1. Толерантность. Партнеры в силу своих установок не всегда будут вас понимать с первого слова. Нужно быть терпеливым и внимательным, чтобы найти общий знаменатель для взаимопонимания.
2. Свобода. Следует ценить как свою, так и чужую свободу действий и помыслов. Отсюда вытекает принцип невмештельства в дела других и ущемление чужих прав.
3. Справедливость. Требование давать объективную оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности; с другой стороны, это требование быть критичным и самокритичным.
4. Тактичность и деликатность. Ваш партнер или клиент – достойный человек. Он требует тактичного обращения и уважения, независимо от пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности, а также психологических особенностей и социальных привычек.
5. Деловая обязательность, которая подобна «техасскому рукопожатию». Она означает обязательность выполнения условий договора, даже если он скреплен простым словом без нотариальной подписи. Другими словами, при нарушении слова, никто не будет вести общее дело с нарушителем.
Обычно, перечисленные принципы и стандарты составляют нравственный «каркас» той модели, которая характеризует современного менеджера, который наряду с высокими профессиональными знаниями владеет иностранными языками и имеет навыки эффективного коммуникатора. Этот каркас включает в себя самоуважение и уважение к другим, прекрасную деловую репутацию, способность к честной борьбе и к сотрудничеству и т. д.
Доверие и бизнес
Модель "дилемма заключенного" была разработана Робертом Аксельродом, который участвовал на полях сражений во время первой мировой войны. Она непосредственно связана с парой отношений «доверие- обман». Он обратил внимание на довольно странный характер ведения позиционной войны, где основными активными участниками были снайперы. Немецкие и британские солдаты после того, как заняли свои окопы, поначалу ведут себя предельно осторожно, чтобы не попасть под прицел снайпера. Однако по прошествии некоторого времени (месяц – два) от осмотрительности не остается и следа. Солдаты ходят по открытому пространству в полный рост, не опасаясь выстрелов со стороны противников. Удивительно то, что если в первой время потери с обеих сторон были довольно ощутимыми, то в периоды стабилизации позиционной войны потери становились минимальными и случайными. Аксельрод сделал вывод, что противники не только привыкают друг к другу, но между ними формируются доверительные отношения. Исходя из эмпирических наблюдений, он построил таблицу, напоминающую платежную матрицу. Если обозначить враждующие стороны через "А" и "В", а отношения между ними обозначить через "обман" (О) или "доверие" (Д), то таблица будет выглядеть следующим образом:
Табл. 3. 6.1. Зависимость потерь от отношений "доверие" или "обман"
А
Потери
В
Потери
О
О
Д
О
О
Д
Д
0(1)
Д
0 (1)
В случае взаимного обмана противники ведут себя осторожно и бдительно. Несмотря на то что снайперы ведет охоту в основном за офицерами, никто не высовывает голову из окопа без необходимости. Вместе с тем, потери есть, хотя и не очень большие. Количество потерь заметно увеличивается в случае одностороннего преимущества (когда та или иная сторона излишне доверчива, она несет максимальные потери). И, напротив, количество потерь минимизируется в случае обоюдных доверительных отношений.
Если говорить не о трагических военных событиях, а о конкуренции хозяйственных организаций, то польза от использования модели Аксельрода становится очевидной. Как и противники, конкуренты могут обманывать друг друга (достаточно вспомнить судебные процессы между компаниями "Кодак" и "Полароид"), но могут и кооптироваться (перейти к отношениям кооперации, как видно по корпоративным сетям "Кейретсу", "Импарнаторе" и т.д.). В модели утверждается, что взамные отношения доверия способны принести больше прибыли конкурирующим организациям в силу сокращения трансакционных издержек.
Вставка
Принципы этики в условиях корпоративных сетей
Основной характерной чертой сетевой работы является взаимное доверие. Здесь необходимо ответить на вопрос, как оно может развиваться в конкурентоспособной экономической окружающей среде. При более детальном исследовании этот вопрос превращается в проблему универсальной этики: как могут общества и социальные организации выработать универсальный набор этических правил, которые были бы абсолютно приемлемыми для всех сторон взаимодействия? Этот вопрос был предметом споров, как в Германии, так и по всему миру на протяжении последних десятилетий. Цель состояла в том, чтобы отыскать некоторое основное соглашение между различными партнерами по общению и взаимодействию, касающееся того, как действовать экономически внутри такой коммуникации или сотрудничества.
