Объемы перевозки грузов по видам транспорта на среднесрочную перспективу в Калининградском транспортном узле
Железнодорожный транспорт Объемы перевозок грузов в Калининградскую областьиз других регионов России и стран СНГ в 2005 г. могут составить 2,5 млн.т, а в 2010 г. возрастут до 3,0 млн.т. Вывоз грузов из области в указанные регионы может составить, соответственно, 0,6 и 1,0 млн.т. Основная часть грузов, как и в настоящее время, будет следовать через пограничный переход Нестеров - Кибартай (Литва). Перевозки грузов между Калининградской областью, Польшей и другими странами Европы также будут иметь тенденцию роста. В 2005 г. они возрастут до 1,0 млн.т и в 2010 г. до 1,5 млн.т в экспортном направлении и, соответственно, до 0,2 млн.т и 0,5 млн.т. - в импортном. Более 90% указанных объемов перевозок будут следовать через пограничный переход Мамоново - Гранево. Однако наибольшие объемы перевозок грузов будут осуществляться в смешанном железнодорожно-водном сообщении через существующие порты, новый порт Балтийск и проектируемую железнодорожно-паромную переправу. Эти перевозки, с учетом экспортно-импортных грузов и грузов международного транзита, могут составить 4,0 млн.т. в 2005 г. и 7,0 млн.т. в 2010 г. в западном направлении (преимущественно экспорт) и, соответственно, 0,5 и 1,0 в восточном (импорт). Общие перспективные объемы перевозок грузов, осуществляемые с участием железнодорожного транспорта, характеризуются данными, приведенными в таблице 1.1 (млн.т): Таблица 1.1 - Общие перспективные объемы перевозок грузов, осуществляемые с участием железнодорожного транспорта.
Морской транспорт Прогнозируемые объемы перевозок грузов морем через портовый комплекс Калининградской области приведены в таблице 1.2 (тыс.т.):
Таблица 1.2 - Прогнозируемые объемы перевозок грузов морем через портовый комплекс Калининградской области
Это существенный рост перевозок, но даже в этом случае не в полной мере использованы портовые мощности. Современное состояние транспортного комплекса Калининградская область обслуживается Калининградской железной дорогой, которая изолирована от других железных дорог России и имеет прямые выходы лишь на дороги Литвы иПольши. Калининградский железнодорожный узел обслуживает морской торговый, морской рыбный и речной порты. Находящаяся в составе узла станция Калининград-Сортировочнаявыполняет функции предпортовой станции и является основной сортировочной станцией узла, а станция Калининград-Портовая является портовой станцией. Возникшие во второй половине 2001 г. трудности с обеспечением перевозок грузов через морские порты были вызваны, главным образом, с одной стороны неподготовленностью портов к увеличенным объемам перевозок, а с другой - отсутствием должной координации между портами и железнодорожниками. Вместе с этим, намечаемое значительное увеличение перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов через калининградские морские порты и расширение экономических связей Калининградской области с регионами России, стран СНГ, Балтии и Восточной Европы предопределяет необходимость осуществления мероприятий по модернизации железнодорожного транспорта. К числу наиболее крупных мероприятий, которое позволит значительно улучшить эксплуатационную работу Калининградской железной дороги и в частности по приему/сдаче грузов из регионов России и стран СНГ, а также с польского направления, является строительство новой пограничной станции Чернышевская с окончанием работ в 2005 году. При организации железнодорожного паромного сообщения Усть-Луга - Балтийск - порты Германии потребуется строительство в составе предпортовой станции предпаромного комплекса в Балтийске.
Контейнерный терминал и логистический центр в составе Калининградского транспортного узла обеспечат перевозку экспортно-импортных и транзитных грузов по системе, используемой в европейских странах. Эта система позволит перевозить грузы в Западную Европу и обратно строго по графику с гарантированными сроками доставки и соблюдением международных требований к таким перевозкам. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Логистика В новых экономических условиях в нашей стране ведется поиск новых форм и методов управления. К ним следует отнести в недалеком прошлом кибернетику и компьютерную технику; в настоящее время - маркетинг и логистику. Информационный центр является совокупностью достижений человечества в областях компьютерной техники, управления и обработки информации и логистики. К концу 20 века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную или компьютерную логистику и ряд других. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т.д. Каждая из перечисленных областей достаточно изучена и описана в соответствующей литературе, новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками.
