Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплектование /переукомплектование




Команды складываются по-разному. Есть такие, которые вырастают, а есть те, которые строятся. Говорить о каких-то технологиях «выращива­ния» если и небессмысленно, то во всяком случае преждевременно. Это не означает, что не нужно проводить специальных наблюдений за процес­сами стихийного самозарождения и саморазвития команд. Может быть, именно такие команды и являются наилучшими. Однако далее речь бу­дет идти только о том, как происходит целенаправленное формирование команд.

В области комплектования в настоящее время превалирует ориента­ция на формирование гетерогенных групп, для чего требуется соответ­ствующий методический аппарат. Если идентификация пола, возраста и профессиональной принадлежности участника не вызывает особых труд­ностей, этого нельзя сказать в отношении интеллекта и личностных черт (темперамента, характера, ценностных ориентации и т.д.). Что касается диагностики когнитивной сферы, то здесь консультанты располагают со­лидным набором методик, позволяющих с высокой степенью надежно­сти оценить различные стороны и компоненты интеллектуального разви­тия человека. Имеются в виду не только тесты для оценки IQ, но и мето­дики для диагностики когнитивного стиля и креативности мышления. При этом стоит обратить внимание, что предпочтительнее выбирать ме­тодики, учитывающие специфику деятельности, которой будет занимать­ся команда. К примеру, если стоит задача укомплектования группы для


разработки технического проекта, то для диагностики интеллекта более предпочтительным выглядит тест Фланагана, нежели тест Векслера. Для команды менеджеров в этих же целях подойдут тесты административных способностей. И, разумеется, никак нельзя упускать из вида возможно­сти использования Центра оценки, поскольку его метод позволяет в мак­симальной степени отразить специфику ситуации, в которой находится команда.

Методический инструментарий для диагностики развитости интел­лектуальной сферы весьма богат. Однако на практике нет возможности воспользоваться им в полном объеме. В настоящий момент наиболее во­стребованными оказываются стандартные интеллектуальные тесты и ме­тодики для оценки креативности. В моду входят методики для диагно­стики эмоционального интеллекта и все большую популярность набира­ют методы Центра оценки.

С диагностикой личностной сферы дело обстоит несколько сложнее. По разнообразию методик эта область даст фору любой другой, хотя здесь следует говорить не о богатстве, а о пестроте. Удручает качество методи­ческого инструментария и, прежде всего, такие его характеристики, как надежность и обоснованность (валидность). Сказанное относится в пер­вую очередь к личностным опросникам, в обиходе называемым личност­ными тестами (которыми, по большому счету, они не являются). Если их применение при подборе персонала оправдано тем, что лучше хоть что-то, чем ничего, то для выстраивания командной композиции сами по себе они недостаточны и должны быть дополнены другими источниками ин­формации. На сегодняшний день наиболее распространенными являются методики, основанные на типологическом подходе К. Г. Юнга (модель Майерс—Бриггс, модель Кейрси), и методики, построенные на базе кон­цепции командных ролей, предложенной Р. М. Белбиным. Подробно особенности применения этих подходов будут рассмотрены в гл. 2 и 3. Здесь стоит отметить, что в обоих случаях личностные опросники фигу­рируют лишь как часть необходимого инструментария. В юнгианских подходах использование опросников (Майерс—Бриггс и Кейрси), как правило, предваряется специальными процедурами, подготавливающи­ми участников к их заполнению, и дополняется ситуационно-поведен­ческим тестированием и (или) глубинным биографическим интервью. Командные роли по Р. М. Белбину определяются при сопоставлении ре­зультатов применения опросника и внешних оценок, полученных от кол­лег (360-градусной обратной связи).

Диагностика ценностных ориентации осуществляется с помощью ме­тодов, применяемых при исследовании корпоративной культуры и орга­низационного климата. Среди них наиболее перспективными для задач комплектования команд оказываются проективные методики, позволя-


ющие выявить глубинные ценностные основы стилевых предпочтений участников команды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...