Конституция демократического общества, как предполагается, включает каталог фундаментальных прав и правил, которым необходимо следовать, для того, чтобы члены этого общества уважали друг друга и жили в согласии. Но содержание этих правил различается от общества к обществу. Эти различия могут являться причиной разногласий относительно существенных аспектов в кросс-культурном сотрудничестве. Существует философская концепция дискурсивной этики (этика дискурса), представленная в основном К. Апелем (1976), и Ю. Хабермасом (1999). Она направлена на выработку этического базиса, который является приемлемым для каждого, независимо от культурного или социального фона. Очевидно, что такая концепция не может предлагать собрание правил, подобных библейским заповедям. Эти правила могут быть получены, если они основаны на культурном или религиозном фоне одного определенного объединения. Они могут противоречить другим правилам другой социальной системы. Следовательно, при обсуждении универсального этического понятия кажется необходимым выявить причины, по которым любой набор таких правил (который определённо противоречит другому набору) может быть лучше, чем любой другой?
Стараясь найти оптимальное решение поставленной проблемы, К. Апель пытается выяснить, существуют ли принципиально важные элементы коммуникации, которые могли бы быть использованы в качестве общепринятой основы мировой этики. Он уверен, что поиски подобного фундамента могут увенчаться успехом. Впоследствии, чтобы коммуникация полностью оправдала себя в плане взаимовыгодных отношений, базовые принципы должны быть приняты всеми партнёрами. Анализируя процесс общения, он обнаружил, что любой дискурс в большинстве случаев состоит из ситуаций, в которых говорящий использует речь для того, чтобы убедить остальных в истинности собственного мнения. Для того чтобы коммуникация была полезна для всех её участников, она должна включать два следующих аспекта: во-первых, выработанные общими усилиями логические правила взаимодействия; во-вторых, факт приемлемости выявленных принципов для каждой стороны общения. Успех или провал коммуникации зависит не только от того, договорились партнёры при обсуждении или нет, но также от того, соответствует ли данный договор всеобщим принципам. Дискурс не просто должен быть нацелен на убеждение одного человека. К его задачам также следует отнести соответствие определённым нормам, действующим в «идеальном» обществе, которое не зависит от данных конкретных партнёров. Только введение такого постулата может позволить нам судить о справедливости коммуникации.
Апель и Хабермас используют эти допущения в качестве исходной точки для своей э тики дискурса. В первую очередь, она должна быть интерпретирована как метаконцепция. Вообще э тика сама разрабатывалась при помощи значения слова беседа. Спор о деталях этой концепции продолжается на протяжении более чем 20 лет – как внутри Германии, так и при участии международных партнёров. Дискуссия в основном направлена на разработку главных принципов этики совместными усилиями участников обсуждения. Её конечная цель заключается в том, чтобы создать такую коммуникацию, философия которой не противоречила бы всеобщим ценностям, являющимся очень важным аспектом «справедливого сотрудничества». Только после того, как на второй стадии, результаты полемики будут приемлемы для каждой стороны, концепция может считаться применимой для межкультурного сотрудничества.
Существуют определённые основополагающие правила коммуникации, являющиеся результатом подобных фундаментальных принципов общения и сотрудничества. Вот кратко некоторые из них. Все партнёры в диалоге:
· должны обладать одинаковой информацией о предмете обсуждения;
· должны участвовать в поиске общего решения на равных основаниях;
· могут свободно выражать и объяснять своё мнение;
· должны знать и принимать мнения остальных вместе со своим собственным;
· должны быть готовыми пересмотреть свою позицию, принимая во внимание новую информацию или мнение.
На этой основе, возможно создание единых правил экономического сотрудничества организаций, принадлежащих к разным социальным системам, к примеру, предприятий с отличающимися культурными принципами, разных стран, цивилизаций и т. п. Эти правила могут рассматриваться в качестве фундамента для международного и регионального сетевого сотрудничества с целью установления доверия для извлечения пользы и взаимовыгодных ситуаций в экономических действиях.