групп, которые довольно быстро воссоединяются и образуют "кварталы" (китайский, итальянский, русский).

Мультикультурализм означает не только мультипликацию новых локальных культур, но и характеризует многослойный культурный мир отдельного человека. Явление мультикультурализма – следствие процессов в рамках виртуального социального пространства. Обитатель глобальных сетей становится мультикультурным, поскольку он пребывает в различных культурах и в разной степени интериоризует их. Если этнификация ведет к культурным конфликтам, то мультикультурализм ведет к кросс-культурной толерантности.

Основные тенденции социотехнических изменений необходимо анализировать на трех уровнях: 1)глобальном (мегатенденции); 2) региональном (в духе Ф. Броделя: регион – совокупность стран с идентичными экономиками); 3) локальном. Если на глобальном уровне происходит конвергенция финансового и информационного миров, то на локальных уровнях пока преобладают процессы дивергенции (в пределах административно-территориального пространства).

В виртуальном пространстве среди локальных общностей усиленными темпами развиваются фирмы и "виртуальные диаспоры". Локальные сети делают плоским их организационный дизайн (плоская структура управления). На глобальном уровне, напротив, формируется высокая структура управления, увеличивается степень неравенства между владельцами компьютерных технологий и сетей и теми, кто пользуется старыми способами профессионального и социального перемещения.

В последнее время стали формироваться виртуальные и сетевые корпорации [15, 149]. Профессионалы из разных стран и континентов могут быстро связаться друг с другом и договориться о создании фирмы (разумеется, если фирма будет приносить доход). Появление электронных носителей мировых денег значительно облегчает эту возможность. В мире больше 40% совместных предприятий [16, 7]. Однако, главной проблемой "виртуальной корпорации" становится информационно-экономическая безопасность (по данным, опубликованным в газете "Бизнес предложения" № 7, 2000, ущерб от деятельность хакеров в США в 1998 году составил 10 млрд. долларов).

Парадокс состоит в том, что, возникая на основе открытости глобальной сети и свободы информационного обмена, виртуальные корпорации впоследствии пытаются "закрыться" железным информационным занавесом (отсюда возникает опасность появления "черных дыр" в информационном космосе). Информационные встречи людей не столь случайны, здесь отсутствуют посредники, часто нет иерархии (за исключением профессионального мастерства). Ввиду конвергенции финансового и информационного миров вероятно быстрое развитие транснациональных банков.

Человек – творец и продукт виртуального общества. Будучи организационным существом, он подчиняется правилам "игры" организации. Работая в виртуальной организации, где мера свободы очень велика, индивид пытается преодолеть многие ограничения политического, правового и культурного характера. Он и в обычном (административно-территориальном) пространстве становится репрезентантом виртуальной организации и начинает перекраивать мир по "образу и подобию своему", ибо он вдохнул настоящего воздуха свободы и уже не в силах отказаться от него.

Виртуальное общество и виртуальный человек - это новая социальная реальность. Она производна от интересов человека и возможностей электронных коммуникаций. Создание глобальной социотехнической системы привело к формированию нового социального страта (новые группы по интересам, новые классы, новые социальные институты), где пока еще оседлые информационные кочевники меняют социальный лик планеты и стирают традиционные узы.

Литература

1. Скиннер Б.Ф. Технология поведения// Американская социологическая мысль. М.,1994.

2. Современный философский словарь. Лондон. 1998.

3. Бекарев А. М. Новый Вавилон, или как создается коммуникативный хаос не по воле творца// Синергетика социальных коммуникаций в современном

4. Социология. Терминологический словарь/Ж. Ферреоль. – 2-е изд. –СПб.: Питер, 2003.

5. Дятлов А. Н. Современный менеджмент. Выпуск 2. - М.: ВШЭ. 1997.

6. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: Инфра-М. 1999.

7. Алешина И. Public relations для менеджеров и маркетеров. М.: Тандем. 1997.

8. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М.: Экономика. 1999.

9. Контексты управления: социокультурные основания управленческой деятельности. Ч.1. Контексты культуры. Нижний Новгород:НФ ГУ-ВШЭ, 2004.

10. Дойль П. Менеджмент:стратегия и тактика./Пер. с англ. Под ред. Ю.Н.Каптуревского-СПб: Изд. «Питер»,1999.

11. Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Конкурс грантов 1997 г. Екатеринбург:УрГУ, 2001.

12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело. 1998.

13. Garcia, L. (2000). Governing Electronic Commerce in a Global Environment. Plenary Presentation. Proc. World Engineers’ Convention, Professional Congress Information and Communication. Hannover. June 19-21, 2000, 33-67.

14. Брандт Д., Ольбертс Э., Розе К. Глобальные индустриальные сети и проблемы дискурсивной этики// Контексты управления (метафизические основания управленческой деятельности). Нижний Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2002.

15. Смирнова В. Г., Мильнер Б.З., Латфуллин Г. Р., Антонов В. Г. Организация и ее деловая среда. Модуль 2. М.: Инфра –М, 2000.

16. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М.: Дело. 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...