Приведем перечень некоторых правил, которые не зависят от профессиональных особенностей той или иной деятельности. Они являются общими как для деловых людей, так и для тех, кто далек от бизнеса.
Знакомство и приветствия. Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту или служебному положению мужчин и женщин следует представлять более старшим. Если нет «посредников», то молодой человек представляется более старшему, мужчина — женщине, более молодая женщина — старшей. Один человек представляется множеству людей – двум, группе, собранию. Если надо познакомить женщину с мужчиной, то посредник, обращаясь к женщине, говорит: «Анна Павловна, позвольте представить Вам Василия Александровича». После представления в большинстве случаев новые знакомые обмениваются рукопожатиями. Первым руку подает тот, кому представляется новый знакомый. Подавать руку следует в последний момент. Идти с протянутой рукой или обмениваться рукопожатием через стол не принято (впрочем, по «приметам» не принято протягивать руку через порог). Если женщина или старший по положению (возрасту) не предлагает руки, следует слегка поклониться. Рукопожатие не должно быть слишком сильным или, напротив, вялым. Не стоит сильно трясти руку. Не рекомендуется пожимать ее двумя руками (это допустимо между хорошо знакомыми людьми). Во время представления сидящий должен встать. Женщина может не вставать, за исключением тех случаев, когда ее представляют даме, которая значительно старше ее по возрасту или положению. После знакомства человек, которому представляют нового знакомого, называет свою фамилию (имя) и добавляет: «Очень приятно», «Рад с Вами познакомиться». Тот, кого представляют, говорить в этот момент знакомства не должен. Правила в отношении приветствий. Молодые обязаны приветствовать старших первыми, лица младшего ранга (служебного положения: и мужчины, и женщины) - старших; входящий - присутствующих. Женщина, входя в комнату, должна первой приветствовать всех присутствующих. Принятое у нас и на Западе рукопожатие при встрече или при представлении мужчины и женщины в мусульманских странах совершенно неуместно. Ислам не приемлет даже простого прикосновения лиц разного пола, если они не связаны кровными узами. Не принято обмениваться рукопожатием у народов Юго-Восточной Азии.
Даме из Великобритании, Германии, Скандинавии руки не целуют: там это не принято. Достаточно простого рукопожатия. Сидящий мужчина, приветствуя даму или старшего по возрасту и/или положению человека, должен встать. Приветствуя знакомую женщину на улице, мужчина должен приподнять (или коснуться рукой) шляпу или кепи и отвесить легкий поклон. Когда приветствие сопровождается рукопожатием, мужчина должен снять перчатку (женщина может не снимать). Женщине в знак приветствия никогда не целуют руку на улице. В России принято целовать руку только замужней женщине. Мужчина не должен протягивать руку женщине для приветствия. Исключение - если он ее начальник. Обычно здоровающиеся мужчина и женщина обходятся вежливым поклоном или кивком головы. Женщина первой приветствует мужчину, если она его обгоняет. Проходящий первым здоровается со стоящим или с группой стоящих. Если встречаются пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, затем мужчины приветствуют женщин и лишь после этого мужчины приветствуют друг друга. Если мужчина встретил пару, то сначала он должен приветствовать женщину (поклониться ей), затем поздороваться с мужчиной. Входя в помещение, в котором уже находятся люди, человек должен поздороваться с каждым присутствующим отдельно или со всеми сразу. В транспорте вошедший кивком головы приветствует всех, но руки пожимает лишь рядом сидящим. Если мужчина или женщина садятся в такси (служебную машину), входит в магазин или парикмахерскую, то они должны первыми поздороваться с водителем, продавцом или мастером. В кафе, ресторане, столовой при виде знакомых достаточно в знак приветствия кивнуть им. Правда, мужчина обязан приподняться со стула, если к его столику подходит знакомая женщина. Мужчина, сопровождая женщину, не должен курить.