Слово «логистика» происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. Логистика как наука и практика возникла в начале XIX века. Процесс ее эволюции сопровождался рядом исторических, экономических, социальных и технических преобразований, приведших ее к бурному развитию в настоящее время. Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой. стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой. сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия. Первое определение. Логистика - это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом-количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене. Как видим, в этом определении наличествуют семь уровней: конкретный потребитель (1), требуемый продукт (2), нужное качество (3), необходимое количество (4), указанное место (5), время (6), цена (7). Второе определение. Логистика - это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции. Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов. Третье определение. Логистика - это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов. Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов,
В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом обьемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств. Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики. Четвертое определение. Логистика - это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов; доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации. Именно это определение наиболее подходит к нашему данному случаю, в котором мы рассматриваем логистику как совокупность грузовых и информационных потоков обеспечивающую минимизацию денежных и временных затрат как для перевозчика так и для грузоотправителя. Развитие логистики оказало существенное влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности предприятий данной отрасли, которая в конце 70-х годов превратилась в своего рода узкое место в экономике промышленно –развитых стран. Переход от жесткого государственного контроля к дерегулированию транспортом начался с конца 70-х годов. Принятые законы разрешили создавать на всех видах транспорта новые компании и свободно устанавливать тарифы. В целях достижения синхронизации работы транспорта и производства в хозяйственной деятельности фирм, широко применяются системы «Канбан» и «Точно в срок». Политика дерегулирования транспорта и применение системы «Точно в срок» способствовали расширению сферы его деятельности. Дерегулирование в основном коснулось автомобильного транспорта как наиболее приспособленного к перевозкам грузов мелкими партиями, способствующим сокращению запасов материальных ресурсов и повышению скорости их оборачиваемости, но морской транспорт так же частично перешел на коммерческую основу. По назначению выделяют две основные группы транспорта:
· Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный). · Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является в целом и осуществляется совместно с делением задач производства, закупок и распределения. В том случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта необщего пользования), возникает ряд специфических задач, которые относят к задачам транспортной логистики. Например: · создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей; · совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок; · обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; · совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; · выбор вида транспортного средства; · выбор типа транспортного средства; · определение рациональных маршрутов доставки. Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Основными объектами исследования в логистике являются: логистические операция, цепь, система, функция, материальный и информационный поток и логистические издержки. Кратко остановимся на каждом из перечисленных понятий. Несмотря на то, что отдельные элементы логистической системы (транспорт, пункты обработки грузов, средства связи и т.д.) могли бы принадлежать поставщикам и производителям на индивидуальной или совместной основе, фактически в первые годы зарождения системы современных услуг за большинством элементов сохранялась прежняя собственность, а их деятельность координировалась при помощи электронной техники, являющейся основой общей собственности. В дальнейшем стала проявляться тенденция к современному владению поставщиками и производителями некоторыми элементами логистических систем, работающих по программе «Точно в срок». Особенно это стало характерным для корпораций с вертикально интегрированными филиалами, поставляющими материалы другим дочерним фирмам, а также партнерам совместных предприятий, участвующим в разработке новейших технологий. Непосредственные связи с помощью электронных средств между поставщиками и производителями многообразны. Прямая связь между двумя сторонами не только ускоряет процесс прохождения заказов, обеспечивая их более быстрое выполнение при меньшем объеме бумажной документации, но и облегчает управление запасами ТМЦ, сокращая затраты на выполнение заказов и хранение заказов. Таким образом, исследование новых логистических систем сбора и распределения грузов показали, что они получили широкое распространение в развитых странах с рыночной экономикой, став с точки зрения затрат и уровня обслуживания эффективными альтернативами прежними системами транспортного сервиса. Автоматизация информационных потоков, сопровождающих грузовые потоки, - это один из наиболее существенных технических компонентов логистики. Современные тенденции управления информационными потоками состоят в замене бумажных перевозочных документов электронными. При бездокументной технологии, традиционные методы выполнения грузовых и коммерческих операций на станциях отправления, прибытия и в пути следования стали анахронизмом – они являются барьером на пути создания принципиально новых технологий перевозочного процесса. Предпринимаются попытки упрощения перевозочных документов грузовых тарифов, системы взаимных расчетов за перевозки между отправителями, получателями и транспортными организациями. Но, по сути дела, устаревшую технологию коммерческой работы накладывают на современные технические средства автоматизации. Естественно, при разработке новой технологии необходимо ориентироваться не только на существующие технические средства автоматизации, но и учитывать дальнейшие перспективы их развития. Технической базой создания прогрессивных технологий и построения транспортной логистической системы является: 1. многопроцессорные ЭВМ, мини и макро ЭВМ пятого поколения; 2. каналы связи; 3. оснащение персональными компьютерами должностных лиц грузовых станций. Помимо применения прогрессивной технической базы, при создании принципиально новой технологии необходимо осуществить комплекс следующих организационно-технологических мероприятий: 1. разработать унифицированную для всех видов транспорта систему кодирования грузов, грузоотправителей и грузополучателей, вагонов и других транспортных средств, а также железнодорожных станций, портов, автостанций. Все виды информации на грузовых единицах, включая отправительскую и железнодорожную маркировку, должны наноситься способом, удобным для автоматического считывания современными устройствами распознавания образцов; 2. построить банки данных из нормативно-справочной и оперативной информации в ВС станции, ИВЦ и ГВЦ, которые содержать всю информацию, необходимую для решения задач автоматизации грузовых и коммерческих операций слежения и розыска грузов в границах станции, дорог и железнодорожной сети. Основная цель разработки перспективной принципиально новой технологии – полностью автоматизировать процессы приема, розыска и учета грузов, слежение за их движением на всех этапах процесса перевозок, в том числе на фазах обслуживания материальных потоков грузовой станции практически без бумажных документов. В результате упразднения работы по оформлению перевозочных документов и канцелярских отчетов существенно упрощается процедура приема и выдачи грузов, отпадает множество операций, в том числе составление комплекса перевозочных документов и вагонного места; визирование в накладной в форме разрешения на перевозочном документе; оформление накладной после приема грузов к перевозке приемосдатчиком; заполнение книги приема груза к отправлению; ведение ведомостей подачи и уборки вагонов и безномерного учета; составление финансовых отчетов; регистрация прибывших грузов в станционном технологическом центре и товарной конторе; составление оперативной отчетности о погрузке и выгрузке грузов; составление декадных заявок и декадных приказов заданий на погрузку грузов; составление банковских и финансовых документов при централизованных расчетах за перевозки; ведение архива грузовой станции и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|