За столом. В работе бизнесмена часто бывают ситуации, когда находиться за столом относится к числу его профессиональных обязанностей (деловой завтрак, обед и т.п.). Общая рекомендация, если вы встречаетесь с чем-нибудь незнакомым (четыре вилки, несколько фужеров, салфетка, чаша для омовения) – не торопиться. Понаблюдайте внимательно за вашими хозяевами или «опытными людьми» и поступайте так же. Даже при допущении ошибки не стоит огорчаться, поскольку к «новичкам» относятся с пониманием (европейцы, например, ошибаются на Востоке, где едят палочками). За стол нужно садиться так, чтобы было удобно. Не принято ставить локти на стол (полагается держать лишь кисти рук). Не рекомендуется сидеть, откинувшись на спинку стула. Если рядом женщина, то сначала надо помочь ей сесть. Причем, садиться только после того, как сядут остальные женщины. Салфетку кладут на колени. По окончании церемонии и при выходе из-за стола, ее кладут слева от тарелки. Губы вытирают слегка перед употреблением воды или иных напитков, чтобы не оставлять на стекле жирных следов. На официальных завтраках, обедах и ужинах перед каждым кладется несколько ножей (справа) и вилок (слева). Пользоваться ими надо по ходу подачи блюд – от краев к центру. Для рыбных блюд кладется специальный нож (очень широкий). Самые маленькие вилки и ножи – для закусок. Самые большие – для вторых блюд. Различают «завтрак с рассадкой» (между 12.00 – 15.00), «чай» (16.00 – 18.00), прием типа «фуршет» (17.00 – 20.00), приме типа «коктейль» (17.00 – 20. 00), «обед» с рассадкой (19.00 – 21.00) и «ужин» с рассадкой (с 21.00). Дарение. Делать подарки – распространенный обычай (особенно на Востоке). В большинстве случаев подарки носят утилитарный и символический характер. Бестактно дарить старику флайер на ночную дискотеку, как и женщине – бутылку спиртного. Распространенная ошибка при выборе подарка – ориентироваться на свой собственный вкус. Несмотря на то, что «не оскудеет рука дающего», надо помнить, что «дареному коню» все-таки в зубы смотрят. Надо проявить наблюдательность и угадать вкусы и наклонности человека, которому вы хотите что-нибудь подарить. Книги и цветы относятся к «безошибочным» подаркам, хотя и это не факт (можно подарить книгу человеку, который недавно потерял зрение). Цветы же чаще имеют символическое значение (когда стоит подарить ромашки, когда – хризантемы).
Не следует делать знакомым очень дорогие подарки, поскольку правило «взаимного обмена» поставит их в неловкое положение. С подарков надо предварительно снять цены. Практически все подарки вручаются в закрытом виде (за исключением цветов). Когда подарок вручается лично, получатель должен в большинстве случаев раскрыть его. Обязательно следует поблагодарить за подарок. Если в качестве подарка оказалась бытовая вещь, напоминайте дарителю, что вы ею пользуетесь. Разговор по телефону Современная жизнь невозможна без телефона, но к телефонному разговору следует готовиться. Неумение выделить в разговоре главное, лаконично, емко и грамотно изложить свои мысли приводит к значительным потерям (до 20–30 %) рабочего времени. Это тем более важно, что деловой человек до 30% коммуникаций ведет по телефону (в настоящее время, больше по мобильной связи). Искусство ведения телефонного разговора состоит в том, чтобы в краткой, но вежливой форме сообщить все, что нужно и получить удовлетворяющий вас ответ. Вот несколько вариантов разговора: 1). Вы позвонили и начали с фраз: «Доброе утро», «Добрый день» или «Здравствуйте». Если позвонили вам, Вы отвечаете: «Слушаю вас». Если Вы работаете в официальном учреждении, то, сняв трубку, говорите: «Приемная директора» («Отдел кадров», «Фирма Х», «Поликлиника»). 2). После слов приветствия Вы называете себя: «Вас беспокоит....», «Моя фамилия....», «Это звонит Вам...». Либо сообщается повод: «Я — по объявлению в газете Экстра НН...».
3). Вам позвонили, но для выяснения вопроса требуется некоторое время. Попросите абонента перезвонить Вам, указав для этого точное время: «через час» («через день, в 10 утра»; «через неделю» и т.д.). 4). Если Вам посылают телефонограмму, то вся информация записывается на бланке (специальные листы) с указанием в конце даты, времени приема информации и фамилии абонента. Тут же в ответ называете свою фамилию и должность: кто принял телефонограмму. Впрочем, при наличии автоответчика все эти данные легко воспроизводятся. 5). Названия, фамилии, цифры, даты следует произносить не спеша и тщательно, чтобы абонент мог все усвоить на случай, если при нем не оказалось ручки и он не может записать информацию. 6). Оканчивает телефонный разговор и первым кладет трубку инициатор звонка. Вам позвонили — ждите, когда с вами простятся (и поблагодарят за внимание и время). В случае разговора начальника с подчиненным рекомендуется младшему по должности ждать, когда разговор закончит начальник. 7). Звонить после 21.00 коллеге или начальнику домой не следует. Впрочем, домой партнерам вообще лучше не звонить. Допускается это делать лишь в экстренных случаях (с извинениями). 8). Поздравлять по телефону и благодарить человека, занимающего более высокий социальный статус, не следует. Это лучше сделать путем письменного сообщения или на приеме по личному вопросу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|